Сборник классных часов; 2-4 класс (часть 3)
Сборник классных часов; 2-4 класс (часть 3) Цели: сформировать у учащихся элементарные представления о родословной семьи; развивать навыки выразительного и правильного чтения; работать над смысловым содержанием пословиц и лексическим значением слова; воспитывать добрые и уважительные чувства к родным и близким.
Подготовительная работа: плакат с девизом «Доброе семя – добрый и всход»; иллюстрации (фотографии) с изображением четырех поколений семьи; плакаты с пословицами (от бабушки и дедушки, мамы и папы); «выставка родословных», подготовленная на уроках по курсу «Окружающий мир»; музыка для релаксации; подбор музыкального сопровождения для чтения учителем наизусть рассказа Ю. Яковлева «Мама»; дети готовят чтение стихотворение о маме.
Ход классного часа
I. Психологический настрой
— Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу! Добрый день!
Мира, счастья и любви вам и вашим близким!
II. Азбука красивых и приятных слов
— Давайте вспомним красивые и приятные слова с буквами «л» и «м». Сегодня на уроке они нам понадобятся. («Л» —ласковый, любимый, лучший; «м» – милый, мягкий, мечтательный, модный. )
III. Переход к теме классного часа
Сегодня свой разговор мы посвятим. . . Чему? Узнаете, когда расшифруете схему – 7 + Я. (Семья. )
Весь наш разговор будет проходить под девизом: «Доброе семя – добрый и всход». (Хоровое чтение с плаката). Смысл этой пословицы мы разберем немного позже.
IV. Новая тема
1. Работа по иллюстрации «Семья».
– Мы познакомились с родословной девочки Ани. Верхние портреты – это ее прадедушка и прабабушка.
– Почему мы можем сказать, что они самые дальние родственники? Внимательнее посмотрите на одежду и прически.
– Далее мы видим дедушку и бабушку. Затем – папу и маму. И наконец – девочку Аню.
– Дедушка и бабушка прожили долгую и интересную жизнь, накопили много мудрости. Давайте прочитаем пословицы, которые они нам предлагают и постараемся понять, какой смысл в них заложен. Ведь в каждой пословице свой скрытый смысл, своя правда жизни. (Хоровое чтение, объяснение смысла пословиц. )
– Папа и мама помоложе дедушки и бабушки, но они уже набрались жизненного опыта и предлагают следующие пословицы. (Хоровое чтение)
– Анечка хоть и мала, но уже четко усвоила, что нет милее дружка, как родная матушка. (Хоровое чтение, объяснение смысла. )
– Постарайтесь и вы запомнить эти пословицы, пронести их по своей жизни и передать своим детям. А теперь объясните смысл пословицы: «Доброе семя – добрый и всход».
2. «Выставка родословных»: беседа.
– А сейчас я приглашаю посмотреть выставку ваших родословных, которые мы составляли на уроках окружающего мира. От нее веет теплом, любовью, заботой о своих близких. Давайте немного побеседуем о ваших семьях.
– Где и как вы проводите свободное время с мамой и папой?
– Поднимите руки, кто из вас помогает маме и папе?
– Что больше всего вам нравится в ваших родителях?
– Если бы вы были волшебниками, что бы сделали для них?
3. Рефлексия (под музыку).
Прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом. Ведь семья – это ваш дом. Давайте составим пожелания вашему дому. Попробуйте это себе представить.
Руки над головой пальцы соединены – это крыша идеального дома. Руки скрещены на груди – много тепла в доме, глаза вверх – мир дому. Глаза вниз – покой дому. Глаза вправо – добро дому. Глаза влево – любовь дому. Глаза прямо – свет дому.
4. Чтение стихотворения.
– В вашем доме звучит много слов, вспомните самое теплое слово, которое согревает душу и сердце. Запишите его на листочке.
– А теперь послушайте стихотворение Н. Бромлей.
Какое самое первое слово?
Какое самое светлое слово?
Какое самое главное слово?
Его никогда не напишут с ошибкой,
На первой странице оно в букваре,
Его произносят повсюду с улыбкой,
И каждый малыш говорит во дворе. . .
Шепни его тихо, скажи его звонко.
Главное слово любого ребенка – «мама».
– Проверьте, вы такое же написали слово? Произнесите его с улыбкой, шепните, скажите звонко.
– А как бы вы сказали, какое это слово – «мама»? Вспомните «Азбуку красивых и приятных слов».
5. Чтение учителем наизусть с музыкальным оформлением рассказа Ю. Яковлева «Мама».
(Дети слушают с закрытыми глазами. )
– Услышали мамин голос?
(Чтение детьми про себя. )
Найдите в тексте слова, которыми автор описывает мамин голос. И даже если вы станете взрослыми, что вы будете всегда помнить?
6. К уроку дети подготовили стихотворения про маму. Давайте их вместе послушаем.
Люблю тебя, мама,
За что, я не знаю,
Наверно, за то,
Что дышу и мечтаю.
И радуюсь солнцу,
И светлому дню –
За это тебя я,
Родная, люблю.
За небо, за ветер,
За воздух вокруг. . .
Люблю тебя, мама,
Ты – лучший мой друг.
Кто кручинится,
Когда мы опечалены подчас.
Сколько радости у мамы,
Если кто-то хвалит нас.
Сколько мук ей было с нами,
И наград не надо ей,
Об одном мечтают мамы —
О любви своих детей.
– Какие замечательные строки мы прослушали! Любите своих мам! Говорите своим дорогим мамочкам каждый день самые нужные и ласковые слова. Таких слов сегодня звучит очень много на нашем классном часе.
V. Подведение итогов
– О чем мы так увлеченно беседовали сегодня?
– Какие добрые и ласковые слова вы запомнили?
– Наш классный час мы начали со слова «семья» и закончить тоже хочется этим словом.
– Запомните, ребята: семья, в которой все ее члены дружат между собой, живут в согласии, с уважением относятся к старшим, любят и понимают друг друга – такая семья обязательно будет счастливой.
Метки: Внеклассная работа