Авторская программа курса по выбору "Основы нравственной жизни"; 8-9 класс( часть 1 )
Авторская программа курса по выбору "Основы нравственной жизни"; 8-9 класс( часть 1 ) Пояснительная записка
Всякий подросток является личностью и несет в себе нечто уникальное, непохожее на других детей. Но, под воздействием современной т. н. «молодежной культуры» и из-за отсутствия необходимого внимания со стороны родителей, некоторые подростки отучиваются понимать где «хорошо», а где «плохо». Вследствие этого они не всегда могут правильно оценить нравственность того или иного своего действия и из-за этого совершают безнравственные поступки. Поэтому возникает необходимость в воспитании у таких подростков правильного нравственного мировосприятия себя и окружающего мира. Одним из методов ориентирования подростков на все доброе, т. е. восстановления нравственности, является ознакомление учащихся с некоторыми нравственными нормами и основами.
Важным моментом в воспитании подростков является и то, что часто из хороших и добрых побуждений мы стараемся как можно быстрее приобщить их к высшим нравственным идеалам. Но при этом не всегда учитываем, что в силу ряда объективных и субъективных причин некоторые дети (особенно находящиеся в социально опасном положении) просто незнакомы с элементарными нравственными нормами. По этой причине, такие дети иногда остаются равнодушными к призывам следовать каким-либо идеалам. Поэтому, прежде чем пытаться увлечь таких детей высокими идеалами, необходимо вначале объяснить им, почему необходимо придерживаться элементарных нравственных норм. Такое объяснение является целью и задачей курса «Основы нравственной жизни».
Курс «Основы нравственной жизни» рассматривает мировосприятие человека с позиции его нравственного развития. При составлении курса учтено, что все нравственные явления связаны между собой и переходят из одного в другое. Поэтому своим содержанием курс открывает путь к формированию у подростков не только нравственных оснований, но и позволяет учащимся осознать ответственность за последствия своих поступков, к чему они приведут – к добру или злу, к устроению или к хаосу. Курс ориентирует учащихся на правильный выбор нравственных установок, направлен на воспитание отрицательного отношения к безнравственности и злу. При создании курса учтены возрастные особенности мировосприятия присущие учащимся 8-9 классов
Курс «Основы нравственной жизни» адресован учащимся 8-9 классов, в том числе находящимся в социально опасном положении и рассчитан на 12 часов. В зависимости от возраста и подготовленности учащихся, учитель может вносить определенные коррективы в содержание курса.
Содержание курса «Основы нравственной жизни» основано на разработках светских специалистов и материалах из работ православных священников, психологов и педагогов.
Цели и задачи курса.
– Формирование нравственной ориентации учащихся на основе отечественных духовно-нравственных традиций;
– Коррекция внутреннего мира учащихся в направлении формирования нравственных оснований;
– Основываясь на положительных примерах, вытесняя негатив позитивом, указать учащемуся путь нравственного самоусовершенствования;
– Воспитание отрицательного отношения к злу и безнравственности;
– Подведение учащихся к пониманию того, что особенность жизненного пути человека зависит от его нравственной позиции, и способствовать развитию ответственности за нравственность своих поступков;
– Способствовать формированию гражданской ответственности перед обществом и семьей;
– Введение в образовательное пространство учебного материала по основам нравственной жизни в целях удовлетворения познавательных запросов учащихся.
Для достижения поставленных целей и задач в рамках курса предполагается
привить учащимся следующие знания, умения и навыки:
§ознакомить учащихся с традиционным для Беларуси пониманием таких явлений, как нравственность, добро, зло, безнравственность и привить учащимся уважение к традиционным нравственным основам и ценностям;
• дать учащимся знания, которые позволят нравственное от безнравственного, доброе от злого и этим защитить от влияния безнравственного и злого;
§дать знания, помогающие учащимся правильно ориентироваться в нравственности тех или иных явлений т. н. «молодежной культуры»;
§обучить практическому использованию полученных знаний в жизненной практике.
Прогнозируемые результаты.
Оценивание подростком своего поведения и поступков из понимания, какое явление является добрым, а какое недобрым. Понимание, как с нравственных позиций воспринимать окружающий мир и свое место в нем. Стремление защищать окружающую природу от некоторых негативных моментов современной цивилизации. Мотивирование подростка на строительство отношений с родными и окружающими людьми на основе любви и уважения, а так же побуждение подростка к оказанию бескорыстной помощи людям, нуждающимся в поддержке. Воспитание ответственного отношения к результатам своего труда и восприятия своего труда, как возможности приносить людям пользу, добро и радость. Умение отличать любовь от влюбленности и желание бережно и заботливо относится к любимому человеку.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ»
№ темы |
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ |
Кол-во часов
|
1 | Мир вокруг нас. | 1 |
2 | Предназначение человека. | 1 |
3 | Ответственность | 1 |
4 | Дела добрые и злые. Благодарность и милосердие. | 1 |
5 | Отчего зависит выбор человеком поступка и слова. | 1 |
6 | Труд. | 1 |
7 | Способности. Занятие по профориентации. | 2 |
8 | Любовь и влюбленность. | 1 |
9 | Путь к добрым отношениям с окружающими людьми. | 1 |
10 | Почитание родителей и уважение к взрослым людям. | 1 |
11 | Заключительное занятие. | 1 |
Итого: 12 часов. |
Содержание курса:
1. Мир вокруг нас (1 час).
Мир – единая система, в которой все уравновешено и полезно друг другу. Духовный и материальный миры. Отличия законов человеческого общества от законов природы. Духовность человеческого мира. Возможные пути изменения человеческого общества в сторону добра или зла.
