• Библиотека
  • Экология
  • Занятие по экологии для учащихся среднего звена "Природоохранные организации города Ухта Республики Коми"

Занятие по экологии для учащихся среднего звена "Природоохранные организации города Ухта Республики Коми"

Пояснительная записка

Практика работы со школьниками показала, что современные дети редко общаются с природой, не владеют знаниями об охране окружающей среды, не осознают влияния каждого человека на окружающую среду.

В связи с чем, экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде а, острая потребность времени, продиктованная самой жизнью. Для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить все взаимоотношения с окружающим миром.

А экологическое образование детей через практическую и исследовательскую деятельность намного результативней, чем традиционные формы просветительной работы (беседы, лекции).

Одной из форм практической и исследовательской работы является агитбригада, где дети сами добывают информацию, а потом представляют широкому кругу других людей.

Выступления агитбригады отличаются динамичностью, оперативностью, мобильностью. Ведь сфера ее работы – агитация.

Цель: Формирование осознанного отношения к проблемам окружающей среды родного края у учащихся среднего звена посредством привлечения к работе в агитбригаде.

Задачи:

Образовательные:

- Актуализация знаний и расширение представлений об экологических проблемах г. Ухты Республики Коми, а также способов их разрешения.

- Знакомство учащихся с основными организациями и профессиями людей, профессионально занимающихся проблемами окружающей среды;

Развивающие:

- Создание условий для развития умения прогнозировать последствия своих действий на состояние окружающей среды.

- Развитие умения целенаправленно осуществлять поиск необходимой информации из различных источников, адекватно воспринимать ее, анализировать, делать на ее основе выводы.

- Создание условий для формирования умений строить продуктивное взаимодействие, сотрудничество со сверстниками во время групповой работы, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Воспитательные:

- Способствовать формированию ответственного отношения воспитанников к экологическому состоянию родного города.

Адресат: учащиеся среднего звена.

Необходимое оборудование: мультимедиа проектор, аудиоколонки, компьютер; компьютерная презентация “Земля в опасности”,  (Презентация) раздаточный материал. (Приложение №2)

Форма проведения: агитбригада – это творческий коллектив, выступающий по экологической тематике и затрагивающий актуальные проблемы нашего времени, который и показывает как положительные моменты, так и отрицательные.

Ход занятия

Вступительное слово:

- Ребята, сегодня наша агитбригада (агитбригада – это творческий коллектив, выступающий по экологической тематике и затрагивающий актуальные проблемы нашего времени, который и показывает как положительные моменты, так и отрицательные). (Слайд №1 Презентации №1)

познакомит вас с Природоохранными организациями города Ухта Республики Коми. А нужны ли нам такие организации и зачем? (да, нужны, чтобы осуществлялся контроль и защита окружающей среды, экологическое просвещение и пропаганда экологического образа жизни). (Слайд №2 Презентации №1)

“Земля в опасности”

Мы рубим лес, устраиваем свалки,
(Слайд №3 Презентации №1)
Но кто же под защиту их возьмёт?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки
(Слайд №4 Презентации №1)
Подумайте, а что нас дальше ждёт?
(Слайд №5 Презентации №1)
Пора бы человечеству понять,
(Слайд №6 Презентации №1)
Богатство у Природы, отбирая,
(Слайд №7 Презентации №1)
Что Землю нужно охранять:
(Слайд №8 Презентации №1)
Она, как мы, такая же – живая!
(Слайд №9 Презентации №1)

Опомнитесь, люди, слухи о глобальной экологической катастрофе вовсе не преувеличены. (Слайд №10,11,12 Презентации №1)

И не случайно сегодня мы здесь собрались.

19 декабря 1991 года был принят закон Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды”.

Наш город Ухта - это промышленный город, который тоже вносит свою лепту в загрязнении окружающей среды. (Слайд №13 Презентации №1)

Мы - дети города! Улицы наши полянки.
(Слайд №14 Презентации №1)
Вместо цветов на полянках растут гаражи,
Вместо зелёных лугов - только автостоянки.
(Слайд №15 Презентации №1)
Ты посмотри, как живёшь. Посмотри.
Плотным кольцом нас окружают бетонные башни
(Слайд №16 Презентации №1)
Тысячи окон. И дым из трубы заводской.
(Слайд №17 Презентации №1)
Мы не согласны, мы будем бороться
(Слайд №18 Презентации №1)
Мы - дети города. Город стал нашей судьбой.
(Слайд №19 Презентации №1)

Информирование: “Зона повышенной экологической опасности г. Ухта”

(Слайд №13 Презентации №1)

В зоне повышенного риска для собственного здоровья – жители 30 многоквартирных домов, посетители бассейна “Юность”, ученики школы № 45, продавцы и покупатели городского рынка, а также все чиновники мэрии, силовики, работающие на Бушуева, и даже сами контролеры человеческого благополучия из санэпиднадзора. Все эти люди живут или работают на территории, которая по экологическим канонам должна быть зеленым барьером между источниками вредных выбросов и жилым сектором.

