Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Александр Невский – личность нации

Александр Невский – личность нации

Предмет (направленность): классный час.

Возраст детей: 7-8 класс.

Место проведения: класс.

Цель: – расширить представление учащихся о личности и судьбе Александра Невского

– воспитывать уважение учащихся к истории своей страны и побуждать их к изучению истории России

– способствовать патриотическому воспитанию учащихся

Подготовительная работа.

Специальная группа учащихся получает задание заранее подготовить рассказы об Александре Невском по текстам сценария.

Оформление.

Репродукции: П. А. Корин «Александр Невский», С. Присекин «Кто с мечем к нам войдет, от меча и погибнет»

Схемы: «Невская битва», «Ледовое побоище»

Карта: «Феодальная раздробленность Руси»

Презентация или видеоматериалы

На доску можно написать эпиграф: «Правду мне говорили о нем: нет князя, ему равного» «Это враг опасный, сильный, умный…» Хан Батый

План классного часа.

  1. Вступительное слово.
  2. Интерактивная беседа «Что такое личность?»
  3. Информационный блок.

А) Начальный период жизни.

Б) Невская битва.

В) Ледовое побоище.

Г) Последние годы жизни.

4. Заключительная беседа.

5. Подведение итогов.

1. Вступительное слово.

В истории нашего государства есть много исторических деятелей, чье имя вызывает у нас чувство уважения и гордости. Имя Александра Невского в их числе. Александр Ярославич Невский был одной из самых замечательных и грандиозных фигур русской земли. Сегодня мы попробуем перенестись в далекие времена Древней Руси, когда жил и творил Александр Невский.

2. Интерактивная беседа.

Тема нашего классного часа требует от нас обращения к понятию «личность».

– Дайте определение личности, используя знания по обществознанию.

Личность – совокупность устойчивых, социально значимых свойств человека.

В обыденной жизни мы постоянно используем понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», порой не различая их между собой. В научной литературе человек – понятие самое общее, родовое.

Индивид – отдельный, конкретный представитель человеческого рода.

Под индивидуальностью понимают совокупность черт, отличающих одного индивида от другого.

Понятие личность вводится для выделения социальной сущности человека.

– Что значит социальный? (Общественный)

– Является ли ребенок в момент рождения личностью? (Нет. Личностью не рождаются, личностью становятся. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализация – это процесс воздействия на человека общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в обществе, становятся личностями. )

– Какого человека в вашем понимании можно назвать личностью?

– Какими качествами он должен обладать, чтобы называться личностью?

(Активный, целеустремленный, деятельный, решительный, смелый, ответственный, самокритичный, принципиальный, образованный, волевой, с чувством собственного достоинства и т. д. )

– Можно ли Александра Невского назвать личностью нации?

Давайте вернемся к этому вопросу после знакомства с информационным материалом, подготовленным учащимися.

3. Информационный блок.

Что вы знаете об Александре Невском? Почему он получил такое прозвище? Давайте вспомним основные этапы жизни Александра Невского. Слово предоставляется учащимся.

1 учащийся. Начальный период жизни Александра Невского.

Александр Ярославич Невский (1220-1263)

Летописи сохранили лишь самые общие черты биографии Александра. Он родил­ся в 1220 г. в семье князя Ярослава Всеволодовича, четвертого из восьми сы­новей Всеволода Большое Гнездо. Отец с детских лет готовил Александра к нов­городскому княжению. Это была сложная и для многих непосильная роль. Редко кому из князей удавалось подолгу занимать новгородский стол. Для этого тре­бовалась не только отменная воинская доблесть, но и осмотрительность, умение предвидеть и предупреждать удары враждебных боярских кланов.

Наряду с книжным обучением много внимания обращалось на физическое воспитание юного Александра: на развитие силы и ловкости, умения владеть мечом и копьем, ездить на коне и т. д.

Александр вырос среди буйной и своевольной новгородской толпы. Ему доводи­лось слышать от новгородцев и крики приветствий, и горькие слова: «Пойди, княже, прочь: ты нам еси не надобен». Эта «школа» очень много дала князю.

Она развила его природный ум, воспитала в нем тонкого политика и дипломата. За долгие годы жизни в Новгороде Александр сроднился с этими суровыми и непокорными людьми. С новгородцами пережил он страшную зиму 1237/38 г. , когда татарские полчища остановились всего за 100 верст от Волхова. С ними же смелой атакой опрокинул шведов на Неве. Но громкая слава Александра, его популярность в народе обеспокоили новгородскую знать. Вскоре его вынуждают покинуть Новгород и вернуться к отцу во Владимир.

2 учащийся. Невская битва.

