Подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ по информатике
Подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ по информатике
Аннотация
В статье освещается вопрос подготовки выпускников лицея к сдаче экзамена по информатике в форме ЕГЭ и приводятся рекомендации по использованию средств для этой подготовки.
Преподавание информатики в лицее ведется непрерывно, начиная с 1 класса. В 5-6 классах по УМК Л. Л. Босовой 1 час в неделю, в 7-9 классах по УМК И. Г. Семакина 2 часа в неделю. В средней школе в физико-математическом профиле 2 часа в неделю и информационно-технологическом 4 часа в неделю.
Единый государственный экзамен по информатике необходим для поступления в технические ВУЗы. За последние годы из экзаменов по выбору учащиеся все чаще выбирают именно информатику. В таблице приведены итоги сдачи ЕГЭ в нашем лицее:
Год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
Всего сдавало в лицее | 14 | 15 | 22 |
Средний балл по лицею | 82 | 78 | 82 |
Средний балл по городу | 73 | 72 | 71 |
Средний балл по области | 64 | 63 | 65 |
Учащиеся лицея в основном мотивированные дети. С дальнейшим обучением они определяются уже в 10 классе или даже раньше, поэтому выбор экзамена по информатике и ИКТ происходит задолго до его сдачи.
Работу по подготовке к экзамену по информатике в форме ЕГЭ можно разбить на два этапа. Первый этап состоит в том, что начиная с 7-го класса, в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ГИА, который для учащихся является упрощенным вариантом ЕГЭ. После изучения каждой темы предлагаются контрольные вопросы и задания в стандартном формате, соответствующем ГИА. Второй этап ориентирован на учащихся 10-11 классов по подготовке непосредственно к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.
Подготовка к сдаче ЕГЭ ни в коем случае не заменяет прохождение программы по информатике и ИКТ, а лишь дополняет ее изучение.
В начале учебного года в 10 и 11 классах проводится входной контроль с использованием работ системы СтатГрад прошлого года. При этом анализируются результаты и происходит определение области незнания, как для всего класса, так и для каждого ученика в отдельности. Мониторинг усвоения материала ведется в течение двух лет.
При подготовке учащихся к ЕГЭ необходимо уделять особое внимание темам, включенным в программы для поступающих в вузы, а именно на алгоритмизацию и программирование. Выпускникам для успешного поступления в ВУЗ и дальнейшей учебы по специальностям, связанным с информатикой, необходимо знать не только теорию, но и иметь практику в создании программ для решения практических задач. Следует уделять больше внимания формализации записи алгоритмов и табличному исполнению алгоритмов.
Исходя из нашего многолетнего опыта, наибольшую трудность для учащихся представляют следующие темы:
– Алгоритмизация и программирование.
– Алгебра логики, в частности решение систем логических уравнений.
– Динамическое программирование.
Для успешного обучения программированию изучение этой темы начинаем в 6 классе. Но в отличие от предложенного в учебнике 6 класса языка программирования QBASIC, учащиеся получают начальные знания по языку программирования Паскаль и создают свои первые простейшие программы. В 7 классе рассматриваются такие вопросы программирования, как использование циклов, случайных чисел и простейшей анимации в графике языка Паскаль. Работа ведется по расширенной программе, при этом расширение используется в основном на программирование.
В 8-9 классах происходит отработка основных возможных алгоритмов, включенных в кодификатор демоверсии ЕГЭ, основными из которых являются:
– Нахождение минимума и максимума двух, трех, четырех данных чисел
без использования массивов и циклов.
– Нахождение всех корней заданного квадратного уравнения.
– Запись натурального числа в позиционной системе с основанием меньшим или равным 10. Обработка и преобразование такой записи числа.
– Использование цикла для решения простых переборных задач .
– Операции с элементами массива. Заполнение элементов одномерного и двумерного массива по заданным правилам Линейный поиск элемента. Вставка и удаление элементов в массиве. Перестановка элементов данного массива в обратном порядке. Суммирование элементов массива. Проверка соответствия элементов массива некоторому условию. Нахождение второго по величине (второго максимального или второго минимального) значения в данном массиве за однократный просмотр массива. Нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве и количества элементов, равных ему, за однократный просмотр массива. Сортировка массива.
– Обработка отдельных символов данной строки. Подсчет частоты появления символа в строке. Работа с подстроками данной строки с разбиением на слова по пробельным символам.
Поиск подстроки внутри данной строки, замена найденной подстроки на другую строку.
В 10-11 классах учащиеся изучают такие разделы программирования, как: процедуры и функции, записи, работу с файлами, обработку строк. Обращаем внимание учащихся на написание программ, эффективных с точки зрения используемой памяти и скорости обработки данных, в соответствии с критериями оценивания задания С4 ЕГЭ. Критерии оценивания заданий части С достаточно подробно обговариваются с учащимися, с той целью, чтобы они получили максимально возможный балл за эти задачи.
Большим подспорьем в работе учителя является использование сайта К. Полякова. После прохождения каждой темы ученики выполняют контрольные и самостоятельные работы. При анализе выполнения этих работ корректируются их знания. Задания для тренировочных работ мы берем с сайта К. Полякова. Кроме этих заданий мы используем материал с этого сайта для разбора заданий, программы для проверки заданий, презентации к урокам, статьи с методическими рекомендациями.
Система СтатГрад является довольно мощным помощником учителя и стимулирующим фактором в учебе. В течение года учащиеся выполняют 4 тренировочных и две диагностические работы. При этом оцениваются не все задания, а только те темы, которые пройдены к этому времени, а для учащихся, которые не сдают экзамен по информатике, оценивается только базовый уровень.
Литература
1. http://fipi. ru/view/sections/226/docs/627. html
2. http://kpolyakov. narod. ru/school/ege. htm
3. Решение типовых экзаменационных задач по информатике: учебное пособие. Л. М. Дергачева. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
4. ЕГЭ. Информатика. Пробный экзамен: учебное пособие. Н. Н. Самылкина. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
5. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т. Л. А. Залогова [и др. ]; под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Метки: Информатика