Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Инновационные технологии в практической работе учителя географии

Инновационные технологии в практической работе учителя географии

«Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни»– отмечено в документе – национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА». Обществу нужна творчески мыслящая личность, способная к самообучению и самостоятельному анализу информации. Именно такая личность способна принести обществу максимальную пользу.

Но как воспитать такую личность? Какая из многочисленных педагогических систем, методик и технологий наиболее адаптирована к данному заказу общества? Все это обязывает в корне пересмотреть отношение к педагогическим технологиям как инструментарию учебного процесса. Сегодня создан инструмент, позволяющий решить эту задачу, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются творческие способности учащихся. Таким инструментом являются инновационные технологии обучения.

Как мне представляется активизировать творческий потенциал учащихся возможно с помощью комплексного использования инновационных технологий обучения: информационно-коммуникационных, проектно-исследовательских и технологии проблемного обучения.

Учитывая современный социальный заказ школе на формирование активной творческой личности, на повышение качества образования сформулирована

тема концепции: «Формирование ключевых компетенций и повышение качества географического образования с помощью инновационных технологий обучения».

Цель концепции: Создание совокупных психолого-педагогических условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образования

В соответствии с темой и целью концепции были поставлены задачи:

1. Формирование устойчивого интереса учащихся к географическим знаниям с помощью технологии проблемного обучения.

2. Формирование ключевых компетенций при широком внедрении в преподавание географии информационно-коммуникационных технологий, проектной и исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями.

3. Формирование положительного образа региона, через инновационный краеведческий подход при обучении географии.

4. Создание условий для творчества и самореализации с помощью инновационных средств обучения.

1) применение технологии проблемного обучения, позволило осуществить логического мышления и сформировать устойчивый интерес к изучению географии;

2) широкое применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании географии обеспечило условие для развития индивидуальных творческих способностей обучаемого и его ориентации в информационном пространстве; прведение проектной и исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями позволили развивать познавательный интерес учащихся, проявить инициативу и самостоятельность каждому ученику, продемонстрировать индивидуальные качества;

3) инновационный краеведческий подход при обучении географии позволил, сформировать положительный образ территории, способствовал развитию критического и творческого мышления, воспитанию любви к родному кра;

4) использование инновационных средств обучения позволяет учащимся увлекательно и интересно учиться, создает условия для творчества и самоподготовки.

Согласно новым требованиям к результатам обучения, практические работы по географии ориентированы на формирование умений:

выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

находить и анализировать в разных источниках географическую

информацию (для изучения объектов, явлений, территорий, их обеспеченность ресурсами, хозяйственный потенциал, экологические проблемы);

приводить примеры географических объектов, явлений и процессов

(использование и охрана природных ресурсов; адаптация человека к условиям

окружающей среды на формирование культуры народов; районы специализации, центры производства различной продукции, основных коммуникаций, их узлов; разноуровневое связи России, крупных регионов и стран мира);

-составлять географическую характеристику территорий источников географической информации;

определять на местности, плане, карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;

выявлять эмпирические зависимости.

Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию общеучебных умений как компонента стандарта по географии – анализировать, сравнивать сопоставлять, оценивать, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в различных формах (выводы, тезисы, логические схемы и др. ).

Вторая задача – обеспечение формирования специфических умений (применять теоретические географические знания на практике, вооружить жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт различной тематики, статистических материалов и т. п. ).

В– третьих, система практических работ, предусмотренных стандартом, располагает большими возможностями для более полного ознакомления и овладения школьниками методами географической науки (традиционные – картографический, описательный, сравнительно – географически, новые и новейшие – статистический, моделирование, прогнозирование, геоинформационный, геоэкологический мониторинг; методы полевых исследований). Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, например,

– для ориентирования на местности и проведения съемок;

– определение поясного времени;

  • проведения наблюдений за объектами, процессами, явлениями, и изменениями в результате природного и антропогенного воздействия;

    оценка последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своей

    местности.

Практические работы по географии весьма разнообразны по содержанию, по используемым для их выполнения источникам географической информации, по уровню самостоятельности школьников, по форме фиксации результатов. Это разнообразие определяется, прежде всего, особенностями содержания изучаемого материала, используемыми источниками географической информации, уровнем предшествующей подготовки школьников. В современной методической науке сложилась следующая классификация практических работ школьного курса географии

Я в своей работе, добавив в календарно – тематическое планирование отдельную графу в соответствии с требованиями к результатам обучения отражаю тему урока, работы, деятельность учителя, основные виды деятельности учащихся, а также планируемые результаты

Я стараюсь создать такие условия на уроке, при которых ученики, получая новые знания, проходят все звенья научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний, выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения знаний

Звенья научного творчества

Название

Содержание

Результат

1. Постановка проблемы

возникновение проблемной ситуации – осознание противоречия – формулировка проблемы

Проблема – вопрос, схватывающий

противоречие проблемной ситуации, поставленной для решения

2. Поиск решения

выдвижение гипотез – проверка гипотез

Решение – понимание нового знания

3. Выражение решения

Выражение нового знания научным языком в принятой форме

Продукт – рукопись книги, статьи, доклада, карты

4. Реализация продукта

Представление продукта людям через публикацию, выступление

Реализованный продукт -книга, статья, доклад

Посредством четырех звеньев творческой учебной деятельности проблемный урок обеспечивает учащимся и прочные знания, и интеллектуально – творческое развитие, и воспитание инициативной личности, формирует учебную и исследовательскую компетентность.

Таким образом, практическая направленность школьной географии – это многофункциональная и многоотраслевая методическая категория. Она проявляется не только в формировании географических знаний и умений, опыта деятельности, но и развитии познавательной и интеллектуальной сферы учащихся. Практические работы являются важнейшим средством воспитания и образования, усиления практической значимости школьной географии. Они способствуют реализации новой структуры ценностей современного общества, основу которой составляет позиция компетентности.

Г. А. Ковалева, школа №21, г. Старый Оскол, Белгородская область

Метки: Иностранный язык