Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Разработка урока по географии на тему: «Население России. Демографическая ситуация»

Разработка урока по географии на тему: «Население России. Демографическая ситуация»

Цели:

1)выявить значение демографической ситуаций;

2)проанализировать возрастную структуру населения.

Оборудование: карты, диаграммы, таблицы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Рассказать о миграционных процессах.

2. Рассказать о насильственных перемещениях.

3. «Мой край в судьбе России» – обсуждение.

4. Индивидуальные карточки-здания ( 3-4 ученика): перечислите и проанализируйте основные направления миграций в России:

а) до 1917 года б) в современный период

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

II. Знакомство с новым материалом.

В в о д н о е с л о в о у ч и т е л я.

Демографическая ситуация – это сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности миграционной подвижности, создающих в данное время определенную половозрастную структуру населения и динамику его численности.

Демографическая политика – меры, принимаемые государством по регулированию рождаемости (пособия на рождение детей, дополнительные отпуска, получение жилплощади – стимул к рождению детей; в Китае – меры по ограничению рождаемости: возраст вступления в брак, разрешение на рождение только одного ребенка и т. д. ).

Ярким показателем демографической ситуации является половозрастная структура населения.

З а д а н и е 1. Проанализируйте структуру населения России на начало 1998 г. ( рис. 17, с. 64. ). Способ анализа:

– выявить долю лиц моложе трудоспособного возраста (до 16 лет) и всего населения;

– выявить долю лиц в трудоспособном возрасте (16 – 59 лет – мужчины и 16 – 54года – женщины) из всего населения;

– выявить долю лиц старшего трудоспособного возраста ( мужчины – старше 60 лет , женщины – старше 55 лет) из всего населения.

После ответов учеников учитель обобщает. Например, в 1989 году соотношение «дети – трудоспособные – пожилые» оставило 25% – 57% – 18%; значит, преодолели люди трудоспособного возраста из всей численности; в трудоспособном возрасте женщин было больше, чем мужчин и т. д. ).

Трудоспособный возраст – это возраст, когда люди полны сил и энергии для работы, от 16 до 54 лет – у женщин, от 16 до 59 лет – у мужщин. После этого наступает пенсионный возраст.

З а д а н и е 2. Рассмотрите рис. 18, с. 65. На рисунке показана доля населения старше трудоспособного возраста; проанализируйте и сделайте вывод.

III. Итог урока.

Динамика численности населения непрерывно изменяется. Этот процесс будет фиксироваться отделами ЗАГСов населенных пунктов. Более точные статистические данные о численности населения России формируются в процессе проведения переписей населения. Проводятся переписи один раз в десять лет (первые были проведены в XXI веке). По последней переписи видно, как изменилась численность России (в 1998 году Россия была на шестом месте по численности населения (147 млн. чел. ) и прогнозировался переход в 2000г. (На седьмое место). В настоящее время Россия уступает Пакистану и находится на седьмом месте (145 млн. чел. ) половозрастная структура зависит от ряда причин и тоже носит динамичный характер.

Л. И. Зиазетдинова, МОКУ СОШ с. Рятамак, Республика Башкортостан

Метки: Иностранный язык