Урок информатики в 6 классе на тему «Определение понятия»
Урок информатики в 6 классе на тему «Определение понятия»
Цели урока: Познакомить с приёмом построения определений.
Задачи урока:
¾ образовательные – уметь давать понятиям определения;
¾ развивающие – стимулировать познавательную активность учащихся; развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать; логически мыслить;
¾ воспитательные – развитие интереса к предмету, формирование общекультурных компетентностей обучающихся.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Методы: фронтальный опрос, словесный, словесно-наглядный, частично поисково-исследовательский.
Форма организации познавательной деятельности: коллективная работа, индивидуальная.
Оборудование, программное обеспечение, дидактические материалы:
1. Компьютерный класс, проектор, экран.
2. Текстовый редактор MS Word.
3. Презентация «Определение понятия», Босова Л. Л. «Информатика и ИКТ. Учебник для 6класса», текстовый файл с практическим заданием.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация ранее изученного материала – 5 мин.
3. Изучение новой темы – 15 мин.
4. Практическая работа на компьютере. Физкультминутка. – 20 мин.
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание
Выставление оценок – 5 мин.
Ход урока.
1. Организационный момент. Слайд 1
Приветствие учащихся. Положительный, эмоциональный настрой учащихся на работу.
Не нужно нам владеть клинком,
Не ищем славы громкой.
Тот побеждает, кто знаком
С искусством мыслить тонким. Г. Уордстворд.
2. Актуализация ранее изученного материала. Слайд 2 – 4.
Мы продолжаем изучать тему «Понятия как форма мышления». Сегодня на уроке мы будем учиться давать понятиям определения. Давайте вспомним:
– Что такое понятие?
– Какие признаки объекта считаются существенными?
– С помощью чего представляют отношения между понятиями?
3. Изучение новой темы. Слайд 5 – 9.
– Сегодня на уроке мы будем учиться давать понятиям определения.
– Определение отвечает на вопрос «Что это такое?». Оно должно раскрывать основное содержание понятия, в нём недолжно быть лишних слов, но и недолжно быть недосказанностей.
Вы уже хорошо можете выделять существенные признаки объекта, которые отражают содержание понятия. Это поможет нам при построении определения понятия через род и видовое отличие.
Запишите в тетрадь следующую схему (слайд 5):
Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие
Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым.
Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия – определяющим.
Запишите в тетрадь пример определения понятия (слайд 6):
Информатика – это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.
Рассмотрим его с точки зрения составных частей. Попробуйте, самостоятельно выделить (подписать сверху цифру) видовое понятие (1), родовое понятие (2), видовое отличие (3) исходя из рассмотренной схемы.
Ответ: Информатика (1) – это видовое понятие. Наука (2) – родовое понятие. Аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации (3) – видовое отличие.
Следующий пример учащиеся разбирают самостоятельно, с последующей проверкой (слайд 7):
Пользователь – это человек, применяющий компьютер для получения информации или решения задачи.
Ответ: Пользователь (1) – это видовое понятие. Человек (2) – родовое понятие. Применяющий компьютер для получения информации или решения задачи (3) – видовое отличие.
Итак, при построении определения можно выделить два этапа:
первый – подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие;
второй – указание видового отличия, т. е. существенного признака, отличающего определяемый предмет от других, относящихся к тому же роду.
Работа с учебником. Выполнение заданий 2, 3, 5 с. 53 (коллективный разбор)
Рассмотрим ряд правил, которыми следует руководствоваться при построении определения (слайд 8):
1. Определение должно быть соразмерным (т. е. определяемое и определяющее понятия должны иметь одинаковый объем).
Пример: Информатика – наука об информации; очень широкое определение, т. к. информацию изучают и другие науки (биология, химия). Информатика – наука изучающая способы хранения информации; слишком узкое определение, указывает только часть предмета.
2. Определение не должно заключать в себе круга (когда определяющее понятие повторяет определяемое – «тавтология»).
Пример: Информатика – наука об информатике.
3. Определение недолжно быть отрицательным.
Пример: Информатика – это не математика.
4. Определение не должно быть противоречивым.
Пример: Информатика – это молодая и древняя наука.
Вывод. Определение понятия – это перечисление всех существенных признаков объекта в связном предложении. (слайд 9)
4. Выполнение практического задания на компьютере.
Практическая работа №6 задание 2 (Приложение 1). На всех компьютерах учащихся на рабочем столе в папке «К уроку» находится файл Пары. doc. Ученики садятся за компьютеры, открывают текстовый редактор и выполняют задание, через 10 минут после начала работы за компьютером – физкультминутка, следует выполнить с учащимися упражнение для глаз.
Коллективная проверка задания. Слайд 10.
5. Подведение итогов урока.
– Как строится определение?
-Какие ошибки могут возникать при построении определения?
Домашнее задание. Слайд 11.
1. Учебник § 2. 3, с. 51-53.
2. В любом из словарей найти определение двух понятий через родовое понятие и видовое отличие.
Выставление оценок.
Приложение 1.
Практическая работа №6 Задание 2.
В текстовом процессоре открыть текстовый файл Пары. doc.
Под текстом создать таблицу, состоящую из 2 столбцов и 17 строк. Столбцы озаглавьте: «Родовое понятие», «Видовое понятие». Из перечня имеющихся слов выделите попарно родовые и видовые понятия и, копируя, вставьте их в соответствующие столбцы таблицы.
Ответ:
Родовое понятие | Видовое понятие |
Цветок | Фиалка |
Фрукт | Груши |
Овощ | Морковь |
Буква | «У» |
Цифра | Два |
Орудие | Топор |
Прибор | Микроскоп |
Подросток | Школьник |
Дом | Деревянный дом |
День | Зимний день |
Лодка | Резиновая лодка |
Животное | Тюлень |
Насекомое | Оса |
Металл | Олово |
Военный | Сержант |
Орган | Почки |
Перечень используемой специальной и методической литературы:
1. Фундаментальное ядро содержания общего образования/Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова, 2011.
2. Поурочные разработки по информатике: 6 класс; Н. Л. Югова. 2010.
3. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса. /Л. Л. Босова. – М. :Бином. Лаборатория знаний, 2009.
Е. В. Зайкина, МБОУ СОШ №7, г. Пушкино, Московская область
Метки: Информатика