Летом 1240 г. , когда монгольские войска разоряли Южную Русь и готовились напасть на Киев, шведы начали наступление на новгородские земли. Их корабли с многочисленным войском вошли в Неву. Шведы предпо­лагали закрепиться на берегах Невы и отрезать Новгород от Южной Финляндии, Карельского перешейка и выхода в Финский залив. Осуществление этих планов означало бы крах всей новгородской торговли, скорый упадок великого города. И потому, узнав о появлении шведов, новгородцы немедля принялись собирать войско для отпора врагу. Новгородский князь Александр Ярославич со своей конной дружиной выступил в поход одновременно с новгородским ополчением. Он двигался вдоль берега реки, а новгородцы плыли на кораблях. Между тем шведы, не подозревая о движении новгородцев, стали лагерем близ устья речки Ижоры – неподалеку от восточной окраины современного Петербурга. Здесь-то и ударил на них князь Александр со своим войском. Сражение произошло 15 июля 1240 г.

Внезапное появление русских было полной неожиданностъю для шведов. В то время как конная княжеская дружина громила их лагерь, пешее войско отрезало путь к ко­раблям.

Однако шведы были стойкими бойцами. Битва затихла лишь с наступлением темноты. Враг отступил к своим кораблям, удержав участок берега. Ночью шведы перенесли на корабль тела знатных воинов, павших в битве, а рядовых похоронили в общей могиле. После этого корабли от­чалили от берега и двинулись вниз по течению Невы к морю. Так закончилось первое после Батыева нашествия вторжение «латинян» в новгородские земли. Отныне в во­енной истории России появляется еще одно славное имя – Александр Невский. . .

3 учащийся. Ледовое побоище.

После победы над шведами Александр Ярославич вернулся в Переяславль. С новгородцами он поссорился. А тем временем большие силы собрали немецкие рыцари-крестоносцы. Они начали военные действия против Пскова и Новгорода, которые принес­ли им успех. Была захвачена крепость Изборск. При со­действии бояр-изменников войска Ордена овладели Пско­вом. Рыцарское войско появилось в 30 верстах от Нов­города. Опасность угрожала этим краям, уцелевшим в годину татарского погрома Руси.

Новгородцы вновь запросили помощи от Александра. Невский герой забыл обиду и появился в Новгороде. Он энергично занялся формированием боеспособной рати. Воспрянувшие духом новгородцы под его началом отби­ли у немцев Изборск, затем был освобожден Псков. Ры­цари всюду отступали, но главное сражение было еще впереди.

5 апреля 1242 г. оба войска сошлись на льду Чуд­ского озера. Летописи отмечают высокий боевой дух рус­ских ратников перед решающим сражением – как буд­то у каждого из них в груди билось два сердца. Князь Александр хорошо знал военную тактику Ордена в сра­жениях. Тяжеловооруженная, в стальных доспехах кон­ница рыцарей строилась клином. Русские называли та­кое построение «свиньей». Ее «рыло» составлял самый сильный отряд воинов, который врезался в центр про­тивника, раскалывая его ряды. Длинные копья и тяже­лые мечи пролагали дорогу к довольно частым победам. Пехота играла вспомогательную роль, довершая разгром неприятеля.

Рыцари Ордена также знали обычную расстановку сил русских войск. В центре располагался большой полк, на крыльях – полки левой и правой руки. Однако русский полководец изменил этот порядок. В центре на бе­регу озера он поставил не самые лучшие и многочислен­ные отряды. Зато усилил фланги, а впереди рати выдви­нул стрелков из луков и самострелов. К тому же Алек­сандр скрыл часть войска за огромным Вороньим кам­нем, так что немцы не могли оценить численность рус­ских бойцов.

Рыцари бросили свою «свинью» в стремительную ата­ку. Лучники князя нанесли ощутимый урон нападав­шим, но центр полков Александра оказался под силь­ным ударом и возникла угроза прорыва. В этот крититический момент боя русские фланги взяли орденское вой­ско в мощные «клещи». Враг не устоял и стал отсту­пать. Но лед не выдержал, стал ломаться, и рыцари, избиваемые русскими ратниками, проваливались в воду.

В сражении погибло до 400 рыцарей и множество ря­довых воинов. 50 знатных немцев было взято в плен. Полки победителей возвращались на Русь, встречаемые всюду с почетом и радостью. Были отслужены благодарствен­ные молебны в храмах.

Весть о победе на Чудском озере разнеслась не толь­ко по Руси, но и по другим странам. Рубежи государст­ва на северо-западе оказались неприступными для про­тивников Руси. Не раз в дальнейшем Александр совер­шал удачные походы в этих краях. Пришлось ему вое­вать и с литовскими правителями, зарившимися на рус­ские земли. Полководец не знал поражений, но пони­мал, что меряться силой с татарскими завоевателями Русь еще не может.

4 учащийся. Последние годы жизни.

В 1248 г. Александр отправился в Золотую Орду, а затем в Каракорум – столицу Монгольской империи. Вернулся оттуда в 1250 г. великим князем. В 1252 г. под рукой Александра Невского находились Владимиро-Суздальское, Новгородское, Полоцко – Витебское и Киевское княжества.

