• Библиотека
  • Экология
  • Интегрированный урок математики и экологии "Действия с натуральными числами. Некоторые экологические проблемы города вокруг маленькой школы" (5-й класс)

Интегрированный урок математики и экологии "Действия с натуральными числами. Некоторые экологические проблемы города вокруг маленькой школы" (5-й класс)

ЦЕЛИ:

  • Повторить действия с натуральными числами.
  • Применение знаний при решении практических задач.
  • Решение задач экологического содержания.
  • Воспитание нового мышления, экологической культуры, бережного отношения к природе.
  • Прививать любовь к малой Родине.

ТИП УРОКА: урок-практикум.

“Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо действовать сообща”

Б. Васильев.

Содержание урока.

ЗВОН КОЛОКОЛОВ:

Моя планета человеческий дом
Ну, как ей жить под дымным колпаком?
Где сточная канава океан
Где вся природа поймана в капкан.
Где места нет ни аисту, ни льву.
Где травы шепчут, больше не могу.
Вот она планета летит, маленькая такая!
Вот она грустит, в думы свои вникая.
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет.
Все еще живет, все еще людям верит.
Вот она плывет сквозь розовую полночь.
Всех людей зовет, просит прийти на помощь

Учитель математики: ВЕСЕЛАЯ РАЗМИНКА:

1. Какие числа употребляются при счете?

  • природные
  • искусственные
  • натуральные
  • математические

2. Какими бывают современные фотоаппараты?

  • числовые
  • цифровые
  • формульные
  • дробные

3. Что выкидывает человек, совершая странный поступок?

  • цифру
  • число
  • формулу
  • номер

4. Как называется расстояние между двумя отрезками на измерительной шкале?

  • сложение
  • умножение
  • деление
  • вычитание

5. На сколько лет снижается жизнь в больших городах?

  • 1-2 года
  • 4-8 лет
  • 10-12 лет
  • 13-15 лет

6. Как начинается фраза из песенки “…- ЭТО ВСЕМ ИЗВЕСТНО В ЦЕЛОМ МИРЕ!”?

  • Пятью пять – двадцать пять
  • Шестью шесть – тридцать шесть
  • Дважды два – четыре
  • Трижды три - девять

7. Почему вредны сотовые телефоны?

  • Отвлекают на уроках
  • Сердят учителей
  • Создают вредные излучения
  • Приводят к игромании

8. Как называется известная картина Ф.П. Решетникова?

  • Опять пятерка
  • Опять двойка
  • Опять тройка
  • Опять четверка

9. Когда на Руси был создан первый зоопарк?

  • При Иване Грозном
  • При Петре Первом
  • При Временном Правительстве
  • В эпоху социализма

12. Что такое “Гринпис”?

  • Независимая международная организация по охране окружающей среды
  • Детская спортивная организация
  • Одна из команд КВН
  • Детская игра

Учитель экологии: Конечно, на одном уроке нельзя рассказать обо всех экологических проблемах города, потому что проблема загрязнения окружающей среды слишком сложная и слишком многогранная. Пусть девизом нашего сегодняшнего урока станут слова писателя Б. Васильева “Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща”.

Учитель математики: А что вы будите сейчас делать сообща, узнаете, решив данный ребус.

РЕБУС (Задача)

В школе №10 за день остается около 2772 граммов бумаги. Сколько бумаги выбрасывается учениками школы за один год, если в школе 926 учащихся и в учебном году 210 дней? Сколько деревьев мы можем сохранить, если одна тонна макулатуры спасает от вырубки 12-14 взрослых деревьев?

1. Сколько гр. бумаги приходится на одного ученика?

2778 : 926 =3 (гр)

2.Сколько бумаги выбрасывает в год наша школа?

2778 * 210 =583380 =583 кг.380(гр)

Если бы мы сдали эту бумагу в макулатуру, то спасли бы от вырубки 6-7 взрослых деревьев.

В городе Абакане обучаются 15805 школьников. Сколько бумаги выбрасывается, за день и за год школьниками в нашем городе?

3. Сколько бумаги выбрасывается школьниками города за один день?

3 * 15805 = 47415(гр).

4. Сколько бумаги выбрасывается школьниками города за один год?

47415 * 210 =9957150(гр).

5. Сколько взрослых деревьев могут спасти все школьники города за год?

А школьники города могли бы спасти 120-140 взрослых деревьев.

Вывод: Леса – это легкие нашей планеты, а чтобы их спасти, надо быть на своей земле разумным хозяином.

Учитель экологии: Вторая проблема - это целые горы мусора в каждом городе и наш город не исключение. Сильный ветер разносит по округе бумагу и упаковки. Горы стекла, пластмассы, строительного мусора. Нередко мусор сжигают и тогда, едкий дым и сажа отравляют воздух. Свалки мусора опасны для здоровья человека, они загрязняют окружающую среду, портят ландшафт. А главное, что мусор к каждому из нас обязательно вернется в виде загрязненной воды, токсической пыли, болезней.

