Психологическая подготовка к экзаменам
Психологическая подготовка к экзаменам
Цели: развитие навыков психологической подготовки к экзаменам.
Задачи: формирование знаний о методах и способах снятия тревожности;
овладение приёмами саморегуляции;
воспитание умений работать в парах, отвечать за результаты
своей деятельности.
Материалы: фломастеры, визитные карточки в форме цветка, булавки;
клей, чистые листы, ручки;
мягкая игрушка
чистый ватман с фотографией кл. руководителя
памятки для выпускников «Как успешно сдать ЕГЭ»
Здравствуйте ребята!
Как известно, экзамены – это ответственный период в жизни любого человека, так как именно от их результатов зависит будущее. И сегодня мы с вами поговорим о том, как не растеряться во время экзамена, как не дать вволю своим отрицательным эмоциям, а достойно справиться со всеми стрессовыми ситуациями и достичь желаемого результата.
1. Приветствие
Упражнение «Имя и движение»
Ребята, у вас есть уникальная возможность приобрести себе тренинговое имя, которое вам нравится больше всего. К имени подберите движение, наиболее свойственное вам. А группа приветствует каждого, повторяя его имя и движение.
Спасибо, вы улыбнулись, а это значит, что мы можем начинать работу.
Чтобы наша встреча была эффективной, необходимо соблюдать правила тренинга.
2. Правила проведения тренинга:
– говорить только от первого лица – «Я-сообщение»;
– один говорит – все слушают, не перебивая;
– обсуждаются проблемы здесь и сейчас;
– нет оценочным суждениям.
Кто готов работать по этим правилам, прошу стать в круг.
2. Разминка.
Упражнение «Пятёрка» (И. В. Вачков, 1999)
Каждый участник группы по очереди называет числа натурального ряда:1,2,3,4…Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 5 и кратные 5 (например,5,10,15 и т. д. ) Если игроку досталось такое число, он должен радостно подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Играть можно до трех оставшихся наиболее внимательных игроков.
Обсуждение:
– Какие чувства вызвала игра у тех, кто победил?
– Что испытывают ребята, выбывшие из игры?
На успешность сдачи любых экзаменов влияют три фактора:
1. Познавательный – уровень знаний.
2. Мотивационный – нацеленность на выполнение учебных задач и преодоление трудностей.
3. Эмоциональный – способность выдержать напряжённый экзаменационный марафон.
Чтобы экзамены не преподнесли нам неприятных сюрпризов, к ним необходимо основательно подготовиться. Великий французский просветитель Вольтер как-то сказал, что «эмоции – это ветер, который надувает парус судна. Он может привести корабль в движение, а может и потопить его…».
Поэтому очень важно для выпускников уметь управлять своим эмоциональным состоянием.
3. Основной блок.
Упражнение «Ранжирование».
Цель: выявить ценностные приоритеты выпускников, активизировать внимание на
своей личностной ценности; пробудить интерес к обсуждаемой теме
(время 5-7 мин)
Вам необходимо проранжировать следующие понятия: деньги, семья, карьера, я, работа, любовь, друзья, учёба: то есть поставить цифру «1» напротив самого важного для вас понятия, «2»– напротив менее важного в вашей жизни, «3»– ещё менее важном и т. д.
Проводиться обсуждение приоритетных выборов. При обсуждении подчёркивается самоценность человека, его «Я». Как показывает опыт, «Я» находиться на одном из последних мест (на 4-5), что может свидетельствовать о неадекватном отношении к себе.
Вывод: Вы все убедились, что отношение к себе необходимо менять обязательно.
Упражнение «Продолжи фразу: но зато я…»
Сейчас мы поиграем в необычный волейбол, но сидя. Необходимо, поймав мягкую игрушку, продолжить предлагаемую фразу. Смысл высказываний не имеет никакого отношения лично к вам. Следует увидеть положительный момент.
Например, ты ленивая… но зато я высыпаюсь.
– ты тихоня, но зато я …
– у тебя руки – крюки
– ты толстуха
– у тебя нет слуха
– ты не умеешь петь
– ты не знаешь английского
– ты громко разговариваешь
– у тебя нет вкуса
– у тебя нет силы воли
– ты не умеешь слушать
– ты ленивая
– ты много болтаешь
– Ты некрасивая…
Обсуждение:
– какие ощущения вызывает упражнение?