Александр сумел убедить хан Золотой Орды в своей преданности и даже выступил организатором переписи населения Руси1257-1259 гг. Благодаря этому за все правление Александра не было ни одного набега татар на его владения, ни одной кровавой «рати».

«рати». Для того времени это была единственно правиль­ная политика, позволявшая стране постепенно восстанавли­вать свои силы.

В 1262 г. жители нескольких городов Северо-Восточ­ной Руси – Ростова, Владимира, Суздаля, Ярославля – подняли восстание против сборщиков дани и их русских подручных. После этого следовало ожидать большой кара­тельной экспедиции. Однако Александр Невский сам отпра­вился к хану с извинениями и объяснениями. Ему удалось, по выражению летописца, «отмолить людей от беды». Эта поездка была для князя необычайно тяжелой. Возвращаясь на Русь, он тяжело заболел и умер в Городце-на-Волге 14 ноября 1263 г.

Тело его встречали за несколько верст от Владимира. «Стояли вопль, и стон, и плач, каких никогда не бы­ло», – рассказывал современник событий, автор жития Александра. Митрополит Кирилл, обратившись к народу, воскликнул: «Зашло солнце земли Суздальской!»

Вскоре после кончины Александра Невского стали чтить как святого. Горячим почитателем его памяти был Петр I. Там, где в 1240 г. Александр разгромил шведов, по приказанию Петра была выстроена Александро-Невская лавра – пер­вый монастырь новой столицы Российского государства. Вскоре после победы над шведами в Северной войне Петр повелел перенести прах Александра Невского из Владимира в Петербург и поместить его в соборе Александро-Невской лавры.

Помнят князя-героя и сейчас. О нем пишут художественные произведения и на­учные труды. Его именем назван один из высших военных орденов России. На родине Невского, в Переславле-Залесском, и в Новгороде, на Ярославовом дво­рище, где шумело когда-то новгородское вече, а также во Владимире установ­лены памятники замечательному полководцу. Огромный памятник князю Алек­сандру и его воинам воздвигнут недавно и на холмах над Чудским озером, неподалеку от тех мест, где он одержал самую славную из своих побед.

4. Заключительная беседа.

Итак, вы познакомились с некоторыми фактами из жизни Александра Невского.

– Как вы считаете, можно ли назвать Александра Невского личностью нации? Если да, то за какие качества?

Примерные ответы учащихся. (Воинская доблесть, блестящий полководец, дальновидный политик, природный ум, дипломат, незлопамятный, терпеливый, хитрый, мудрый, защитник русской земли)

В дополнение к вашим ответам познакомьтесь с высказываниями об Александре Невском:

Г. В. Вернадский: «…Александр Невский, дабы сохранить религиозную свободу, пожертвовал свободой политической, и два подвига Александра Невского – его борьба с Западом и его смирение перед Востоком – имели единственную цель – сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа».

Л. Н. Гумилев: «…заслуга Александра Невского заключается в том, что он своей дальновидной политикой уберег зарождавшуюся Россию…»

Л. А. Обухова: «Его доблесть и победы вернули народу достоинство и воскресили луч надежды на лучшее будущее Руси».

5. Рефлексия.

– Как вы считаете, нужно ли сейчас вспоминать об исторических деятелях, о далеких победах русского оружия?

– Нужно вспоминать тех, кто сберегал и собирал для нас Россию, кто проливал кровь за нас?

– Нужно знать свою историю, своих предков, брать с них пример?

– Нужно знать и гордиться своей историей?

Составление синквейна по теме классного часа.

Литература.

  1. Бабленкова И. И. Обществознание: весь курс: для выпускников и абитуриентов / И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. – М. : Эксмо, 2009.
  2. БорисовН. С. История России с древнейших времен до конца XVII века : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Н. С. Борисов. – М. : Просвещение, 2005.
  3. История России для старшеклассников и абитуриентов. Пятецкий Л. М. Издательство «Московский лицей» 1996 г.
  4. Клименко, А. В. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст. Кл. и поступающих в вузы / А. В. Клименко, В. В. Румынина. – 9-е изд. , стереотип. – М. : Дрофа, 2009.
  5. Мир русской истории. Энциклопедический справочник. Российская таможенная академия Санкт-Петербургский филиал имени В. Б. Бобкова, Москва, 1998
  6. Митяев А. В. Героические страницы истории Родины: IX-XVIII вв. : Кн. для чтения учащихся 5-8 кл. – М. : Просвещение, 1991.
  7. Обухова Л. А. Рассказы и чтения по русской истории: Кн. Для учащихся сред. и ст. классов. – М. : Просвещение, 1995.
  8. Преображенский А. А. , Рыбаков Б. А. История Отечества : Учеб. для 6-7 кл. общеобразоват. учреждений. – 6-е изд. , перераб. И доп. – М. : Просвещение, 2002.

Метки: Внеклассная работа