Игра «Умники и умницы». Внеклассное мероприятие по русский язык. 7, 8 классы
Игра «Умники и умницы». Внеклассное мероприятие по русский язык. 7, 8 классы
Цели:
– проверить знания учащихся по русскому языку за курс 7, 8 классов;
– развивать речь, мышление, память;
– воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование:
– компьютер с мультимедийным проектором;
Ход урока (игры):
На экране – слайд №1 отборочного тура.
Ведущий. Дорогие друзья! Наша игра «Умники и Умницы» поможет освежить и вспомнить знания, полученные вами на уроках русского языка. Мы сегодня сможем определить самого внимательного, грамотного, самого умного ученика в области русского языка. Ведь игра так и называется – «Умники и умницы». А поможет определить самого умного и наблюдательного наше высокоуважаемое жюри. (Представление членов жюри).
Для того чтобы определить первую тройку игроков, проведём 1 отборочный тур.
В каждом классе на уроке русского языка прошло тестирование, я приглашаю на сцену учащихся, кто ответил и получил 4 и 5. (играет музыка, дети поднимаются на сцену)
Сейчас будут задаваться вопросы, на которые вы должны будите ответить. За правильный ответ вы получаете орден шёлкового умника. Те, кто получит больше все проходит в следующий этап и сразится за звание «Умника русского языка МБОУ СОШ №2 среди 7-8 классов». В случае, если никто из заявленных претендентов не отвечает на поставленный вопрос, вопрос адресуется в зал, и вы также зарабатываете ордена, за которые вы получите оценки по предмету.
На экране – слайд № 2 отборочного тура 1.
1.
В каких значениях употребляются выделенные слова в составе следующих поговорок?
1) Много чаешь, да ничего не знаешь.
2) Орать так, не в дуду играть.
3) Никто не ведает, как бедный обедает.
На экране – слайд № 3 отборочного тура 1.
2. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твоё имя)
На экране – слайд № 4 отборочного тура 1.
1. 3. О каком языковом явлении говориться в стихотворении?
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
На экране – слайд № 5 отборочного тура 1.
4. Можно ли у существительных неряха, соня, грязнуля, плакса, подлиза определить род? (Это существительные общего рода)
На экране – слайд № 6 отборочного тура 1.
5. Какой бор никогда не имеет листвы и хвои? (Бор – стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле)
На экране – слайд № 7 отборочного тура 1.
6. Какое местоимение может быть суффиксом? (Местоимение то: – омоформ суффикса -то: как -то, где-то. )
На экране – слайд № 8 отборочного тура 1.
7. Попробуйте восстановить стихотворный текст, сложив слова в нужном порядке. Взоры, друг прелестный, пора, мороз, открой, солнце.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
На экране – слайд № 9 отборочного тура 1.
8. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами? (Именительный)
На экране – слайд № 10 отборочного тура 1.
9. Как превратить слова АЙ и НО в местоимения? (Прочитать справа налево: Я и ОН)
На экране – слайд № 11 отборочного тура 1.
10. Каких звуков больше в русском языке? (согласных)
Ведущий. Пока жюри определяет тройку лидеров, я объясню, что дальнейшее соревнование будет проходить уже на «цветных» дорожках. Дорожка красная – самый быстрый способ попасть в финал, но на ней нельзя ошибаться. На жёлтой дорожке можно допустить ошибку один раз. А вот на зелёной разрешается неверно ответить дважды.
Итак, тройка игроков определена, начинаем Агон.
Нужно выбрать вам дорожки, а кому представится такое право первым нам покажет конкурс «Орфоэпия». (Раздаются на листочках слова, в которых надо расставить ударение. Время, которое отводится на выполнение, 1 минута)
Зал также участвует, зарабатывая ордена.
На экране – слайд № 12
Расставьте ударения в следующих словах: хозяева, средства, собрала, иначе, перезвонишь, щавель, свёкла, тортов, повторим.
– Жюри, объявляет результаты, кто меньше допустил ошибок.
Все молодцы.
На экране – слайд № 13
Следующий конкурс «Ораторов»
Ведущий: – В. С. Шефнер написал такие строки: «Словом можно убить, словом можно спастиU» Как вы понимаете его слова? Ваше высказывание не должно превышать 25 секунд, но оно должно быть убедительно.
По итогам 1 конкурса лидирует _____________________.
Вам начинать. Жюри оценивает правильность построения высказывания, убедительность.
Объявление результатов жюри (комментирует).
Выбор дорожек. (Напоминаются правила дорожек)
На обдумывание вопросов вам даётся всего лишь 25 секунд.
На экране – слайд № 1 Агона.
1. Замените данные ниже словосочетания фразеологизмами.
Очень быстро (бежать) – сломя голову,
очень тесно – как сельди в банке,
очень темно – хоть глаз коли,
очень мало – кот наплакал.
На экране – слайд № 2 Агона.
1. Что такое причастие и деепричастие – особые формы глагола или самостоятельные части речи?
На экране – слайд № 3 Агона.
1. Прочтите лишь те слова, у которых мягкий согласный звук на конце.
Кирпич, упряжь, дрожь, груш, линюч, колюч, с крыш, неуклюж, мелочь, хорош.
На экране – слайд № 4 Агона.
2. Исправьте ошибку в следующем примере. Укажите причину неправильного построения предложения.
Задача была решена неверно благодаря арифметической ошибке.
Задача была решена неверно из-за арифметической ошибки.
На экране – слайд № 5 Агона.
2. Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей?
(Каша, окрошка)
На экране – слайд № 6 Агона.
2. Как, не изменяя, можно перевести глаголы изъявительного наклонения в повелительное? Приведите примеры.
На экране – слайд № 7 Агона.
3. Чем отличается дефис от тире? (дефис – в словах, тире – между предложениями и его частями. )
На экране – слайд № 8 Агона.
3. Исправьте ошибку, если она есть в словах ОЖОГ – ОЖЁГ. Объясните почему?
На экране – слайд № 9 I агона.
4. Что обозначают выражения: голубой уголь, голубая планета, белое золото, чёрное золото?
Ведущий. Мы сумели определить победителя.
Ведущий. А сейчас я предоставляю слово жюри для заключительного слова и награждения победителя.
И. Ю. Нор, МБОУ СОШ №2, Тюменская область
Метки: Внеклассная работа