2. Предназначение человека (1 час).
Отличие видения мира человеком (осмысление), от ощущения мира животными и растениями. Духовность разума человека. Способность человека изменять окружающий мир и заставлять его себе служить. Ответственность человека за сохранение красоты окружающего мира и порядка в нем.
3. Ответственность.
Что такое ответственность и свобода. Проявления безответственности. Перед кем и чем ответственен каждый человек. Как наша безответственность отражается на нашей жизни. Может ли человек быть творцом своей судьбы.
4. Дела добрые и злые. Благодарность и милосердие (1 час).
Что такое «доброе дело» и «злое дело». Отличие человека, совершающего добрые дела, от человека, совершающего злые дела. Отношение окружающих людей к тем, кто совершает добрые дела и к тем, кто совершает злые. Что такое благодарность и милосердие. Какой человек может быть благодарным и милосердным. Почему люди, совершающие злые дела не могут быть благодарными и милосердными.
5. Отчего зависит выбор человеком поступка и слова (1 час).
Личный выбор между добром и злом. Сознание человека. Чем человек руководствуется при выборе поступков. Выбор слов, есть выбор отношения человека к себе и окружающим. Значение слов в жизни человека, их связь с мышлением человека и выбором поступков
6. Труд (1 час).
Труд от слова «трудно», возможна ли жизнь человека без труда. Виды труда. Честный труд – труд, приносящий пользу самому человеку, его родным и окружающим. Халатность – работа, приносящая людям неудобства и горе. Последствия для окружающих от труда недоброго человека. Почему труд доброго человека приносит радость окружающим.
7. Способности. Занятие по профориентации. (2 часа).
1 час. Способности. Разные виды труда требуют разных способностей. Виды способностей. Необходимость выбора профессии по способностям. Реализация способностей.
1 час. Занятие по профориентации с привлечением педагога-психолога или социального педагога. Тесты по выбору: анкета «Способности», ДДО, КОС, «Карта интересов» и т. п.
8. Любовь и влюбленность(1 час).
Чем отличается любовь от влюбленности. Ответственность за свое поведение и поступки по отношению к любимому человеку. Как по поведению отличить любящего человека от влюбленного. Что пугает влюбленность и чем подтверждается настоящая любовь.
9. Путь к добрым отношениям с другими людьми (1 час).
Причины, по которым человеку иногда трудно установить хорошие отношения с окружающими. Некоторые правила общения между людьми. Главное в отношениях между людьми.
10. Почитание родителей и уважение к взрослым людям. (1час).
Построение себялюбивым человеком отношений с родителями. Отношение доброго человека к родителям. Как связано отношение человека к родителям с его будущим. Почему не почитающие родителей люди остаются в одиночестве. Отношение к взрослым людям.
11. Заключительное занятие.
Возможна групповая работа. Учащиеся письменно или устно обосновывают свое мнение по предлагаемым вопросам. В зависимости от уровня подготовленности учащихся, учитель сам может подобрать вопросы для обсуждения. Он же направляет обсуждение в нужное русло и помогает учащимся подводить итоги обсуждения
Примерные вопросы:
§ В чем предназначение человека и смысл его жизни.
§ Отчего труд доброго человека отличается от труда недоброго человека;
§ Как, по вашему мнению, человек должен распоряжаться своими
способностями;
§ Ваше мнение о любви и влюбленности, обоснуйте свое мнение;
§ Важна ли семья и дети в жизни человека? Какие семьи можно назвать
счастливыми;
§ Что, по вашему мнению, должно быть полезнее в жизни ребенка: следовать
советам родителей или отдавать предпочтение мнению друзей и знакомых.
Обоснуйте свое мнение;
§ Как человеку себя вести, чтобы близким и окружающим людям рядом с ним
было хорошо;
§ Правильно ли утверждение « Человек сам выбирает себе судьбу».
Список используемой литературы:
1. Абраменко В. В. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка. – М. : “Эксмо”,
2006;
2. Грачев Алексий, священник, врач-педиатр. Что необходимо знать каждой девочке
или доверительные беседы о самом важном. – М. : «Даниловский благовестник», 1999;
3. Грачев Алексий, священник, врач-педиатр. Что необходимо знать каждому
мальчику. – М. : «Даниловский благовестник» , 2000 г. ;
4. Гармаев Анатолий, священник. Культура семейных отношений. – г. Иваново, «Свет
Православия», 2002;
5. Гармаев Анатолий, священник. Этапы нравственного развития ребенка. – г. Иваново, «Свет Православия», 2000;
6. Дробышевская Н. А. Детская правда. – Мн. : Издательство Беларусского Экзархата,2002;
7. Евмений, игумен. Духовность как ответственность. – г. Иваново, «Свет Православия»,
2000;
8. Евмений, игумен. Аномалии родительской любви. –г. Иваново, «Свет Православия»,
2005;
9. Евмений, игумен. О побеждающем христианстве. – г. Иваново, «Свет Православия», 2007;
10. Зеньковский В. В. На пороге зрелости: беседы с юношеством по вопросам пола. –
г. Клин, «Христианская жизнь», 2001;
11. Зорин К. В. Ребенок с «характером» в помощь родителям: недетские проблемы
детского возраста. – М. , «Ковчег», 2009;
12. Калинина Г. Курс выживания для девочек. Сто вопросов для себя. – М. , 2007;
13. Косинова Л. Ф. Нравственное воспитание//Праблемы выхавання– №2– 2005г. , с. 38-39;
14. Колчуринский Н. Мир – Божие творение. Беседы со старшеклассниками. – М. ,
Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000;
Метки: Внеклассная работа