Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: «Состав (структура) населения мира», 10 класс

Тема урока: «Состав (структура) населения мира», 10 класс

Дидактическая цель:

Создать условия для формирования представления об этническом составе населения мира, для выявления географических особенностей полового и возрастного состава населения в форме групповой работы с ориентацией на развитие информационных, коммуникативных, предметных компетенций

Задачи:

n Помочь учащимся сформулировать основные понятия темы: этнос, возрастно-половые пирамиды, экономически активное население, ИЧР

n Научить выявлять: географические закономерности полового и возрастного состава населения мира; географические особенности этнического и лингвистического состава населения мира, национальные проблемы

n Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности: читать возрастно-половые пирамиды, сравнивать ИЧР стран, предлагать пути решения национальных проблем

Оборудование: компьютер, презентации, видео, контурные карты, тематические карты «Народы мира», политическая карта мира, атласы для 10 класса

Информационно-образовательная среда темы:

Основные ресурсы:

Учебник, автор Ю. Н. Гладкий с. 53-59, атлас для учащихся 10 класса с. 24-25

Дополнительные ресурсы:

Монография «Расы и народы» Айзек Азимов, Уильям Бойд, видео, презентация, ИНТЕРНЕТ ресурсы

Формы и методы урока:

Форма: интерактивный семинар

Методы: АМО на этапах: знакомства, составления правил работы на семинаре, рефлексии. Приемы ТКМ – составление кластера по теме: «Типы государств по национальному составу», «Фишбоун» на тему: «Национальные проблемы стран мира»

Планируемые результаты

Учащиеся должны:

предметные знать/понимать основные понятия урока; основные закономерности полового и возрастного состава населения мира; географические особенности этнического и лингвистического состава населения мира.

метапредметные уметь определять, сравнивать, приводить примеры; объяснять взаимосвязь между; давать краткое описание;

личностные использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при характеристике.

План урока:

I. Вводный организационно-мотивирующий этап

1. 1. Знакомство

1. 2. Составление правил работы на семинаре

1. 3. Целеполагание

II. Этап изучения нового знания

2. 1. Определение задания группам

2. 2. Создание первичного субъективного продукта группой №1 по определению понятия «этнос».

2. 3. Теоретический блок урока. Сообщение новой информации – инпут №1

2. 4. Сравнение СОП и КИА. Достраивание до ООП

2. 5. Защита кластера по теме: «Типы государств по национальному составу».

Динамическая пауза

2. 6. Защита проекта группы №2. Создание СОП. Теоретический блок урока. Сообщение новой информации – инпут №2. Сравнение СОП и КИА. Достраивание до ООП

Минутка релаксации

2. 7. Защита проекта группой №3. Фишбоун на тему: «Национальные проблемы стран мира». Сравнение СОП и КИА. Достраивание до ООП.

III. Подведение итогов семинара

IV. Рефлексия

Ход урока:

Описание всех благоприятных условий проведения образовательного мероприятия:

Физические условия:

расстановка парт по кругу, адаптирована для работы в группах.

Учитель располагается в центре проведения семинара.

Психологическая атмосфера:

доброжелательный настрой, снятие стрессовых ситуаций с помощью динамических пауз и минуток релаксации.

Использование активных методов с целью повышения мотивации к обучению.

Взаимопомощь.

Отказ от критики.

Программа и содержание образовательного мероприятия

План семинара:

I. Вводный организационно-мотивирующий этап.

Приветствие учителя. Озвучивание темы и формы проведения образовательного мероприятия. Учитель отмечает, что интерактивный семинар – это образовательное мероприятие, работа которого основана на взаимодействии всех участников.

Подэтап – Знакомство. АМО «Поздоровайся локтями». В ходе проведения формируются 3 группы для дальнейшей совместной работы.

Подэтап – Составление правил работы на семинаре. АМО «Ромашка». Учащиеся в группах пишут на заранее заготовленных лепестках ромашки правила. Ожидаемые варианты: не перебивать, говорить кратко и аргументировано, уметь слушать, быть толерантным, уважать мнение других. В ходе обсуждения выбираются наиболее приемлемые для всех правила работы на семинаре.

Подэтап – Постановка целей. Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать собственные цели урока. Учащимся предлагается перечень целей, из которых они выбирают наиболее их интересующие и адекватные изучаемым вопросам темы.

– Научиться составлять собственные определения понятий темы (СОП), соотносить их с существующими (КИА), достраивать до обобщенного образовательного продукта (ООП).

