Япония. Экономико-географическое положение. Природные ресурсы и население. 11 класс
Япония. Экономико-географическое положение. Природные ресурсы и население. 11 класс
Цель урока:
1. Знать основные черты ЭГП, проблемы использования территории, природные ресурсы, национальный состав и размещение населения Японии.
2. Уметь составлять экономико-географическую характеристику страны.
3. Развитие интереса и уважительного отношения к духовной культуре японского народа.
Оборудование: презентация к уроку, экономическая и физическая карта Японии, атласы.
Ход урока.
Организационный момент. Объявление темы, цели и задачи урока, знакомство с планом урока.
План урока:
1. Япония-«страна-наоборот».
2. Название страны и состав территории.
3. Экономико-географическое и политико-географическое положение .
Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.
4. Особенности населения. Демографическая политика. Культура Японии.
5. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно – ресурсного
потенциала для развития хозяйства Японии.
1. Япония-«страна – наоборот».
В этой стране пальто подаёт женщина; руль в машине с правой стороны; пишут сверху вниз; едят палочками; спят на полу, а белый цвет является траурным.
2. Название страны и состав территории. Беседа с дополнениями учителя.
– Древнее название страны-Ямато, «Страна-восходящего Солнца»
– Столица-Токио, что означает– «Восточная столица»,расположена на месте бывшего замка Эдо. Прежняя столица– г. Киото.
– Экономически развитое государство. Член «Большой восьмерки», но не член НАТО. Конституционная монархия. Унитарное государство( 46префектур и губернаторство Хоккайдо).
– Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом-солнцем в середине.
– Круглая хризантема – национальный цветок Японии.
Работа с атласом:
1. Охарактеризуйте географическое положение и природные особенности страны.
– Страна-архипелаг. 4крупных о-ва(о. Хоккайдо,о. Хонсю, о. Кюсю, о. Сикоку) и 4 тыс. мелких в Тихом о-не. Протяженность береговой линии 30 тыс. км.
– Площадь страны-377. 8 тыс. кв. км.
– Рельеф преимущественно гористый, высшая точка-г. Фудзияма(3 776м). Насчитывает-
Ся 118 вулканов, из них более 40 действующих.
– Низменности вдоль побережья, часто подвержены цунами и землетрясениям.
– 60% территории страны покрыто лесом.
– Климат влажный морской , на севере-умеренный, на юге-тропический.
– Имеются горячие источники.
3. ЭГП и ПГП. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.
Беседа с элементами дополнения.
– Япония-древнее государство(с 3-го века н. э. )
– Политика самоизоляции
– До 1945г. Имела большую территорию( южные о-ва Курильской гряды-Шикотан, Кунашир, Итуруп, о-ва Хабомаи), Юж. Сахалин, о. Тайвань и Корея.
– До сегодняшнего дня не подписан с Россией мирный договор, остаются спорными Курильские о-ва.
Дайте характеристику ЭГП ,выделяя сразу положительные и отрицательные его черты.
Благоприятные черты: Неблагоприятные черты:
1. Островное положение, 1. Удаленность от большинства развитых
возможность для развития стран «Большой восьмерки»,затрудняет
широких экономических отношений процесс интеграции.
2. Положение в центре АТР, 2. Положение в сейсмической зоне
наиболее динамично развиваю– 3. Малая площадь территории
щегося региона.
3. Благоприятные климатические
условия.
Сделайте вывод: Каково же в целом ЭГП Японии (выгодное или нет) ? Ваше мнение.
4. Особенности населения. Демографическая политика.
Проанализировать данные о населении на слайде.
Численность– 127 млн. чел. (8-е место в мире).
Однонациональная страна (японцы составляют 99. 3%; др. народы-
корейцы-511. 3 тыс чел. ; китайцы-244. 2тыс чел. ;
бразильцы-182. 2 тыс чел. ; филлипинцы-89. 9 тыс чел; айны-20 тыс. чел. (на оХоккайдо)
Следовательно, какой государственный язык? (японский) Прослушать сообщение о японской письменности.
Назовите религии, исповедующие населением Японии. Сообщение ученика.
К какому типу воспроизводства населения относится данное государство? Анализ слайда:
Рождаемость: 1947г – 34 чел. на 1 000 жителей
1960г – 19 чел. на 1 000 ж.