Известно, что в среднем на одного человека в сутки приходится 2,5 кг. мусора

Учитель математики:

Сколько мусора выбрасывается жителями города Абакана, если в городе163000 жителей? Сколько машин, грузоподъемностью в 3,5 тонны потребуется для вывоза этого мусора?

  1. Сколько мусора выбрасывается в городе Абакане за один день?
    2500 * 163000 = 407500000 =407500 =407.5009(кг)
  2. Сколько мусора в городе выбрасывается за один год?
    407500 * 365=1487375(кг).
  3. Сколько машин потребуется для вывоза этого мусора?
    148737500 : 3500 = 42497 (машин)

А где же найти выход из создавшегося положения?

Вывод:

  1. Мусор должен вывозиться туда, где он меньше причинит зла человеку и природе. Мусорные свалки должны быть санкционированы.
  2. Строить мусороперерабатывающие заводы.
  3. Мусор нельзя сжигать – это опасно для здоровья.
  4. Повышать уровень воспитанности граждан.

А вы заметили, друзья, наш город, как цветущий сад!
Фонтаны, клумбы вижу я, а на столбах цветы висят.
И лавочек полно в тени, устал, так сядь и отдохни.
Толпой подростки вот сидят. Окурки брошены в цветы.
Бутылки бьются об асфальт, вот раз и нету красоты.

ЧИСТО НЕ ТАМ, ГДЕ УБИРАЮТ, А ТАМ, ГДЕ НЕ МУСОРЯТ!

Учитель математики: О важнейших экологических проблемах вокруг нашей школы вы узнаете, решив…..

РЕБУС (примеры)

125 * 4 * 8 = (?)
4 * 45 * 25 = (?)
4 : (125 – 41 х 3) = (?)

2-м,
4000-ш,
4500-у

ШУМ – это загрязнение невидимо для глаз, но его можно услышать.

Его называют “медленный убийца”. Он может привести к потере слуха, снижению памяти, стрессу, преждевременному старению. В школах шумных районов города у ребят могут возникнуть трудности с учением.

7 * ? + 17 = 80
? * 5 – 6 = 24
38 – 4 * (?) = 6
48 : (5 + (?)) = 4

6-м,
7-г,
8-о,
9-с

СМОГ – это дымотуман – самая страшная форма загрязнения воздуха. Он вызывает тяжелые заболевания со смертельным исходом. Солнечные лучи превращают газы смога в ядовитые вещества.

Если люди не сделают так,
Чтобы на Земле было меньше дыма,
То дым сделает так,
Что на Земле будет меньше людей!

9 * (?) =21 * 3
14 * 4 – (?) * 7 = 0
8 = ((?) + 44) : 6
2 = 3 * (?) -7 * 4

4-л,
7-п,
8-ы,
10-ь.

ПЫЛЬ – в ее составе не только твердые частицы, но и микроскопические паразиты, клещи, бактерии, болезнетворные грибки, поражающие дыхательные пути и вызывающие аллергические заболевания. Ее частицы на своей поверхности удерживают токсические и радиоактивные вещества. Пыль – основной источник попадания в организм страшного яда – диоксина.

(4 * 12) : 48 = (?)
48 : 2 : 2 : 2 : 2 =(?)
3465 : 33 = (?)

3-я,
1-в,
105-з.

ВЯЗ –

На чуткой их листве мутнеют росы,
Деревья о себе расскажут быль.
Всю жизнь они живые пылесосы
Из воздуха отсасывают пыль.
Они давно оставили бы город,
Да только понимают не шутя –
Лишь отойди и кислородный голод
Возьмет за горло спящее дитя.

(А. Чиков)

Как можно связать название дерева и загрязнения окружающей среды?

Учитель математики: Пришкольная территория – это часть городской окружающей среды, ребята провели свои исследования и вас познакомят с результатами.

Исследовательская работа: “Изучение защитной полосы пришкольного участка”.

Цель: оценить размеры и структуру зеленой защитной полосы, на основе измерений, визуальных наблюдений и сравнению со справочными данными.

Мы составили карту микрорайона, которая включает ближайшие жилые дома, музей, автостраду, железную дорогу и сквер.

Мы выяснили, что:

  1. расстояние от школы до железнодорожного вокзала - 500 метров (санитарная норма – 500 метров);
  2. расстояние от школы до жилых домов 17 метров (санитарная норма – 10 метров);
  3. расстояние от школы до проезжей части 21 метр (санитарная норма 100-170 метров), не укладываемся в норму!;
  4. ширина защитной полосы из кустарников и деревьев 1,5 метра (санитарная норма – 6 метров);
  5. расстояние от школы до кустарников 6 метров - норма.

Вывод:

Так как наша школа находится слишком близко от автострады, а это противоречит санитарным нормам, наша группа предлагает увеличить защитную зелёную полосу за счёт высадки дополнительных деревьев. Мы выяснили, что лучшими “пылесосами” являются вязы и тополя.

Исследовательская работа: “Определение видового состава и состояния пришкольной территории”.

