Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Информатика
  • Системообразующая роль информатики в организации учебного процесса с использованием возможностей ИКТ

Системообразующая роль информатики в организации учебного процесса с использованием возможностей ИКТ

Наше общество находится на новом витке исторического развития. Школа – часть общества, а потому все изменения, происходящие в нем, обязательно отражаются и на развитии образования.

Одна из первопричин происходящих сдвигов и в обществе, и в образовании связана с феноменом вхождения человечества в новую технологическую эру – эру информационной цивилизации. Информационные технологии являются основой проходящей в последние десятилетия инновационной революции. Революционные преобразования в сфере технологий оказывают на общество такое же влияние, как появление в свое время тепловых и электрических машин.

Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей человека. В настоящее время изменяется само понятие обучения: усвоение знаний уступает место умению пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера.

Применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе – вполне закономерное явление. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «учитель – ученик».

Внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

Исторически педагогика всегда использовала в своей деятельности информационные средства (средства хранения, обработки и передачи информации); их совершенствование повышало эффективность обучения. Поэтому использование компьютера как самого совершенного информационного средства наряду с использованием книги, авторучки, телевизора, калькулятора, видеомагнитофона и пр. в изучении учебных предметов естественно влечет совершенствование процесса обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе даже дошкольников.

Задача школьного курса информатики – формирование организации доступа к информации. Приоритет при решении этой задачи должен быть отдан формированию мотивационной компоненты деятельности человека. Предмет информатика должен занимать место особого системообразующего предмета среди школьных учебных курсов. Результатом этого может стать такая организация структур сознания учащихся, при которой осознанный контроль за поиском информации будет подчинен целям, определенным личностью для своего прогрессивного развития. Влияние учителя на развитие личности – один из аспектов становления профессионала, а профессионал сможет гибко адаптироваться в современное информационное общество. Подготовка к сознанию себя как к профессионально востребованному человеку, облегчение процесса социализации личности – есть задача современного учителя.

Ученик должен четко сформулировать: это я знаю, это теперь я могу изучить, это я уже умею делать, а это я хочу сделать и для этого у меня есть знания, информация, есть авторитетный учитель, к которому можно обратиться за консультацией.

Профессиональное сознание современного учителя – всегда рядом и немножко впереди. Современный ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъектного опыта. Учитель ставит своей целью максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный опыт ребенка, помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства. «Вектор развития» строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию. Современный ученик должен быть ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.

В современной педагогической литературе все чаще употребляется понятие «компьютерное образование», т. е. развитие, воспитание и обучение человека в компьютерной среде, в условиях, когда компьютер является предметом изучения, инструментом деятельности, средством самореализации.

При таком подходе четко определяются цели компьютерного образования – развитие высших психических функций, формирование качеств личности – образованности, самостоятельности, критичности, ответственности, рефлексивности. Более четко представляются и виды деятельности в компьютерной среде: ученик обучается, развивается, общается. Компьютер в современных условиях не просто электронная вычислительная машина; это источник информации, инструмент ее преобразования и универсальная система связи, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов дидактической системы, включая и тех, с кем общение идет опосредованно через компьютерную программу.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования детей, выявления их личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т. е. возможны два вида направления компьютеризации обучения:

а) изучение информатики;

б) использование компьютера при изучении различных предметов. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения.

Отдельной строкой – использование ИНТЕРНЕТ.

У нас пока небольшой опыт в использовании ресурсов Глобальной сети.

И остается много вопросов и проблем. Что такое Интернет? Большая помойка или неограниченные возможности получать полезную, нужную, актуальную информацию, учиться, развиваться, общаться?…

Ответ очевиден. Он зависит от того, какую цель ты поставишь перед собой! Но для подрастающего поколения бесконтрольный доступ к Интернет очень опасен. Как для физического, так и психического состояния.

В нашей школе прошел педсовет по теме «Использование информационных технологий в учебном процессе», где обсуждались различные вопросы, в том числе и использование Интернет. Учителя высказывали разные мнения об использовании ресурсов Интернет для написания рефератов. Реферат из Интернет. Хорошо или плохо? Сначала ответ был однозначен: плохо! Но после детального обсуждения мнения разделились.

Действительно, многие опытные педагоги сталкиваются с ситуацией, когда их ученики приносят готовую, выполненную в несвойственной школьникам манере работу.

Что делать? Доказывать, что работа выполнена несамостоятельно? Запрещать использовать Интернет при выполнении домашних заданий? Есть вариант лучше – попытаться посмотреть на глобальную сеть как на средство обучения. В традиционных условиях ученик за материалом для реферата идет в библиотеку, обращается к библиографу или ищет самостоятельно по каталогу либо перебирая книги на полках. Затем он выписывает найденные сведения по интересующей его теме и идет домой оформлять реферат окончательно. Для украшения своей работы он применит цветные карандаши, фломастеры, возможно, приклеит подходящую картинку, вырезанную из старого журнала. Какие возможности для подготовки реферата может предоставить Интернет? Гораздо более широкие. Но здесь никак не обойтись без корректирующих указаний учителя.

Программа действий по руководству подготовкой школьниками рефератов при помощи Интернета может состоять из девяти приведенных ниже инструкций.

Итак: Использование Интернета …

Нельзя. Запретить! Или… Можно, но…

n Инструкция 1: Не только можно, но и нужно.

n Инструкция 2: Ищу именно то, что нужно

n Инструкция 3: Не бери, а выбирай

n Инструкция 4: Вырежи, сложи и склей

n Инструкция 5: Укрась таблицами, рисунками и схемами

n Инструкция 6: Оформи грамотно и красиво

n Инструкция 7: Не забудь про тех, чей материал использовал

n Инструкция 8: Укажи свое имя и имя того, кто тебя научил

n Инструкция 9: Гордись своей работой и покажи ее всем

· Инструкция для учителя:

реферат не для полки, а для работы!!!

Наш ответ: Интернет – это полезно. Но нельзя перебарщивать. Все полезно в разумных пределах.

В заключение хочется обозначить проблемы нашего педагогического коллектива, которые существуют у нас в области освоения компьютерных технологий.

n Недостаток знаний

n Инертность учителей

n Нежелание учиться «не своему» предмету

n Нехватка времени

n Наличие только одного компьютерного класса

n Недостаточное владение основами новых педагогических технологий, в частности проектной.

n Отсутствие в школе системного администратора

Пути решения этих проблем в нашей школе.

n Изменение профессионального самосознания

n Занятия учителей в компьютерном классе во время «окон»

n Четкое планирование работы по самообразованию

n Предварительная подготовка к уроку с использованием ЭВМ (в том числе ресурсов Интернет)

n Изучение и использование проектной методики

n Создание в школе единого информационного пространства

Одно из главных условий внедрения компьютера в образовательный процесс образовательных учреждений – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, владеющие навыками работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров в учреждениях образования, хорошо ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для школьников, знающие этические правила их применения и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям.

Можно сделать вывод: применение компьютера на уроках возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ученика всесторонне.

Сегодня компьютерные технологии можно считать новым способом передачи знаний. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Т. М. Юдахина, МОУ Октябрьская СОШ, п. Октябрьский, Радищевский район, Ульяновская область

Метки: Информатика