Причины и предпосылки великих географических открытий (урок – игровое занятие)
Причины и предпосылки великих географических открытий (урок – игровое занятие)
План урока:
I. Космографические и географические представления античности и средневековья.
II. Причины великих географических открытий.
Оборудование:
а) карта «Великие географические открытия»
б) картосхемы – раздаточный материал
в) карточки с заданием для групповой работы.
Опережающее домашнее задание:
а) изучить соответствующий материал в учебнике;
б) распределить роли и разбиться на группы по 5 человек.
– Журналист
– Купец
– Кораблестроитель
– Гравировальщик карт
– Картограф
– Мореплаватель
Этапы игрового занятия
- Ученикам раздаются карточки с текстом и картосхемы.
Первое задание: учащиеся должны подготовить диалог (беседу) между античным картографом и средневековым монахом-чертежником (картографом).
- Ролевая игра «Путешествие во времени». Современному журналисту порученонаписать очерк на тему «Предпосылки великих географических открытий». Он совершил путешествие во времени и берет интервью у представителей разных групп европейского общества XIV-XV вв.
Примеры вопросов для интервью
Журналист (торговцу): Какие товары вы привозите из Индии и Китая?
Торговец: Драгоценные камни – рубины, изумруды, алмазы. Бархат, атлас, золотая и серебряная парча, ювелирные изделия из золота и серебра.
Журналист: Привозили ли в Европу пряности? Какие?
Торговец: Корицу, гвоздику, мускатный орех, имбирь, ладан.
Журналист: дорого ли они стоили?
Торговец: Очень дорого.
Журналист: Почему после 1453 г. цены на морском пути ароматов выросли во много раз?
Торговец: Османская империя передала все сухопутные пути.
Журналист (кораблестроителю): Откуда ваши корабли? В каких городах их производят?
Кораблестроитель: Генуя, Венеция.
Журналист: Как называются ваши корабли?
Кораблестроитель: Коравеллы.
Журналист: Сколько мачт на ваших кораблях?
Кораблестроитель: 3-4 мачты.
Журналист: Что делает их такими быстроходными и маневренными?
Кораблестроитель: Сочетание прямых и треугольных парусов?
Журналист: Объясните, чем «круглые корабли» отличаются от каравелл?
Кораблестроитель: Более вместительные, но менее быстроходные и маневренные
Журналист (Картографу): В чем особенность карт – планисфер?
Картограф: Карты, составленные без меридианов и параллелей.
Журналист: Что представляют собой карты-портоланны?
Картограф: Карты подробно изображающие береговую линию морей и имеющие сетку компасных линий.
Журналист: Какие изменения в технических картах появились с конца XV в. ?
Картограф: К сетке направлений стали прилагать линию меридиана (с севера на юг).
Журналист: Что вы делаете для публикации карт?
Картограф: Гравируем карты на медных досках. Помогло изображению книгопечатание наборными металлическими литерами.
Журналист (мореплавателю): На каких кораблях вы плаваете?
Мореплаватель: На каравеллах.
Журналист: Как вы определяете скорость движения корабля?
Мореплаватель: С помощью специального прибора – лага.
Журналист: Как определяются широта и долгота местности?
Мореплаватель: Широту с помощью астролябии по высоте звезд. Долготу с помощью специальных астрономических таблиц, которые позволяют наблюдая затмения, определить долготу местности.
На этапе закрепления и обобщения результатов работы могут быть использованы два варианта обобщения:
- «Журналисты» всех групп с помощью других участников пишут очерк на заданную тему, который сдается учителю;
- По одному участнику из каждой группы образуют новую группу и проигрывают сценку «интервью» перед всем классом.
М. Г. Ганелина, БГОУ СОШ 684, Москва
Метки: Иностранный язык