Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Психологическая подготовка к экзаменам

Психологическая подготовка к экзаменам

Цели: развитие навыков психологической подготовки к экзаменам.

Задачи: формирование знаний о методах и способах снятия тревожности;

овладение приёмами саморегуляции;

воспитание умений работать в парах, отвечать за результаты

своей деятельности.

Материалы: фломастеры, визитные карточки в форме цветка, булавки;

клей, чистые листы, ручки;

мягкая игрушка

чистый ватман с фотографией кл. руководителя

памятки для выпускников «Как успешно сдать ЕГЭ»

Здравствуйте ребята!

Как известно, экзамены – это ответственный период в жизни любого человека, так как именно от их результатов зависит будущее. И сегодня мы с вами поговорим о том, как не растеряться во время экзамена, как не дать вволю своим отрицательным эмоциям, а достойно справиться со всеми стрессовыми ситуациями и достичь желаемого результата.

1. Приветствие

Упражнение «Имя и движение»

Ребята, у вас есть уникальная возможность приобрести себе тренинговое имя, которое вам нравится больше всего. К имени подберите движение, наиболее свойственное вам. А группа приветствует каждого, повторяя его имя и движение.

Спасибо, вы улыбнулись, а это значит, что мы можем начинать работу.

Чтобы наша встреча была эффективной, необходимо соблюдать правила тренинга.

2. Правила проведения тренинга:

– говорить только от первого лица – «Я-сообщение»;

– один говорит – все слушают, не перебивая;

– обсуждаются проблемы здесь и сейчас;

– нет оценочным суждениям.

Кто готов работать по этим правилам, прошу стать в круг.

2. Разминка.

Упражнение «Пятёрка» (И. В. Вачков, 1999)

Каждый участник группы по очереди называет числа натурального ряда:1,2,3,4…Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 5 и кратные 5 (например,5,10,15 и т. д. ) Если игроку досталось такое число, он должен радостно подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Играть можно до трех оставшихся наиболее внимательных игроков.

Обсуждение:

– Какие чувства вызвала игра у тех, кто победил?

– Что испытывают ребята, выбывшие из игры?

На успешность сдачи любых экзаменов влияют три фактора:

1. Познавательный – уровень знаний.

2. Мотивационный – нацеленность на выполнение учебных задач и преодоление трудностей.

3. Эмоциональный – способность выдержать напряжённый экзаменационный марафон.

Чтобы экзамены не преподнесли нам неприятных сюрпризов, к ним необходимо основательно подготовиться. Великий французский просветитель Вольтер как-то сказал, что «эмоции – это ветер, который надувает парус судна. Он может привести корабль в движение, а может и потопить его…».

Поэтому очень важно для выпускников уметь управлять своим эмоциональным состоянием.

3. Основной блок.

Упражнение «Ранжирование».

Цель: выявить ценностные приоритеты выпускников, активизировать внимание на

своей личностной ценности; пробудить интерес к обсуждаемой теме

(время 5-7 мин)

Вам необходимо проранжировать следующие понятия: деньги, семья, карьера, я, работа, любовь, друзья, учёба: то есть поставить цифру «1» напротив самого важного для вас понятия, «2»– напротив менее важного в вашей жизни, «3»– ещё менее важном и т. д.

Проводиться обсуждение приоритетных выборов. При обсуждении подчёркивается самоценность человека, его «Я». Как показывает опыт, «Я» находиться на одном из последних мест (на 4-5), что может свидетельствовать о неадекватном отношении к себе.

Вывод: Вы все убедились, что отношение к себе необходимо менять обязательно.

Упражнение «Продолжи фразу: но зато я…»

Сейчас мы поиграем в необычный волейбол, но сидя. Необходимо, поймав мягкую игрушку, продолжить предлагаемую фразу. Смысл высказываний не имеет никакого отношения лично к вам. Следует увидеть положительный момент.

Например, ты ленивая… но зато я высыпаюсь.

– ты тихоня, но зато я …

– у тебя руки – крюки

– ты толстуха

– у тебя нет слуха

– ты не умеешь петь

– ты не знаешь английского

– ты громко разговариваешь

– у тебя нет вкуса

– у тебя нет силы воли

– ты не умеешь слушать

– ты ленивая

– ты много болтаешь

– Ты некрасивая…

Обсуждение:

– какие ощущения вызывает упражнение?