– Усвоить основные понятия темы

– Научиться аргументировано спорить, доказывать свою точку зрения, искать информацию по изучаемому вопросу

– Развить свои способности в проведении исследований по вопросам темы

– Предлагают собственные цели

Соотнесение целей учителя и учеников проходит в форме дискуссии. Формулируются общие цели.

II. Этап изучение нового знания

Задание группам:

1 группа: дать определение понятия «Этнос», составить кластер по теме: «Типы государств по национальному составу». Использовать текст учебника на стр. 53. Создание СОП понятия «этнос». Сопоставление с КИА. Выход на ООП.

2 группа: Выделить группы стран по типам возрастной и половой структуры с помощью схем и диаграмм. Объяснить причины разного полового и возрастного состава населения по регионам мира.

3 группа: Используя прием ТКМ «Фишбоун» выделить национальные проблемы стран мира и предложить пути их преодоления. Объяснить понятие «Индекс человеческого развития» используя при этом ИНТЕРНЕТ – ресурсы.

Защита СОП группы №1. Вариант защиты: В настоящее время на Земле существуют этнические общности разного уровня – племена, народы, нации. Этносы (народы) – сложившиеся устойчивые общности людей, характеризующиеся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры и национальным самосознанием. Этнический состав населения мира является результатом длительного исторического процесса смешения представителей разных рас и этносов. Каждый этнос имеет свои неповторимые стереотипы и нормы поведения, которые негласно существуют во всех областях жизни и быта. Соприкасаясь с другой нормой поведения в другом этносе, люди удивляются «чудачествам» другого народа. В мире насчитывается 3-4 тысячи этносов, естественно при таком количестве необходима их классификация. Чаще всего используется деление народов по численности. Самый многочисленный – китайский (1,3 млрд. человек) до племён Бразилии или стран Африки, насчитывающих несколько десятков человек.

Обсуждение. Учитель предлагает сравнить трактовку понятия «этнос», которую дали учащихся с новой информацией из презентации, мини-лекции и видео.

Теоретический блок урока. Сообщение новой информации – инпут №1. Новая информация о понятии «этнос». Учащиеся самостоятельно выявляют, что в определении понятия есть неточности: язык, территория не всегда едины для этнических групп. Школьникам вырисовывается проблема: знакомое им понятие этнос трактуется иначе. Учитель акцентирует внимание на противоречиях и неточностях понятия «этнос» в том случае, если учащиеся их не выявляют самостоятельно. Составляется КИА. Обсуждение созданных субъективных образовательных продуктов 1 группы переходит в 3 этап и достраивается до ООП. Остальные участники семинара принимают участие в обсуждении. Учитель и учащиеся подводят итоги обсуждения и останавливаются на едином мнении. После обсуждения все приходят к мнению о том, что «этнос» – это единое самосознание, общность менталитета, это «мы» и «они». Учащиеся 1 группы защищают вторую часть задания. Демонстрируется составленный учащимися кластер по теме: «Типы государств по национальному составу».

III. Динамическая пауза. АМО «Пантомима».

Каждая группа показывает участникам семинара представителей разных этнических групп. Остальные угадывают.

Теоретический блок. Сообщение новой информации – инпут №2. Особенности полового и возрастного состава населения мира. На каждые 100 девочек в мире рождается 104 – 107 мальчиков. Формирование полового состава населения в различных странах неодинаково.

1) В странах СНГ, в Европе, Северной Америке – преобладает женское население. Причины: а) средняя продолжительность жизни у женщин выше, чем у мужчин; б) потери мужского населения в войнах.

2) В Африке, Латинской Америке, Австралии и Океании – численность мужчин и женщин одинакова.

3) В Азии мужчин больше: в Китае и Индонезии в 1997 году – соответственно на 38 млн. и 32 млн. человек. Преобладание мужского населения характерно для некоторых стран Юго-Западной Азии (Кувейта, ОАЭ и др. стран).

Причины: а) приниженное положение женщин (ранние браки, раннее деторождение); б) приток в нефтедобывающие страны Персидского залива мужской рабочей силы, что составляет 55 – 65%, такого превышения больше нигде в мире нет

На доске написать схему возрастного состава населения

Дети 0 – 14 лет 34% Взрослые 15 – 64 года 58% Пожилые с 65 – 8%

2. Возрастной состав: влияние на трудовые ресурсы.

Три типа возрастной структуры населения: Прогрессивная – с большой долей детей.

