Чистота – залог здоровья
Чистота – залог здоровья
«Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло –
Хорошо бы это было!»
Б. Заходер
Цели урока:
о Личностные: формирование у учащихся интереса к изучению новой темы, расширение кругозора; формирование мотивации к соблюдению правил личной гигиены у детей.
о Метапредметные: высказывать свое предположение; предлагать способы проверки; устанавливать и выявлять причинноследственные связи; добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, исследовательские наблюдения; перерабатывать полученную информацию, делая выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять рассказ по результатам, оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других, договариваться с одноклассниками, работать в паре по операциям; обнаруживать и формулировать исследовательскую проблему в диалоге с учителем и учащимися.
о Предметные: познакомить учащихся с понятием «здоровый образ жизни»; сформировать у них представление о коже и ее функциях.
Оборудование: цифровой микроскоп М~сгоше М1 -12-1. 3 (1 на группу); компьютер у учителя и учащихся (1 на группу); интерактивная доска.
Оборудование:
Материалы для проведения занятия:
индивидуальный бланк «Маршрут исследования»; препарат «Пыль под предметным стеклышком»; отрывки из мультфильма: «Мойдодыр».
Ход урока:
Подготовительный этап.
Вот и прозвенел звонок,
начинаем мы урок!
А чтобы узнать тему нашего урока, вам, ребята, придется отгадать загадки.
Презентация ( ИКТ)
В начале урока предлагаем учащимся отгадать следующие ребусы и загадки. После того как учащиеся отгадали загадку, изображение отгадки должно появиться на слайде.
Загадки
Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это. . . (Кожа)
Закаляют нас всегда
Солнце, воздух и. . . (Вода)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится! (Мыло)
Я не море и не речка,
я не озеро, не пруд
Но как утро или вечер-
Люди все ко мне бегут. (Ванна)
Дождик теплый и густой:
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов. (Душ)
Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
А пока она гуляла,
Спинка розовая стала. (Мочалка)
Говорит дорожкаДва вышитых конца:
«Помылься хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня!» (Полотенце)
Ребус
АР – А+УСК – С+А = рука
ОМ – О+ЫРЛ – Р+О = мыло
Тема нашего урока «Чистота – залог здоровья!».
Почему необходимо соблюдать правила личной гигиены?
(ответы учащихся)
Создание проблемной ситуации
А знаете ли вы, что является невидимым, опасным источником загрязнения помещений?
– пыль.
Что поможет в борьбе с пылью? Для ответа на этот вопрос отгадайте ребус:
( Вода) (слайд)
Прослушайте сказку Иманта Зиедониса «Об ужасных приключениях Пыленка»
( аудиозапись)
«Ночью подул такой сильный ветер, что Пылинке показалось: ее сдует прочь. Она привязала одну ногу к консервной банке и постаралась заснуть. Банка консервная нехорошо выла на ветру, и Пылинке стало совсем страшно. Съежившись, раздумывала она, где спрятаться, как пережить эту жуткую ночь. «Главное – в воду не попасть. Только сухая пыль свободна!» – так записала Пылинка в своем дневнике. Конечно, некоторые легкомысленные пылята думают, что дождевая капля – пустяк. Ну, упала тебе на голову – ерунда, обсохнешь. Но вот вчера вернулся, наконец, домой один Пылинок. Он пропадал два года. И вернулся – старый, помятый, седой. «Я поседел от страха и несвободы, – сказал он. – Только сухая
пыль свободна! Помните об этом, пылята!» И Пылинок рассказал про ужасные свои злоключения, которые начались с дождевой капли». После прочтения сказки И. Зиедониса об ужасных приключениях Пылинка целесообразно задать учащимся вопрос: «Чего же так боялся Пылёнок?»
Физминутка
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
Проведение практической работы
А как вы думаете, присутствует ли пыль в чисто убранном помещении?
(ответы учащихся)
Для начала разберемся что же такое пыль?
микрочастицы постоянно плавают в воздухе, от 10 до 50 мкм оседают постепенно, а более крупные практически сразу осаждаются.
Пыль бывает самая разная. Пыль попадает в атмосферу при сжигании твердого горючего, богатого зольными веществами, при переработке минеральных веществ. Способна она образовываться и в результате естественных процессов – таких, как извержение вулканов или выветривание скал, а также в результате сельскохозяйственной деятельности человека.
