Реки. Питание, режим рек, 6 класс
Реки. Питание, режим рек, 6 класс
Тип: урок изучения нового материала.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, физическая карта мира.
Цели урока: сформировать представление о питании реки, её режиме.
Задачи: научиться давать комплексную характеристику рекам, находить истоки и устья рек, определять источники питания и режим реки; воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока:
I. Орг. момент:
Фамилия Имя | Закончи предложение | Описание реки | Географический диктант | Итог |
Работа с тетрадью. Записать число, классная работа.
II. Систематизация знаний:
Тестированные технологии. (слайд 8)
Закончи предложение:
1. Место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан…. . (устье).
2. Углубление, где течёт река…. (русло).
3. Водный поток, текущий в выработанном им углублении…. (река).
4. Начало реки…(исток).
5. Главная река со всеми её притоками … (речная система).
Взаимоконтроль по ключу. (слайд 9)
III. Изучение нового материала:
Дома необходимо было найти стихи, в которых давалась бы характерная особенность любой реки. (слайд 10)
Дети зачитывают четверостишие о реке.
Все реки разные. Почему?
Работа в парах. На столах лежат карточки (озеро, ледник, снег, дождь, болото, подземные воды, океан, море). Поднимите те карточки, которые считаете лишними. Объясните причину выбранного варианта.
Какова тема урока? Какой цели должны достичь? Тема: Режим и питание рек. (слайд 11)
Делаем выводы: каковы источники питания рек? Источники питания рек. (Слайд 12-19).
Задания ученикам (по группам): определить основные источники питания следующих рек, объяснить причины.
Здоровьесберегающие технологии.
На карточках зелёного цвета написаны названия рек.
1 группа: Амазонка.
2 группа: Енисей.
3 группа: Амударья
4 группа: Нил.
5 группа: Ангара.
6 группа: Конго.
Индивидуальное задание. Река Бирюса.
Определите тип питания рек.
Понятие режим реки (работа с учебником стр. 90-91, доп. литературой) – колебание уровня воды в реке в течение года.
Половодье в стихотворении Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»: слайд 13
. . . Я раз за дровами
В лодке поехал – их много с реки
К нам половодье весной нагоняет —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, – ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островок пропал под водой.
Что же такое половодье? Работа с учебником стр. 90.
Паводок, межень (Слайды 14). Сообщения учащихся.
Делаем выводы о типах водного режима рек (Слайд 15 )
Стихийные бедствия (слайд 16)
Здоровьесберегающие технологии.
На карточках зелёного цвета написаны названия рек. слайд 17.
Учащиеся приводят примеры рек с разными типам водного режима.
От каких причин зависит тип водного режима реки? От рельефа.
Групповая работа
Работа в группах. На доске размещены две картины (горная и равнинная река). Составить рассказ-описание реки используя учебники стр. 91-92, доп. литературу, интернет.
Работа рек.
Какую работу производит равнинная река? (Слайд 18)
ИЗЛУЧИНЫ (меандры), изгибы русла реки; возникают в результате действия течений, не совпадающих с направлением основного речного потока, при которых поверхностные струи направляются к вогнутому берегу, а донные – к выпуклому.
Горная река? (Слайды 19). Примеры.
слайды 19-23.
Здоровьесберегающие технологии
Из предложенных вариантов рек выберите горные и равнинные.
Река может?. . . . . Созидать и разрушать. слайд 24
«Зрелище это завораживает. И не только искрящимися струями воды, мириадами брызг, грохотом и шумом, но больше своей необычностью, первозданностью. Особенно удивительная картина предстаёт в ясный солнечный день, когда переливающаяся разноцветьем, сверкающая водяная пыль относится ветром к ближайшим склонам, образуют радуги. Кажется, скалы, деревья, трава – всё подчинено ритму водной стихии».
– О чем писал в своём дневнике путешественник? (о водопадах)
Водопад – это падение речного потока с уступа сложенного твёрдыми породами (стр. 93)
Сообщения учащихся.
вдп. Виктория, Ниагарский, Мамотова пещера, Большой каньон Колорадо. (слайды 26-28)
Пороги – стр. 93 (рис. 60) слайд 29
IV. Закрепление изученного материал:
Здоровье сберегающие технологии. слайд 30.
Практическая работа. слайд 31
Дать характеристику реки по плану. Работа по вариантам.
Дайте характеристику реке Енисей (1 в. ) по плану, Амазонка (2 в. ).
План описания | Название реки Амазонка |
|
1 | На каком материке находится | Южная Америка |
2 | Где берет начало | От слияния двух рек (Мараньон, Укаяли) |
3 | Каково общее направление течения | На запад |
4 | Куда впадает | Атлантический океан |
5 | Характер течения | равнинная |
План описания | Название реки Енисей |
|
1 | На каком материке находится | Евразия |
2 | Где берет начало | Западные Саяны |
3 | Каково общее направление течения | На север |
4 | Куда впадает | Карское море (Енисейский залив) |
5 | Характер течения | горная |
Проверка в группах по ключу. слайд 32-33
Географический диктант (знание карты) – учитель показывает географические объекты на карте, учащиеся находят и записывают реки в тетрадях.
1. р. Амазонка.
2. вдп. Виктория.
3. р. Нил
4. р. Енисей
5. р. Амур
6. вдп. Ниагарский
Самоконтроль по ключу. слайд 34.
Использование рек. слайд 35-36.
Экологические проблемы рек? Как решать? слайд 37.
V. Рефлексия урока: Подведём итог урока, все ли цели урока были достигнуты? Самостоятельно заполните оценочные листы. Дорисовать смайлик. слайд 40.
VI. Задание на дом: Составить ребусы по теме «Реки». Индивидуальные задания: Озеро Байкал, Каспийское, Эйр, Баскунчак.
Е. В. Ветрова, МКОУ СОШ № 16, г. Бирюсинск, Иркутская область
Метки: Иностранный язык