Организация проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ

Организация проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ

В условиях внедрения ФГОС второго поколения, на современном этапе развития информационного общества ценность знания самого по себе как цели образования утрачена. Знание становится не целью, а средством осуществления деятельности или освоения ее новых видов. Сегодня уделяется особое внимание компетентностному подходу в образовании.

Образование для устойчивого развития – это изменение подхода к самой сути образования. Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.

И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

Проектная работа, как правило, имеет личностно значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. Если в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях обилия информации. Эта работа развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений. Такая своеобразная прививка делает школьника устойчивым к разного рода влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.

Что же такое – метод проектов? Это – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. В основе метода проектов лежит идея направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при реализации практически или теоретически значимой проблемы.

Проектная деятельность может научить детей умению:

– увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;

– поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее на тактические шаги;

– оценить имеющиеся ресурсы, распределить их;

– добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в т. ч. людей, как источник информации;

– планировать свою работу;

выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;

– увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.

Кроме того, проектная деятельность способствует:

– развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов);

– развитию коммуникативной и информационной компетентности, других социальных навыков;

– решению профориентационных задач.

Как это делаем МЫ (я и мои ученики)…

Я работаю в обычной общеобразовательной сельской школе. По федеральному базовому учебному плану в таких школах предмет информатики преподается в 8-11 классах. У нас в школе благодаря использованию школьного компонента работает непрерывная система обучения информатике и ИКТ с 3 по 11 класс. Я – учитель информатики и преподаю её во всех классах. Не могу сказать, что работаю по методу проектов, я лишь использую элементы проектной деятельности, начиная с начальной школы.

Начальная школа.

Сейчас учителя начальных классов находятся на первом этапе внедрения новых стандартов: создание образовательной программы, в которой одним из центральных направлений будет формирование универсальных учебных навыков, развитию которых способствует организация исследовательской деятельности с младшими школьниками. Организовать такого рода деятельность на уроках не так просто.

Проектная деятельность предполагает самостоятельную работу. На уроках информатики возможно осуществлять маленькие, может быть, пока не претендующие на название «проект», работы.

Например, описать свои наблюдения, оформив в виде сообщения с иллюстрациями (тема «Действия с информацией»), нарисовать «свое настроение» в графическом редакторе Paint (тема «Программы»), придумать свою кодировочную таблицу, взяв на себя роль разведчика, (тема «Кодирование и декодирование информации») и т. д. Главное: каждый ребенок должен работать самостоятельно и рассказать о своей работе другим!

Более серьезные работы выполняются во внеурочное время и предполагают помощь родителей. Необходимо привлекать младших школьников к участию в различных творческих конкурсах, предусматривающих проектную деятельность. У нас есть опыт участия в межрегиональном конкурсе «Мой проект»: 2 место. г. Ульяновск в 2010г. , в 2011 г наша школа стала базовой для проведения зонального этапа конкурса исследований младших школьников «Малая академия» (педагог-тьютер Юдахина Т. М. ). Наши школьники были в числе лидеров и участвовали в межрегиональном этапе.

Среднее звено. 5-6 класс.

В 5-6 классах в нашей школе работает факультатив «Формирование компьютерных компетенций». На нем ребята осваивают:

– Основы правильной работы на компьютере;

– Работу с тренажерами;

– Работу с офисными программами;

– Умение находить нужную информацию;

– Умение обрабатывать информацию;

– Умение публично преподносить информацию.

Тема «Проектная деятельность» не значится в программе, но…она присутствует в процессе освоения различных компьютерных компетенций.

Под руководством учителя ребята создают коллективные проекты, такие как «Коллективная мультимедийная открытка учителю», «Календарь для классного руководителя» и др. Ребята не просто учатся работать с различными программами, они создают значимый продукт, получают удовольствие от процесса работы, учатся работать согласно выбранной цели.

7 класс. Факультатив «Организация проектной деятельности».

Самая серьезная работа по проектной деятельности осуществляется в нашей школе в 7 классе. Учащиеся уже овладели основными компьютерными компетенциями и готовы к самостоятельной работе.