– вывод: любой (даже отрицательный) результат имеет свой положительный
эффект.
4. Способы снятия тревоги и страхов(5-7 мин)
Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает: Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию.
Информирование
Существуют различные способы справиться со своей тревогой. Простой, но очень эффективный способ – аутотренинг. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия. Формулы аутотренинга направлены на подсознание.
Аутогенная тренировка (3-5 минут)
Инструкция. «Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать, подобно облакам в нёбе.
Мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжелая».
Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен».
Затем снова 5-6 раз произнесите формулу: «Левая рука тяжелая».
Снова повторите мысленно: «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!»
Для того чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох».
Беспокойство – одна из главных причин плохой работы памяти и концентрации внимания при сдаче экзамена. Каждому человеку нужно знать психологические способы снижения тревоги.
Информирование
Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.
Еще справиться с тревогой помогает медитация. По сути, медитация – это состояние глубокого сосредоточения на одном объекте. Такое состояние позволяет обрести душевный покой и равновесие.
Релаксация по Джекобсону. Проводится сидя на стуле. Акцент делается на контрасте между состоянием напряжения и расслаблением. Проводится с закрытыми глазами.
- Упражнение «Лимон». Представьте себе, что в левой руке у вас находится лимон. Сожмите руку в кулак так сильно, чтобы из лимона начал капать сок. Еще сильнее. Еще крепче. А теперь бросьте лимон и почувствуйте, как ваша рука расслабилась, как ей приятно и спокойно. Опять сожмите лимон крепко-крепко. . . Так по 3 раза каждой рукой.
- Упражнение «Кошечки». Представьте себе, что вы – красивые пушистые кошечки. Вам очень хочется потянуться. Поднимите руки вверх, голову откиньте и тянитесь вверх и назад. Почувствуйте сильное напряжение в мышцах рук, шеи и спины. . . 3 раза.
- Упражнение «Черепаха». Вы – черепаха, вы гуляете и едите травку. Вдруг невдалеке возникла опасность, и вам срочно нужно спрятать голову в плечи. Втягивайте сильно-сильно. Еще сильнее, еще глубже голова уходит в панцирь. А теперь опустите плечи, так как опасность миновала, и расслабьте их. Почувствуйте, как приятно расслабление и состояние покоя. . . 3 раза.
Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в себе, в своих силах.
Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как ты выглядишь.
Внутреннее состояние уверенности можно обрести с помощью техники аутотренинга и релаксации, которые мы уже освоили. Как можно повысить свою уверенность? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно. Когда ведешь себя таким образом, то и ощущение тоже меняется. Кроме того, у каждого есть свои собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации.
Упражнение «Мои ресурсы»
Цель:помочь учащимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.
Лист бумаги перегибается на четыре части:
1-й столбик – моих 10 положительных качеств;
2-й – что про меня думают мои одноклассники;
3-й – что про меня думают мои родные;
4-й – что про меня думают друзья справа «здесь и сейчас»
5. Рефлексия
Выполняется стоя, под музыку Вивальди «Времена года»
Закрой глаза и представь себе, что ты находишься под небольшим водопадом. Вода чистая и прохладная. Небо светло-голубое. Воздух свеж. Вода мягко струится по твоей спине. Она стекает с тебя и продолжает свой бег дальше. Постой немножко под водопадом, позволяя воде омыть твое тело…
Хочется верить, что вы настроились на «позитивную волну» и сможете благополучно преодолеть рифы экзаменационного периода. И помните, что экзамен – это всего лишь проверка знаний, а не приговор жизненным перспективам. Отнеситесь к экзамену как к решению одной из нормальных жизненных задач.
Успехов!
6. Прощание
Предлагаю вам заполнить лепесточки своих визитных карточек установками о своей готовности к итоговой аттестации, или оставьте слова пожелания учителям, школе, одноклассникам.
Визитками оформляется плакат с фотографией классного руководителя.
Для вас разработаны памятки, которые помогут вам в период подготовки к ЕГЭ и на экзамене.
Вы хорошо подготовились к ЕГЭ и хорошо его сдадите! Удачи вам!
Метки: Внеклассная работа