Лидеры по загрязнению атмосферы среди 23 предприятий промузла на левом берегу реки Ухты (в процентах от общего вклада)

1 место – НПЗ – 26,02 (окислы азота, сероводород, диоксид серы, фенолоальдегидные смолы, углеводороды нефти)

2 место – Ухтажелезобетон – 12,32 (окислы азота, диоксид серы, пыль – органическая и неорганическая)

3 место – УМЗ – 10,08 (окислы азота, пыль – органическая и неорганическая)

4 место – УЭМЗ – 6,74 (окислы азота)

5 место – СМН – 5,8 (окислы азота, сероводород)

6 место – Комиэнерго – 5,12 (окислы азота)

7 место – Фауна – 4,95 (окислы азота, сероводород, диоксид серы)

По данным экоцентра “Аквилон”

(Слайд №21 Презентации №1)

Чтобы мы могли дышать чистым воздухом,
Пить чистую воду,
Любоваться красивой природой,
Слушать пение птиц,
Купаться в реке,
Кушать экологически чистые продукты
В каждом городе, в том числе и в Ухте, созданы комитеты охраны природы.

В городе работает “Ухтинский городской комитет по охране окружающей среды Минприроды”. (Слайд №22 Презентации №1)

Проводит соблюдение природоохранных законодательств на территории г. Ухта.

Отдел экологии при администрации г. Ухта проводит:

(Слайд №23 Презентации №1)

мероприятия, направленные на информирование граждан по вопросам охраны окружающей среды.

акции:

  • “Речная лента”, “Посади дерево”,
  • “Поросёнок месяца”.

Филиал управления Росприроднадзора РК осуществляет контроль за:

(Слайд №24 Презентации №1)

  • промышленной безопасностью;
  • безопасностью гидротехнических сооружений;
  • безопасностью в энергетике;
  • безопасностью в строительстве.

Филиал управления Ростехнадзора РК осуществляет:

(Слайд №25 Презентации №1)

  • надзор за земельными ресурсами, за водными ресурсами;
  • контроль в сфере охоты;
  • контроль и охрана недр.

В Ухте находится:

(Слайд №26 Презентации №1)

  • Печорская природоохранная межрайонная прокуратура (представитель) проводит расследования нарушений в области охраны окружающей среды.
  • Государственное автономное учреждение РК “Коми региональный лесопожарный центр” - филиал “Ухтинские авиоотделение”

- тушение пожаров. (Слайд №27 Презентации №1)

- МУП “Росзеленхоз” (Слайд №28 Презентации №1)

- озеленение города, обрезка деревьев, кустарников;

- обустройство памятников, парков;

- выращивание рассады и цветов для предприятий города и населения.

  • Межрайонный отдел государственного контроля, надзора и охраны ВБР
  • “Ухтинский рыбнадзор”. (Слайд №29 Презентации №1)

- охрана, рациональное использование, изучение, сохранение, воспроизводство водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыболовства.

  • Государственное казенное учреждение РК. “Ухтинское лесничество”
  • Организация и контроль за использованием государственного лесного фонда. (Слайд №30 Презентации №1)
  • МУП “Ухтаводоканал” (Слайд №31 Презентации №1)
  • Очистка и обеззараживание использованной населением воды.
  • Станция юных натуралистов (зооуголок) (Слайд №32,33,34,35,36,37 Презентации №1)

- основная задача - это воспитание бережного отношения к природе, животным.

Чтобы что-то делать, нужно знать, что ты делаешь и зачем.

В Ухте, при лесхозе п. Дальний в летнее время работает “Зеленый патруль”.