Давайте рассмотрим пыль.
Перед вами маршрут исследования.
1. Исследуем пыль.
Вспомним: Правила пользования микроскопом.
Соблюдайте следующие правила работы с микроскопом:
1) держите предметное стекло с находящимся на нем препаратом за края и не трогайте пальцами покровное стекло;
2) никогда не касайтесь пальцами линз;
3) содержите в чистоте предметный столик.
4) прикрывайте микроскоп и предметные стекла в то время, когда вы ими не пользуетесь.
5)Всегда фокусируйте микроскоп, перемещая тубус вверх, а не вниз. В противном случае легко (пропустив момент, когда изображение будет в фокусе) повредить препарат.
( пыль с листочков растений, пыль с пола в классе, пыль с ковра)
Сфотографировать. Перекинуть в общий доступ
Пронумеровать, дать наименование
МАРШРУТ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Исследуем пыль
1. Рассмотри предметное стекло.
Опиши, что ты увидел:
2. Расположи стеклышко на предметном столике микроскопа и
увеличь его сначала в 60, а затем в 200 раз, используя нижний свет.
Опиши, что ты увидел:
3. С помощью микроскопа сфотографируй, что ты увидел, и
подпиши снимки.
4. Ответь на вопрос: «Возможно ли
присутствие пыли в чисто убранном помещении?» Ответ обоснуй ________________________________________________________________________________________________________
Сделай выводы об опасности для здоровья невидимых частиц пыли________________________________________
Беседа о пыли
Пыль вездесуща. Она просачивается сквозь самые мелкие щели и отверстия. Она есть всюду: в пещере, где никогда не ступала нога человека, в квартире, обитатели которой надолго уехали, в самолете, мчащемся над облаками, и даже высоко над землей, в стратосфере.
Домашняя пыль содержит шерсть и перхоть домашних животных, фрагменты перьев, частицы насекомых, волос и кожи человека, частицы тканей и бумаги, мельчайшие фрагменты материалов, из которых сделаны стены, мебель и предметы обихода.
Пыль любит путешествовать, и ей это легко удается. Ее частицы очень маленькие и необычайно легкие.
Пыль не так уж безвредна, как это может показаться, поэтому с ней нужно постоянно бороться.
Во-первых, основную (до 80%!) и наиболее вредоносную часть домашней пыли составляют микроскопические пылевые клещи
Во-вторых, пылинки способны поглощать на своей поверхности любые вещества, в том числе и вредные,
В-третьих, кроме вредных примесей, на пылинках полно бактерий
4. Рефлексия урока
Работа с пультами.
Умываешься ли ты утром и вечером, используя средства личной гигиены? (чистишь ежедневно зубы не менее 3 минут?)
Всегда ли моешь руки перед едой, после прогулки и туалета?
Следишь ли ты за чистотой своей одежды, обуви: ходишь ли в одной и той же обуви на улице, в школе и дома?
Дополнительная информация
Во-первых, основную (до 80%!) и наиболее вредоносную часть домашней пыли составляют микроскопические пылевые клещи. Они обосновались в жилищах человека давно, попали в них с пухом и пером птиц, а некоторые виды – с продуктами сельского хозяйства. Домашний клещ не кусается и сам по себе не опасен для человека. Проблему представляют отходы его жизнедеятельности – экскременты, которые нередко вызывают сильнейшую аллергию. Каждый клещ ежедневно выделяет около 20 частичек экскрементов.
Особенно любят пылевые клещи обитать в постелях, поскольку там полно биологической пыли, образующейся из слущившихся чешуек нашей кожи. В двуспальной кровати можно насчитать порядка 2 миллионов клещиков.
Во-вторых, пылинки способны поглощать на своей поверхности любые вещества, в том числе и вредные, поэтому в домашней пыли можно найти практически половину таблицы Менделеева и более 100 органических соединений, вызывающих неизлечимые болезни.
В-третьих, кроме вредных примесей, на пылинках полно бактерий (они не перемещаются в воздухе свободно, а путешествуют на пылевых частицах). Один наперсток домашней пыли содержит 5 000 000 микробов. После гибели микроорганизмов высвобождаются бактериальные эндотоксины, которые также могут вызывать аллергию. Для бактерий это нормальные продукты метаболизма, а для людей и других крупных животных они ядовиты.
Метки: Внеклассная работа