«День юного садовника». Внеклассное мероприятие, посвященное Всемирному дню экологических знаний – 15 апреля
Пояснительная записка
Цель проведения настоящего внеклассного мероприятия – воспитание у школьников 10 – 14 лет интереса к декоративному растениеводству и ландшафтному проектированию через их знакомство с образцами ландшафтной архитектуры, изучение некоторых понятий растениеводства и садоводства в игровой форме.
Достижение поставленной цели педагогом, несомненно, имеет практическую значимость для школьников – участвуя в подобном внеклассном мероприятии, они узнают о существовании профессий агронома, садовника и т. д., возможно, в дальнейшем они обучатся одной из них. Знакомство с прекрасными образцами ландшафтной архитектуры России и Европы побудит школьников благоустраивать территории собственных школ, домов и т.д.
Задачи внеклассного мероприятии:
1) обучающая: познакомить школьников с понятиями ландшафта, ландшафтного проектирования, некоторыми специальными понятиями декоративного растениеводства и ландшафтного дизайна, разнообразием декоративных растений;
2) развивающая: развивать у школьников произвольные внимание и память, воображение, связную речь;
3) воспитательная: воспитывать у школьников бережное отношение к живой природе и окружающей среде (в т. ч. антропогенной), воспитывать любознательность; формировать умения сотрудничества, стремление к взаимопомощи.
Сценарий внеклассного мероприятия “День юного садовника” с приложениями – наглядными пособиями - фотоальбомом “Стили и элементы ландшафтного дизайна парков, садов и скверов Санкт-Петербурга и его пригородов”, виртуальный мастер-классом “Живые камни”, кроссвордом “Во саду ли, в огороде”, виртуальная викториной “Юный садовник” - возможно использовать в СОШ для проведения тематических праздников, а также в учреждения дополнительного образования детей при реализации образовательных программ по декоративному цветоводству и ландшафтному дизайну. Отдельные элементы сценария (мастер-класс “Живые камни”, викторина “День юного садовника”) использовались автором и для внеклассных, досуговых занятий со школьниками с ОВЗ.
Сценарий
Присутствуют:
Ведущий.
Помощники ведущего (2 человека).
Жюри (3 человека).
Руководители команд – участниц (3 человека).
Участник (до 15 человек, 10 – 14 лет).
Оборудование:
Для выполнения домашнего задания (выдаётся за 3 недели до проведения мероприятия):
- Фотоальбом “Стили и элементы ландшафтного дизайна парков, садов и скверов Санкт-Петербурга и его пригородов” , автор – составитель Кононова О. С. - 3 экземпляра.
- План описания цветника по его эскизу – 3 экземпляра.
- Для проведения мероприятия:
- Виртуальная викторина “Юный садовник”.
- Виртуальный мастер-класс “Живые камни”.
- Принадлежности для росписи камней.
- Фен – 3 шт.
- Разрезные карточки с фотографиями садовых растений – 4 шт.
- Кроссворд “Во саду ли, в огороде” - 4 экземпляра.
- Луковицы гиацинтов, мускари, нарциссов – по 3 шт.
- ПК, медиа-проектор, экран.
Помещение для проведения праздника украшено изображениями цветников, садовых растений, флористическими композициями из живых, срезанных и засушенных растений (возможна организация выставки творчества класса, детского объединения).
Действует выставка справочной литературы по декоративному растениеводству и ландшафтному дизайну (см. “Список рекомендуемой литературы”).
По предварительной договорённости с участниками праздник завершается чаепитием, где ведущий предлагает гостям угадать, какие фрукты, ягоды, травы добавлены в чай и т. п., продолжая тему сада и огорода.
Ход мероприятия
1. Приветствие участников.
Ведущий:
- Здравствуйте, гости праздника “День юного садовника”! Сегодня в разных странах отмечается Всемирный день экологических знаний. Экология – наука о взаимосвязях живых организмов и среды их обитания. Их дома; ведь слово “экос” в переводе с древнегреческого языка и означает “дом”.
Сад – постоянная и, возможно, прекраснейшая часть дома человека, выражение его стремлений, привязанностей, отражение связи разных поколений его семьи. Китайская народная мудрость гласит: “Надейся – и ты будешь счастлив несколько часов; заведи семью – и ты будешь счастлив годы; посади сад – и ты будешь счастлив всю жизнь!” Англичане говорят: “Сад расцветает в тени садовника”. И сегодня здесь собрались юные садовники, чтобы показать свои знания о растениях, ландшафтах, поделиться друг с другом новыми идеями! Приветствуйте команды:
1.________________________________________________________________.
2.________________________________________________________________.
3.________________________________________________________________.
и т. д.
Выступления команд оценит жюри:
1.________________________________________________________________.
2.________________________________________________________________.
3. ________________________________________________________________.
2. Представление домашнего задания.
Ведущий:
- Сейчас каждая команда представит эскиз цветника для школьного участка. Жюри оценит выполнение домашнего задания – от 1 до 5 очков.
Далее команды демонстрируют эскизы цветников, подготовленные заранее. Выступление осуществляется по плану, также выданному каждой команде с домашним заданием:
1. Тип цветника (клумба, рабатка, альпинарий и т. д.), его стиль (регулярный, пейзажный, стиль кантри и т. д.). Причины выбора типа и стиля цветника для школьного участка.