Самым важным и на первых порах самым трудным является постановка цели своей работы. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности, хорошим опытом является работа над проектом, тему которого выбирает сам по своему желанию. Это может быть создание семейного древа, рассказ об интересном человеке, о своем увлечении и, конечно, хотя не обязательно, это может быть учебный проект (тема связана с учебным предметом).

Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы.

Следующий шаг – как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент.

Работают ребята над проектом индивидуально, чтобы максимально освоить все «тонкости» каждого этапа работы.

Одной из особенностей работы над персональным проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчеты (на первых порах – это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью и т. п. ), проанализировать их и не допускать в будущем. Такой опыт представляется очень важным, а его, к сожалению, часто не хватает не только школьникам, но и вполне взрослым людям.

Замечательный опыт самопрезентации дает ребятам процедура защиты проекта. Она имеет свой строгий регламент – 7-10 минут на выступление и 3-5 минут – ответы на вопросы. Автор должен подготовить аннотацию своего проекта, ознакомить с ней представителей жюри, позаботиться об оформлении аудитории, приготовить технику для демонстрации слайдов, видео– или аудиофрагментов, компьютерной презентации и т. п. Необходимо также пригласить зрителей, а может быть, заранее договориться, какие вопросы они зададут, чтобы выступление выглядело еще более убедительным. Есть много секретов презентации, которые осваивают ребята, защищая свои проекты. Конечно, на первых порах во всем этом большую помощь оказывает учитель.

Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой школьной работы.

Существует четкая система критериев оценки персональных проектов учащихся. Эти критерии позволяют увидеть различные стороны деятельности учащегося в ходе его работы над проектом, а также оценить результат этой работы.

С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом. Более того, они могут сами предложить какие-либо дополнительные критерии. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке. В любом случае структура полученного балла будет понятна учащемуся.

На уроках. 8-11 класс.

Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьной программы, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты. Кстати, учебный проект – прекрасный способ проверки знаний учащихся, в этом случае контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты проекта. Мой опыт убеждает, что, постоянно выполняя учебные проекты, учащиеся приобретают достаточный опыт, чтобы перейти к работе над самостоятельными персональными проектами в рамках различных конкурсов.

Я определила для себя темы в каждом классе, благодатные для проектной деятельности.

8класс. Тема «Аппаратное обеспечение компьютера». Ребята создают групповые проекты на темы «Устройства ввода, вывода, обработки и хранения информации».

9класс. Тема «Кодирование информации. Обработка мультимедийной информации». Учащиеся 9 класса создают клипы в программе WindowsMovieMaker. Темы выбираются самостоятельно (не учебные). Готовятся аннотации проектов. Защита и коллективное оценивание по критериям, разработанным совместно с учащимися.

10класс. Тема «Устройство компьютера». Проекты групповые. В группе производится распределение ролей. Серьезные требования предъявляются к письменной части проекта. Это и оформление титульного листа, и библиография, и размещение иллюстраций. Освоив эти навыки, выпускник школы легче справится с требованиями в вузе.

11класс. Тема «Создание Web-страницы». Индивидуальные проекты объединяются в общий проект «Наш любимый дружный класс». Каждый учащийся готовит информацию в виде Web-страницы о своем однокласснике, внося вклад в общее дело. Проект имеет практическую значимость, т. к. он может быть использован на празднике Последнего звонка и выпускном вечере…

Внеурочная деятельность.

Наша школа имеет определенные успехи в проектной деятельности. Проекты, побеждающие на региональном и межрегиональном уровне – результат кропотливого труда на протяжении длительного времени. Это персональные проекты учащихся, успешных в той или иной области.

Персональный проект – это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы. Взрослый здесь выступает в роли консультанта, источника информации, вдохновителя. Такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с учителем, и это представляется очень важным.

Работая над персональным проектом, подростки имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами.

Проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.

ПРОЕКТ – это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Она далека от формирования теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной своими знаниями. Но она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельностной социализации.

Школа будущего – школа ПРОЕКТОВ!?

Литература:

1. Ступницкая М. А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся/Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М. , 2004

2. Информатика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт. -составитель Э. С. Ларина. – Вологоград: Учитель, 2009. -155с.

Т. М. Юдахина, МОУ Октябрьская СОШ, п. Октябрьский, Радищевский район, Ульяновская область

Метки: Информатика