Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Работа учителя информатики с одаренными детьми

Работа учителя информатики с одаренными детьми

Традиционно учитель всегда рассматривался как преподаватель какой-то дисциплины и воспитатель подрастающего поколения. Учитель чаще всего являлся источником информации, а ученик – пассивным слушателем, поглотителем информации. Современным же обществом востребована личность, творчески мыслящая, способная к принятию нестандартных решений, самостоятельному пополнению знаний.

Сегодня школа стремится формировать сознательное отношение учащихся к интеллектуальному труду. Учитель в этих условиях просто обязан использовать не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Особенно активно мы должны работать с высокомотивированными учениками, которых часто называем одаренными. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

ОДАРЕННОСТЬ – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей . [1, c. 78]

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. [3. c, 24]

Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность [2, c. 79]

По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрасте, то есть 20% может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные. Они имеют ярко выраженные необычайные способности к получению высоких результатов в одной из сфер бытия человека. Такие дети, придя в школу, сразу выделяются из общей массы. И порой именно они «заставляют» учителя выбирать неординарные формы и методы работы, подбирать интересные и сложные задания. Таким способом учитель двигает ученика к высоким результатам.

Кроме талантливых детей есть достаточно много просто способных учащихся, которым учитель обязан помочь реализовать свои способности, научить творчески мыслить, и в конечном итоге достигать хороших результатов в состязаниях различных уровней.

Современный школьник может продемонстрировать свои знания по предмет на уроке. Только для одаренных детей этого оказывается маловато. Сегодня предмету «Информатика и ИКТ» отводится один урок в неделю, основная работа с одаренными детьми ведется во внеурочное время.

Поэтом учащиеся должны участвовать в конкурсах, научно-практических конференциях и олимпиадах. А помогать ему в этом должен учитель. Отсюда педагог сам обязан творчески относиться к составлению календарно-тематического планирования, разработке урока, подбору заданий и т. д.

Научно-исследовательскую деятельность повышает у учащихся мотивацию учебной деятельности. При этом дети учатся работать с литературой, учатся представлять результаты своей работы перед компетентной аудитории. Здесь важную роль может сыграть метод проектов.

Так, например, мною совместно с учителем английского языка был создан учебный проект: «КИНО И СОВРЕМЕННОСТЬ». (Данный урок проводился в 9 классе как обобщающий урок с подготовкой зачетного творческого задания – презентации по теме «Технология создания презентаций в Power Point»).

Использование метода проектов позволяет организовать учебный процесс таким образом, что ученик оказывается вовлеченным в познавательный цикл: внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике, а внутренний результат – опыт деятельности – станет личным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Так, например, учащимся было предложено разработать проект – презентацию на любую тему по информатике или выбрать и рассказать в виде презентации о том, что им интересно или о том, о чём они хотят рассказать другим. В итоге получился целый сборник проектов – презентаций.

Цели и задачи проекта:

1) научить учащихся методам поиска, обработки и обобщения информации,

2) использовать презентацию при устном ответе,

3) составлять сообщение по изученной теме,

4) развивать речь, память, мышление,

5) воспитывать культуру общения и речевую культуру,

6) воспитывать сотрудничество.

К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение. Ускорение связано с изменением скорости обучения, а не с содержательной его частью. [4, c. 193]

Ученику пятого класса, заинтересовавшемуся программой «Power Point» нельзя сказать, ты не спеши, этим мы займёмся позже. Нужно помочь ему проявить самостоятельность в достижении необходимых знаний, направить, подсказать.

Олимпиады по информатике на самом деле являются исключительно олимпиадами по программированию, а на сегодняшний день этот раздел в информатике присутствует лишь номинально. Поэтому заинтересовать учеников программированием в настоящее время не просто. Иногда приходится идти на некоторую хитрость: ученикам, достигшим некоторого уровня, предлагается создавать более сложные документы, и тут они начинают понимать необходимость навыков программирования.

При работе с одарёнными детьми большую роль играют индивидуальные консультации по подготовке к олимпиадам. Занятия могут посещать не только те ученики, которых учитель считает одаренными, но и все желающие. На занятиях рассматриваются теоретические основы алгоритмизации, решаются задачи повышенной сложности, а также олимпиадные задачи прошлых лет.

При работе с одаренными детьми учитель меньше говорит, меньше даёт информации, устраивает демонстрации и реже решает задачи за учащихся. Вместо того чтобы самому отвечать на вопросы, он предоставляют это учащимся. Он больше спрашивает и меньше объясняет. [4, c. 100]

Поведение учителя при этом должно отвечать следующим характеристикам: он создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение и индивидуальность ученика. [2, c. 208]

Я считаю, что работа с одаренными детьми нелегка и не всегда приносит ожидаемые результаты.

Есть объективные и субъективные проблемы:

в современной школе один урок информатики в неделю – ничтожно мало;

общий уровень класса редко соответствует уровню талантливого ученика, что требует от учителя большой дополнительной подготовки к уроку;

недостаточно методической поддержки для работы с одаренными детьми, которые зачастую очень быстро «перерастают» своего учителя;

не во всех школах администрация может выделить достаточное количество часов на внеурочную работу с одаренными детьми;

Выявление и специальное обучение одаренных детей долгое время считалось непозволительной роскошью: талант, якобы, настолько очевиден, что сам всего добьется. В обычной школьной программе почти нет творческих заданий. А развитие потребности в творчестве также важно при работе с выдающимися детьми, как и повышение их интеллектуального уровня.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей постоянного роста, педагогической гибкости.

Список использованных источников.

1. С. С. Степанов. «Психологический словарь для родителей», М. , 1996.

2. «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н. С. Лейтеса, М. , 1996.

3. Терасье Ж. К. «Сверходаренные дети», М. , 1999.

4. Экземплярский В. М. «Проблема школ для одаренных», М. , 1977.

Метки: Информатика