– вывод: любой (даже отрицательный) результат имеет свой положительный

эффект.

4. Способы снятия тревоги и страхов(5-7 мин)

Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сда­ющий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает: Сильное волнение и беспокойство мешают сосредо­точиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию.

Информирование

Существуют различные способы справиться со сво­ей тревогой. Простой, но очень эффективный способ – аутотренинг. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия. Формулы аутотренинга направлены на подсознание.

Аутогенная тренировка (3-5 минут)

Инструкция. «Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать, подобно облакам в нёбе.

Мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяже­лая».

Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен».

Затем снова 5-6 раз произнесите формулу: «Левая рука тяжелая».

Снова повторите мысленно: «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!»

Для того чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубо­кий вдох и выдох».

Беспокойство – одна из главных причин плохой работы памяти и концентрации внимания при сдаче экзамена. Каждому человеку нужно знать психо­логические способы снижения тревоги.

Информирование

Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокой­ствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.

Еще справиться с тревогой помогает медитация. По сути, медитация – это состояние глубокого сосредо­точения на одном объекте. Такое состояние позволяет обрести душевный покой и равновесие.

Релаксация по Джекобсону. Про­водится сидя на стуле. Акцент делается на контрасте между состоянием напряжения и расслаблением. Про­водится с закрытыми глазами.

  • Упражнение «Лимон». Представьте себе, что в левой руке у вас находится лимон. Сожмите руку в кулак так сильно, что­бы из лимона начал капать сок. Еще сильнее. Еще креп­че. А теперь бросьте лимон и почувствуйте, как ваша рука расслабилась, как ей приятно и спокойно. Опять сожмите лимон крепко-крепко. . . Так по 3 раза каждой рукой.
  • Упражнение «Кошечки». Представьте себе, что вы – красивые пушистые кошечки. Вам очень хочется потянуться. Под­нимите руки вверх, голову откиньте и тянитесь вверх и назад. Почувствуйте сильное напряжение в мышцах рук, шеи и спины. . . 3 раза.
  • Упражнение «Черепаха». Вы – черепаха, вы гуляете и едите травку. Вдруг невдалеке возникла опасность, и вам срочно нужно спрятать голову в плечи. Втягивайте сильно-сильно. Еще сильнее, еще глубже голова уходит в панцирь. А теперь опустите плечи, так как опасность миновала, и расслабьте их. Почувствуйте, как приятно расслабление и состояние покоя. . . 3 раза.

Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в себе, в своих силах.

Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как ты выглядишь.

Внут­реннее состояние уверенности можно обрести с помо­щью техники аутотренинга и релаксации, которые мы уже освоили. Как можно повысить свою уверенность? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно. Когда ведешь себя таким образом, то и ощущение тоже ме­няется. Кроме того, у каждого есть свои собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации.

Упражнение «Мои ресурсы»

Цель:помочь учащимся найти в себе те качества, ко­торые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.

Лист бумаги перегибается на четыре части:

1-й столбик – моих 10 положительных качеств;

2-й – что про меня думают мои одноклассники;

3-й – что про меня думают мои родные;

4-й – что про меня думают друзья справа «здесь и сейчас»

5. Рефлексия

Выполняется стоя, под музыку Вивальди «Времена года»

Закрой глаза и представь себе, что ты находишься под небольшим водопадом. Вода чистая и прохладная. Небо светло-голубое. Воздух свеж. Вода мягко струится по твоей спине. Она стекает с тебя и продолжает свой бег дальше. Постой немножко под водопадом, позволяя воде омыть твое тело…

Хочется верить, что вы настроились на «позитивную волну» и сможете благополучно преодолеть рифы экзаменационного периода. И помните, что экзамен – это всего лишь проверка знаний, а не приговор жизненным перспективам. Отнеситесь к экзамену как к решению одной из нормальных жизненных задач.

Успехов!

6. Прощание

Предлагаю вам заполнить лепесточки своих визитных карточек установками о своей готовности к итоговой аттестации, или оставьте слова пожелания учителям, школе, одноклассникам.

Визитками оформляется плакат с фотографией классного руководителя.

Для вас разработаны памятки, которые помогут вам в период подготовки к ЕГЭ и на экзамене.

Вы хорошо подготовились к ЕГЭ и хорошо его сдадите! Удачи вам!

Метки: Внеклассная работа