Ребята высаживают саженцы деревьев, убирают мусор, ведут противопожарную деятельность. (Слайд №38 Презентации №1)

Не остаются в стороне и наши шестиклассники:

а) проводим занятия по экологии. (Слайд №39 Презентации №1)

б) изучаем редкие виды растений и животных. (Слайд №40 Презентации №1)

в) сажаем растения, цветы; ухаживаем, поливаем, удобряем. (Слайд №41 Презентации №1)

г) в игровой наблюдаем, изучаем и ухаживаем за рыбками. (Слайд №42 Презентации №1)

д) подкармливаем братьев наших меньших (птиц, белочек...)(Слайд №43 Презентации №1)

е) убираем мусор. (Слайд №44,45 Презентации №1)

Групповая дискуссия “Народная мудрость” (пословицы и поговорки об экологии) (Слайд №46 Презентации №1)

- Ребята, а что такое пословицы и поговорки? (Это высказывания людей, в которых заключена какая-то мудрость. Пословицы и поговорки появляются из наблюдений людей за своей жизнью). Я предлагаю вам обсудить следующие пословицы и поговорки. (Слайд №46 Презентации №1)

(Слайд №47 Презентации №1)

  • “ Не плюй в колодец, пригодится воды напиться”. (говорится как предостережение от необдуманного, недальновидного поведения по отношению к кому-либо).
  • “Одно дерево срубил - посади сорок”. (варварское ненаучное использование природных ресурсов ставит под угрозу существование человечества на Земле).
  • “Дерево дорого плодами, а человек – делами”.  (деревья смотри в плодаха людей смотри в делах).
  • “Сломать дерево недолго, вырастить – годы”. (кедр (кедровая сосна) - первое время растут медленно, за 10 лет вырастают максимум на 2 метра. Начиная с 15-20 лет, кедр растет достаточно быстро, дает ежегодные приросты от 15 до 35 см. Береза кудрявая, обыкновенная вырастет до 5-6 метров за 8-10 лет. Сосна обыкновенная - в молодом возрасте растет примерно на 2 метра за 3 года).
  • “Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе добром летом”. (огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении).
  • “Судьба природы – судьба Родины”. (Уничтожение природы ведёт к гибели человечества. Природа способна облагородить человеческую душу, раскрыть его лучшие душевные качества).

(Слайд №48 Презентации №1)

- Итак, ребята, перечисленные пословицы и поговорки дают нам понять, что если бы не было природы, у человека не было бы ничего - он просто не смог бы жить на земле. Природа нам дала дом, в котором мы живём, воздух, которым мы дышим, наконец - саму жизнь. Всё, что человек получил, всё без исключения - от природы.

(Слайд №49 Презентации №1)
Я живу на красивой планете
Под названием добрым Земля
(Слайд №50 Презентации №1)
Я закаты люблю и рассветы,
(Слайд №51 Презентации №1)
И пригорки люблю, и поля
(Слайд №52 Презентации №1)
Я люблю, когда солнышко в небе,
(Слайд №53 Презентации №1)
И когда барабанят дожди
(Слайд №54 Презентации №1)
И когда все окутано снегом,
(Слайд №55 Презентации №1)
И когда не смолкают ручьи
(Слайд №56 Презентации №1)
Я люблю серебристые росы
(Слайд №57 Презентации №1)
И туманы над светлой водой,
Приглушенные краски под осень
(Слайд №58 Презентации №1)
И с небес звездопад золотой.
(Слайд №59 Презентации №1)
И, пожалуйста, вы мне поверьте,
Я счастливой считаю себя,
(Слайд №60,61 Презентации №1)
Что живу на красивой планете
Под обычным названьем Земля.
(Слайд №62 Презентации №1)
(Слайд №63 Презентации №1)
Люди, опомнитесь,
Мы здесь живем! 
Россия - наша Родина,
г. Ухта – наш дом.
Давайте заботиться дружно о нем,
Тогда от невзгод мы край наш спасем. 
И будет город наш процветать,
А мы его в наших стихах прославлять!

Итог:

(Слайд №64 Презентации №1)
Наша задача- помочь природе.
Больших проблем нам не решить,
Но убрать мусор, посадить дерево,
Подкормить птиц, сделать кормушки мы можем.
Земля такая маленькая!
Давайте её беречь!
(Слайд №65 Презентации №1)
(Слайд №66 Презентации №1)

(На мотив песни “Бременские музыканты...”)

Ничего на свете лучше нету,
Чем беречь, друзья свою планету
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Ведь экологи всегда в дороге.
Мы своё призванье не забудем
Сохраним мы воду чистой людям
Сбережём мы воздух, лес и реки
Чтоб природу сохранить на веки.

Список литературы.

  1. Данные экоцентра “Аквилон”
  2. Н.В. Уваров. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX – начале XXI веков. М.: Инфра-Инженерия. - 2009.
  3. С. И. Ожегов и Н.Ю. Шведова “Толковый словарь русского языка” Москва “АЗЪ”. - 1996.
  4. Т.В. Розе “Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей”. Москва “ОЛМА Медиа-Групп”. - 2010.
  5. А.С. Литвинова, О.Е. Жиренко “Нравственно-экологическое воспитание школьников”. Москва. - 2008

4.05.2014