Стационарная – равновесная по возрастам. Регрессивная: малая доля детей и большая – людей старших возрастов. Основные типы возрастного состава населения соответствуют типам его воспроизводства. Возраст является главным критерием при определении основной производительной части населения – трудовых ресурсов. О степени их вовлечения в производство свидетельствует показатель экономически активного населения (ЭАН). ЭАН это часть трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере. В мире ЭАН – 45% всего населения (2,7 млрд. чел. ). В Северной Америке показатель ЭАН – 50 – 60%. В Азии, Африке и Латинской Америке ЭАН – 40 – 45%. Презентация с информацией об особенностях разных типов стран.

Разбор возрастных и половых пирамид. Формулирование понятия «возрастно-половая пирамида» и «ЭАН». Учащиеся 2 группы защищают составленные ими диаграммы. Обсуждение. Дополнение сведений с учетом новой информации. Формулирование выводов.

Минутка релаксации. Учащимся демонстрируется видео – фрагмент «Фестиваль народов мира», в котором представлены разные этнические группы.

Защита проекта группы №3 в формате фишбоуна на тему: «Национальные проблемы стран мира». Учащиеся выделяют проблемы разных народов, используя при этом имеющиеся знания.

Участники второй группы, работая над формулировкой понятия ИЧР и составлением фишбоуна, пользуются ИНТЕРНЕТ – ресурсами. Фишбоун составляется на ватмане для наглядного представления информации всем участникам семинара.

Главное же условие предотвращения любых конфликтов, в том числе вооруженных, – гармонизация национальных отношений в стране. Для этого необходимо следующее: наличие демократического правового государства. Существует две основные гарантии общественного спокойствия, гармонично влияющие друг на друга, – сильное государство, базирующееся на справедливых законах, и разумная организация общества, в котором каждый имеет средства к достойному существованию; обеспечение единства страны, отказ регионов и национальных меньшинств от сепаратизма, признание за верховной властью всех полномочий в деле обороны страны, ведения иностранных дел, борьбы с организованной преступностью; предоставление компактно проживающим меньшинствам широкой автономии и права решения собственных дел, включая местные налоги, на региональном и местном уровнях; признание культурной автономии территориально рассеянных национальных меньшинств, финансирование из центрального бюджета преподавания и вещания на их языке и других культурных мероприятий; максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный, местный уровень; проведение политики упреждения перерастания противоречий в кровопролитные конфликты. В последнее время для нормализации обстановки в зонах локальных и региональных конфликтов используется политика национального примирения, оправдавшая себя, например, в Никарагуа и Сальвадоре; демократизация межгосударственных отношений, отказ от произвольного толкования общепризнанных норм международного права; координация (компромисс) национальных интересов как предпосылка их реализации, в чем и заключается смысл национальной политики.

Учащиеся третьей группы дают определение ИЧР. Примерный вариант ответа: ИЧР – это комплексный показатель, указывающий на уровень развития стран, на качество жизни.

Индекс человеческого развития (ИЧР) дает интегральную оценку трех важнейших аспектов человеческого развития и используется для мониторинга прогресса в человеческом развитии во многих странах, регионах и в мире в целом. Он состоит из:

1 Индекса ожидаемой продолжительности жизни, который в определенной степени отражает состояние системы здравоохранения и социального обеспечения страны.

2 Индекса уровня образования, отражающего степень грамотности взрослого населения и охвата населения начальным, средним и высшим образованием и таким образом – состояние системы образования страны.

3 Индекса ВВП на душу населения (в долларах США по паритету покупательной способности (ППС) национальных валют), указывающего на уровень доходов граждан страны.

Учащиеся представляют статистические данные. Отмечают, что по данным ООН Россия по данному показателю находится на 66 месте и относится к странам с высоким уровнем ИЧР.

Страны с очень высоким уровнем Индекса человеческого развития

Место Страна ИЧР

1 Норвегия 0,943

2 Австралия 0,929

3 Нидерланды 0,910

4 Соединенные Штаты Америки 0,910

5 Новая Зеландия 0,908

6 Канада 0,908

7 Ирландия 0,908

8 Лихтенштейн 0,905

9 Германия 0,905

10 Швеция 0,904

Проводится обсуждение.

III. Подведение итогов семинара. Оценивание участников

IV. Рефлексия. АМО Ресторан». Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: – Я съел бы еще этого… – Больше всего мне понравилось…

– Я почти переварил… – Я переел… – Пожалуйста, добавьте… Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист, комментируя. В завершении учитель резюмирует итоги семинара, дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.

О. В. Баутина, МКОУ СОШ №15, п. Майский, Советско-Гаванский район, Хабаровский край

Метки: Иностранный язык