2. Характеристика расположения цветника (солнечное, затенённое и т. д.).
3. Ассортимент растений цветника, их требования к условиям выращивания.
4. Малые архитектурные формы, садовые аксессуары, дополняющие цветник (если они необходимы).
5. Агротехнические мероприятия, необходимые для создания цветника (выращивание рассады цветочно-декоративных культур, высадка рассады в открытый грунт, полив, подкормка, рыхление, прополка и т. д.)
Ведущий:
- Я прошу жюри огласить оценки команд. Все юные садовники выполнили домашнее задание тщательно и, конечно, выполняя его, узнали новые садовые растения, элементы ландшафтного дизайна сада, познакомились с образцами садов и парков мира. Что запомнилось навсегда? Мы узнаем, ответив на вопросы викторины “Юный садовник”!
3. Викторина “Юный садовник”.
Ведущий проводит викторину “Юный садовник” с помощью электронной презентации 1 (прилагается). При выполнении заданий, требующих обращения к справочной литературе, рассматривания растений и т. д., помощники ведущего раздают командам книги и журналы и т. п.
Ведущий:
- Итак, знания – обязательная составляющая успеха юного садовника! Но не единственная! Фантазия, смелость в осуществлении творческих идей, стремление учиться новому украшают любого садовника. Садовник – мастер на все руки – он и почву вскопает, и цветочную рассаду вырастит, и цветник прополет, и... сам смастерит для него декоративные элементы. Что же можно сделать для сада за 30 – 35 мин. здесь, в помещении? Сегодня мы сделаем “живые камни”. Внимание на экран.
4. Мастер-класс “Живые камни”.
Ведущий проводит мастер-класс “Живые камни” с помощью электронной презентации 2; помощники ведущего оказывают командам помощь в выборе камней и трафаретов для росписи, красок, кистей, в сушке готовых изделий феном. Каждая команда за отведённое время имеет возможность создать любое количество работ. Жюри оценивает каждую работу от 1 до 3 баллов в зависимости от аккуратности их выполнения, проявления фантазии автора. После праздника команды забирают свои работы для украшения будущих цветников.
5. Подведение итогов.
Ведущий:
- Каждая творческая работа неповторима! Перед жюри стоит сложная задача оценить каждую команду по достоинству. Пока жюри подводит итоги соревнования, мы разгадаем кроссворд “Во саду ли, в огороде” А чтобы его разгадать, необходимо объединиться в 3 команды...
Ведущий раздаёт гостям фрагменты разрезных карточек. Собрав их, школьники из разных команд объединяются в новые команды и разгадывают кроссворд (Приложение). Когда с заданием справятся все команды, ведущий называет верные ответы, и школьники самостоятельно проверяют себя.
Ведущий:
- Я уверен, что сегодня вы приобрели новые экологические знания – знания о саде. А сейчас – слово жюри.
Председатель жюри оглашает итоги соревнования, награждает все команды – участницы мероприятии, благодарит их за знания и сплочённость.
Ведущий:
- До новых встреч, юные садовники!
Список рекомендуемой литературы.
Воронов В. А. Ландшафтный дизайн/ В. А. Воронов. – М.: Аст; Астрель, 2006. – 270 с. Голосова Е. В. Сад в японском стиле/ Е. В. Голосова. – М.: Фитон+, 2003. – 176 с. Козлова Л. Н. Ландшафтная архитектура/ Л. Н. Козлова. – Красноярск, СибГТУ, 2003. – 120 с. Кочарян К. С. Чудо-сад своими руками/ К. С. Кочарян. – М.: Аст-пресс, 2005. – 288 с. Марковский Ю. Б. Строим каменистую горку/ Ю. Б. Марковский. – М.: Фитон+, 2007. – 32 с. Ландшафтный дизайн от А до Я. – М.: Олма-пресс, 2007. – 320 с. Максимова М. В., Кузьмина М. А., Кузьмина Н. Ю. Любимый сад для увлечённых/ М. В. Максимова, М. А. Кузьмина, Н. Ю. Кузьмина. – М.: Эксмо, 2007. – 64 с. Садовый дизайн /Сост. Ю. Попов, В. Молодов. – М.: Ниола – 21-й век. 2004. – 352 с. Хессайон Д. Г. Всё о клумбовых растениях/ Д. Г. Хессайон. – М.: Кладезь-букс. 2007. – 144 с. Хессайон Д.Г. Всё о цветах в вашем саду/ Д. Г. Хессайон. - М.: Кладезь-Букс, 2005. - 236 с. (И другие книги данного автора по проблемам растениеводства и аранжировки цветов). Цингер А. В. Занимательная ботаника/ А. В. Цингер. – М.: Мир энциклопедий Аванта+; Астрель, 2008. – 306 с. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология/ Под ред. М. Аксёновой, Г. Вильчека. – М.: Аванта+; Астрель, 2007. – 672 с.Журналы “В мире растений”, “Маленький садовник”, “Садовник”, “Цветок”, “Цветочный клуб”.
6.04.2014