Тема урока: Климат и человек. Климатические ресурсы
Тема урока: Климат и человек. Климатические ресурсы
Тема урока: Климат и человек. Климатические ресурсы.
Цели и задачи урока: расширить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Познакомить с неблагоприятными климатическими явлениями и причинами их возникновения. Показать причины экологических проблем. Сформировать понятия агроклиматических ресурсов.
Оборудование: физическая карта, климатическая карта.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение. Проверка домашнего задания.
На доске термины темы для закрепления фронтально или группах: умеренный пояс; умеренно-континентальный; континентальный; резкоконтинентальный; муссонный; коэффициент увлажнения; циклоны; антициклоны; атмосферные фронты; изотерма; амплитуда.
Устные вопросы
– Назовите климатические пояса России: основные, переходные.
– Какой пояс занимает большую площадь?
– Перечислите типы климата умеренного пояса.
– Различие умеренно-климатического, континентального, резкоконтиненталь-ного типов климата?
– Расскажите по плану:
1)зима;
2) лето;
3) количество осадков (за год);
4)амплитуда температур;
5)господство циклонов, антициклонов.
– Определите тип климата по данным: cредняя температура июля +17; осадков за год 600 мм; коэффициент увлажнения ≥ 1. ( Умеренно-континентальный климат. )
– Почему по количеству осадков нельзя судить об увлажнении территорий? (Полное представление об увлажнении даёт коэффициент увлажнения, т. к. он учитывает не только количество выпавших осадков, но и потери влаги за счет испоряемости. )
– Определите коэффициент увлажнения и составьте прогноз о водах, растительности, почвах, животном мире:
а) Годовое количество осадков – 300 мм, испаряемость – 200 мм. (Избыточное увлажнение , k= 1, характерно для тундры, где много болот и рек. )
б) Годовое количество осадков – 300 мм, испаряемость – 900 мм, (Скудное увлажнение, k= 1. Условия полупустыни на поверхности, редкая речная сеть, дефицит влаги, почвы засолены, редкий растительный покров. )
III. Изучение новой темы
– Вспомните, какие элементы климата влияют на жизнь человека?
– Почему составляется прогноз погоды?
– Представителям каких профессий это необходимо?
– Определите, где в России климат благоприятный (средняя температура от +25 до – 15), неблагоприятный, зимой экстремальный.
– Приведите примеры, соответствующие схемы:
КЛИМАТ:
здоровье людей
строительство
сельское хозяйство
транспорт
Особенно от климата зависит с/х. Свойства климата, позволяющие заниматься с/х, называются агроклимиатическими ресурсами, которые включфют:
1) продолжительность периода со среднесуточной температурой выше + 10 (растения при такой температуре вегетируют);
2) сумма температур за этот период;
3) коэффициент увлажнения;
4) снежный покров.
– Агроклиматические ресурсы России разнообразны. Рассмотрим карту «Агроклиматические ресурсы» (Р. : рис. 49, с. 102; Б. : рис. 33, с. 69).
Работа с картой
Задание: определить агроклиматические ресурсы своей местности. Какие культуры они позволяют выращивать?
IV. Сообщения учащихся о неблагоприятных климатических условиях
Учащиеся слушают своих товарищей и заносят основную информацию в таблицу.
Вид явления | Особенности проявления | Районы проявления в России |
Засуха | Длительная сухая погода с высокой температурой воздуха и отсутствие осадков. | Степи и полупустыни юго-восток Русской равнины. |
Пыльная буря | Сильный продолжительный ветер, выдувающий верхний слой почвы. | Юг Русской равнины и Урала, Алтай (степи) |
Заморозки | Понижение температуры воздуха ниже 0 поздней весной и ранней осенью. | Повсеместно |
V. Закрепление.
Географический диктант.
1. Понижения температуры воздуха ниже 0 весной и осенью. (Заморозок)
2. Очень низкая температура воздуха при малой мощности снежного покрова. (Сильные морозы)
3. Осадки в виде частиц льда. (Град)
4. Корка льда, образующаяся при замерзании капель дождя или тумана весной или осенью. (Гололед)
5. Скопление водяных капель в нижнем слое тропосферы. (Туман)
6. Жаркий, сухой, сильный ветер, длящийся несколько дней. (Суховей)
7. Ветер огромной скорости (более 30 м/с), обладающий разрушительной силой. (Ураган).
8. Длительный период, длящаяся сухая погода с высокой температурой воздуха. (Засуха)
Домашнее задание.
Повторить термины по теме «Климат».
Описать климат Карелии, Сахалина, острова Врангеля (на выбор) по плану:
1)географическое положение;
2)количество суммарной радиации;
3)господствующие ветры;
4) средняя температура января, июля; амплитуда;
5) годовое количество осадков;
6) тип климата.
Л. И. Зиазетдинова, МОКУ СОШ с. Рятамак, Республика Башкортостан
Метки: Иностранный язык