Урок-игра по теме "Гидросфера"
Урок-игра по теме "Гидросфера"
Цели урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме "Гидросфера", обобщить материал как систему знаний; развивать пространственное мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи; развивать коммуникативные навыки при работе в группах; развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения.
Оборудование урока: физическая карта полушарий, карта путешествия; фотографии объектов гидросферы; дидактические материалы , изготовленные учителем.
Ход урока
I. Оргмомент. Подготовка к основному этапу урока.
Учитель. Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое путешествие может быть в середине учебного года? И вот вспомнила я слова
поэта А. Т. Твардовского:
Есть два разряда путешествий.
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.
Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля. К ней был дан комментарий, в котором говорилось, что на одном из островов океана капитан спрятал клад. А отыскать его смогут только ребята любознательные, отважные и хорошо знающие океаны, моря, течения, реки. . . узнав, что у вас в классе много отважных и любознательных и что вы только что изучили гидросферу, я решила пригласить вас на поиски клада капитана Врунгеля. Согласны
А поскольку капитан Врунгель сказочный герой, то и мы сегодня отправимся в сказочное путешествие. Капитаном корабля буду я, а вы – юнгами. На палубе нашего корабля шесть кают, располагайтесь удобнее.
И так у нас будет 6 команд. Перед отплытием выберите в каждой команде старшего юнгу. В его обязанности входит следить за выполнением заданий, сообщать об их выполнении или сигнализировать мне в случае затруднений.
А теперь, юные искатели приключений в путь!
II. Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний.
Учитель. Пока я вам все объясняла, наш корабль отчалил от острова Школьный. И вот мы уже плывём через пролив Названий, но здесь очень сильное течение. Корабль раскачивается из стороны в сторону, и . . . карта нашего плавания падает со стола! От падения все названия на карте перепутались. Как же мы продолжим наш путь? Юнги, выручайте.
Задание 1. Лото.
Учащиеся получают карточки с фрагментами контурных карт и написанные на листочках названия географических объектов. Необходимо правильно разместить таблички на карточке (названий даётся больше, чем объектов). Время на выполнение – 3 мин.
На карточке размещены контуры следующих объектов: Чёрное море, пролив Дрейка, Каспийское море-озеро, река Амазонка, Северный Ледовитый океан, озеро Байкал, Бенгальский залив, о. Мадагаскар.
Названия: Байкал, Чёрное, Каспийское, Северный Ледовитый, Амазонка, Дрейка, Бенгальский, Мадагаскар, Гибралтарский, Волга, Гренландия, Мексиканский, Средиземное.
Для проверки выполнения задания вывешивается лист с правильными названиями. Успешно справившиеся команды награждаются "орденом Врунгеля", не выполнившие получают спасательный круг. Награждение происходит после каждого задания.
Учитель. Карта восстановлена, можем плыть дальше. Но на корабле опять возникла проблема: кончились запасы пресной воды. Придётся причалить к берегу, а он называется берег Связистов.
Я получила сигнал с берега. Дело в том, что у местных жителей-связистов накопилось много корреспонденции, ионы согласны пополнить наши запасы пресной воды, если мы поможем разобрать им почту. Юнги, за работу!
Время на выполнение– 4 мин.
Задание 2. "Почта ".
Каждая команда получает по два "почтовых ящика" и по 10 "писем". Необходимо разложить корреспонденцию адресатам. (На "ящиках" написано "Мировой океан" и "Воды суши". «Письма» – это таблички, на которых написаны понятия и географические названия водных объектов. Необходимо правильно определить принадлежность объекта. )
"Письма" – Средиземное, залив, цунами, море, болото, родник, водохранилище, Енисей, ледник, подземные воды.
Для проверки вывешиваются правильные ответы.
Учитель. Мы продолжаем путешествие, и нам предстоит обогнуть полуостров Успеха.
Задание 3. «Кроссворд».
Время – 1 минута.
Учитель: Экипаж, внимание! Плановая остановка: порт "Речной". Но вот беда: мы попали в плен к пиратам. Они прислали "черную метку". На ней написано, что нас отпустят только при условии, если мы поможем разобраться им с картой. Пираты тоже ищут клад, но не беспокойтесь – другой.
Ориентиром для них служит река, но они не знают, где устье, где исток, где какой приток. . . Для нашего спасения придётся потрудиться.
Задание 4. "Река ".