Цель: Определить видовой состав деревьев и кустарников. Выявить и оценить повреждения растений. Проектировать возможную реконструкцию зеленых насаждений.

  1. Состояние насаждений “удовлетворительное” - насаждения здоровые, но с неправильно развитой кроной, со значительными, но не угрожающими их жизни повреждениями и ранениями.
  2. На территории школы посажены вяз шершавый, на его листьях за лето скапливается до 23 кг. пыли, тополь – до 34 кг. пыли, клен канадский до 33 кг. пыли, сирень – до1,5 кг пыли.
  3. Хорошими поглотителями вредных выбросов являются: береза бородавчатая, желтая акация, все виды вяза, тополь (справочные материалы)
  4. Мы предлагаем провести реконструкцию пришкольного участка, заменив старые и сломанные деревья молодыми из списка лучших поглотителей вредных веществ.

Исследовательская работа: “Качественная оценка загрязненности воздуха с помощью лишайников”

Цель: Сделать выводы о степени загрязненности воздуха кислотными оксидами.

  1. Чем сильнее загрязнен воздух, тем меньшую поверхность на стволах деревьев занимают лишайники. Они высокочувствительны к загрязнению среды.
  2. При повышении загрязненности воздуха исчезают лишайники.
  3. На территории школы на стволах деревьев лишайники отсутствуют, это говорит о сильном загрязнении.

Исследовательская работа: “Определение загазованности воздуха по количеству автомобилей проходящих около школы”.

Цель: Подсчитать количество автомобилей проходящих по улице в течении дня, проанализировать полученные результаты и сделать вывод о загрязненности воздуха около школы.

  1. За час с 8-9 часов мимо школы прошло 310 автомобилей в одну сторону и 316 в другую, на двух остановках останавливались 165 автобусов, по сигналу светофора машины останавливались 75 раз.
  2. За 10 часов мимо школы прошло около 6000 автомобилей, остановилось 1650 автобусов, около 700раз загорался светофор.
  3. Автомобильный транспорт – самый сильный загрязнитель воздуха, а доля вредных выбросов увеличивается, когда двигатель работает на малых оборотах, при старте или увеличении скорости (светофоры и остановки) Все вредные выбросы скапливаются на уровне первых этажей зданий.

Я предлагаю каждому из нас, написать сочинение “Если бы я был мэром то …..” как бы решил данную проблему.

ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ ПОЭТ (О каких экологических проблемах говорит нам поэт?)

1.

Удобно сотовый иметь, и позвонить и посмотреть.
Но излучает вредный фон любимый нами телефон.
Ты не клади его в карман, клади в портфель.
Звенит - достань!

2.

Играет в ухе целый день, мозги с ума тихонько сходят,
А в 30 лет – глухой как пень, мужчина с аппаратом ходит.
Включили мышкам громко рок, забыли мышки, где кормушки,
Носились вдоль и поперек, еще у них оглохли ушки

3.

Мальчик кнопку нажал, засветился экран
Обо всем позабыл этот наш мальчуган.
Виртуальная жизнь, там драконы живут.
Там воюют, стреляют и пачками мрут.
Пять часов не вставал, и заныла спина.
Неподвижно и тупо сидела она.
Мышцы, как макароны, устали глаза
Видно надо спасать пропадет егоза.
А на улице солнце и на поле футбол.
Ну-ка быстро вставай, в руки мяч и пошел.

4.

Да, телевиденье шагнуло далеко. Кинотеатр дома, как награда.
По сто каналов смотрим мы легко. Вот – пульт.
С дивана нам вставать не надо.
Вампиры, кровь и взрыв стены, ужастиков насмотрятся детишки.
Потом такие ночью снятся сны! Скучает мяч, лежат без дела книжки.

5.

Кто-то спичку зажег, закурить захотел,
И маленький факел в траву полетел.
Загорелась трава. Пал как порох пылал.
Ветер пламя понес, солнца дым застилал.
И жучки с паучками сгорели тогда,
И зверушки бежали, не зная куда.
Птицы в ужасе ввысь улетали во мгле
И сгорали птенцы на горящей земле.
Пал до леса дошел, запылала сосна,
Как руками ветвями взмахнула она.
Треск и вой, дым и ужас, горят небеса!
И осталась пустыня, где были леса.

ВЫВОД: Мы повторили действия с натуральными числами и применили их при решении практических задач.

Что мы можем поделать, кого в том винить?
Кто-то же должен наш мир изменить?
Просто надо заметить нам каждый цветок,
Или птенчика серый пищащий комок!
Все нуждается в помощи, может твоей.
Не сорви, не топчи, не сломай, пожалей!
Кто-то в теплую землю посадит цветы,
Жаль, если этим садовником будешь не ты!

Рефлексия: Посмотрите на этот рисунок “Мертвая, безжизненная планета”, кому из Вас захотелось бы на ней жить? Никому! Давайте украсим эту планету цветами, за работу на уроке вы получили по цветочку. Пусть наша планета будет цветущей!

17.02.2009