Команды получают схемы "Части речной системы" , а наборы карточек, которые необходимо разместить при помощи магнитов устье, правый приток, левый приток, главная река, направление течения реки). Необходимо правильно разместить знаки на схемах. Время выполнения – 1 мин. для проверки вывешивается схема с подписями.
Учитель: Мы свободны и продолжаем поиск клада. Перед нами архипелаг Литературный. Но на каком из островов капитана Врангеля спрятал клад!
А вот, кажется, подсказка (учитель достаёт бутылку, в которой лежит свиток Юнги -это послание капитана. Здесь написано (разворачивает свиток по мере прочтения строчек):
Архипелаг Литературный впереди. Попробуй остров Врунгеля найти. Названье острова откроется тому,
Кто знает: что, зачем, когда и почему? Литературную загадку отгадай и к кладу свой корабль направляй.
– Узнать название сможет тот, кто прочитает свиток. Но свиток волшебный – он разворачивается, только если разгадывать литературные загадки все поочереди.
– Попробуем, юнги?
Задание 5. "Литературные загадки ".
(учитель продолжает чтение свитка)
1. Какое явление, наблюдаемое на реке, описано в стихотворении?
Я раз за дровами
В лодке поехал – их много с реки
К нам весной нагоняет
Еду, ловлю их. Вода прибывает. Вижу один островок небольшой, Зайцы на нём собрались гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину.
Некрасов. Дед Мазай и зайцы
2. Какой процесс, происходящий в гидросфере, описал поэт? Спросил на днях
Малыш – сосед
У струйки,
Льющейся из крана:
– Откуда ты?
Вода в ответ:
– Издалека,
Из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росою искрилась поляна.
– Откуда ты? ¬Спросил расу.
– Поверь, и я из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросили у тумана:
Откуда ты? Ты кто такой?
– И я,
Дружок,
Из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае,
В каждой капле, В каждой льдинке,
И в слезинке,
И в дождинке,
И в росинке– Нам откликнется всегда
Океанская вода!
А. Дитрих
3. Почему поэт пишет, что у Байкала "чаша глубока" и "Россия вся могла б напиться" ?
Байкал как зеркало лежит.
Гора в него глядится. То туча воды затемнит,
То солнце в них лучится.
О нём писали: "Чаша вод".
Да. Но какая "чаша"!
Как море чаша глубока. Прозрачная водица! Россия очень велика, А вся могла б напиться.
И. Ландо
4. Какая причина вызвала "голубые волны", виденные А. С. Пушкиным на поверхности моря?
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой. . . Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы
И, долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы.
"К морю "
5. Почем оба поэта изобразили Терек диким и необузданным? В чём
Причина?
Терек воет, дик и злобен. Меж утёсистых громад, Буре плач его подобен, Слёзы брызгами летят.
М. Ю. Лермонтов
Меж горных рек несётся Терек, Волнами точит дикий берег, Клокочет вкруг огромных скал. . .
А. С. Пушкин
(Каждый, кто правильно отвечает на вопрос, награждается "орденом Врунгеля")
В конце свитка написано название острова: Победа.
Учитель: Юнги, теперь мы знаем название острова и можем найти клад. (Учитель достаёт воздушный шар).
Ребята, как вы думаете, почему капитан Врунгель приготовил для нас такой подарок – воздушный шар?
( учащиеся отвечают, что нужен им для путешествия по атмосфере, так как это оболочка, которую теперь они будут изучать. )
III. Подведение итогов
Учитель подводит итоги игры, поощряются команды, получившие наибольшее количество "орденов капитана Врунгеля", и самые активные учащиеся.
Приложение 1
БАЙКАЛ | ЧЁРНОЕ |
КАСПИЙСКОЕ | АМАЗОНКА |
ДРЕЙКА | СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ |
БЕНГАЛЬСКИЙ | МАДАГАСКАР |
ВОЛГА | ГИБРАЛТАРСКИЙ |
ГРЕНЛАНДИЯ | |
МЕКСИКАНСКИЙ | СРЕДИЗЕМНОЕ. |
Приложение 2
СРЕДИЗЕМНОЕ | ЗАЛИВ |
ЦУНАМИ | ВОДОХРАНИЛИЩЕ |
МОРЕ | ЕНИСЕЙ |
БОЛОТО | ЛЕДНИК |
РОДНИК | ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ |
Н. В. Холкина, МОБУ "Галенковская СОШ Октябрьского района", Приморский край
Метки: Иностранный язык