2 000г – 9. 5 чел. на 1 000 ж.
Детская смертность снизилась с 60 до 3 чел/1 000 жит –«Японское чудо»
Естественный прирост снизился с 15 чел/1 000 (в 1950г), до 1/1 000(2 000г).
Подобный демографический переход( демографическую революцию) страна совершила самой первой из стран Азии и в довольно короткие сроки.
С 1949г в стране проводится демографическая политика.
Каково ваше мнение, на что была направлена демографическая политика государства в середине 20 века?
Основные направления: снижение рождаемости и повышение уровня жизни.
Методы достижения: – занятия со школьниками по планированию семьи
– повышение брачного возраста
– увеличение затрат на воспитание и образование детей
– дорогие свадебные церемонии.
В результате Япония столкнулась с демографическими проблемами:
– процессом постарения населения и угрозой депопуляции
Продолжительность жизни –одна из самых больших в мире. Ваше мнение, почему?
Анализ слайда: -Употребление в пищу морепродуктов; Здоровый образ жизни;
– Малое употребление спиртных напитков; доброжелательность;
– Высокая образованность населения.
Какая территория Японии наиболее заселена?(см. атлас) побережье Тихого о-на.
Средняя плотность населения-336 чел. \кв. км. В городах плотность достигает– 1000чел\км. кв.
К каким странам относится Япония по уровню урбанизации?
4. 80% – городское население. В стране более 200 больших городов, 12 из них-города
миллионеры. Самыми крупными агломерациями считаются Токио, Нагоя, Осака.
Они образуют мегалополис ТОКАЙДО, где живет около 56% всего населения страны.
Самым крупным городом мира является Токио(26 млн. чел. )
Культура Японии. Прослушивание кратких сообщений учеников.
Архитектура; Одежда ; Японский сад; Праздники; Спортивные и военные традиции.
5. Природные ресурсы и их использование.
Страна богата культурными традициями, а
Какими природными ресурсами обладает Япония?
1. Бедна минеральными ресурсами(есть только малые запасы меди, каменного угля, свинцово-цинковых руд).
2. Бедна земельными (пашней)
3. Хорошие агроклиматические и рекреационные ресурсы
4. Гидроэнергетические и лесные
5. Богатейшие морские( биологические)
Японцы умеют рационально использовать те богатства,чем их наградила природа. Создано много национальных парков, красивых уголков природы. В Японии хорошо налажена рыбоперерабатывающая отрасль, почти безотходное производство.
Страна бедна минеральными и земельными ресурсами. Как она решает эти проблемы?
1. В 50-60 г. г закупала дешевое сырьё. В настоящее время ориентация на наукоемкие отрасли.
2. Опора на высококвалифицированные трудовые ресурсы.
3. Отвоевывает у моря часть побережья, «чудом света можно назвать аэропорт Кансаи, построенном в бухте Осака в 5 км от о. Хонсю.
Закрепление.
На сегодняшнем уроке мы познакомились с Японией. Какая она, Япония, и какие японцы?
1. Страна с выгодным ЭГП, но с малой территорией и минеральными ресурсами.
2. Одна из наиболее урбанизированных стран мира, с высоким уровнем жизни, богатой культурными и духовными традициями.
3. Япония– страна образованных, интеллектуальных и культурных людей.
Итог урока.
Домашнее задание:
Страницы уч-ка: 241-244.
Подготовить ответ на вопрос: «Чем Курильские острова привлекательны для Японии?»
И сообщение на тему: «Трагедия Хиросимы и Нагасаки».
Практическая работа
«Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии».
1. По статистическим материалам (см. учебник стр. 246 рис. 69) постройте круговые диаграммы импорта и экспорта Японии. Сделайте их анализ.
2. Постройте столбчатую диаграмму «Доля импорта и экспорта регионов мира в торговле с Японией» и сделайте её анализ. С какими регионами мира Япония проводит активную внешнюю торговлю?
Структура импорта: из ЕС– 14,1%; из Восточной Европы– 1,3%;
Из США– 22,8%; из России-0,5%
из стран –членов АСЕАН, Китая, Австралии-61,7%
Структура экспорта в ЕС-15,4%; в Восточную Европу-0,5%;
В США (Калифорнию)– 27,5%; в Россию-0,6%;
В страны Юго-Восточной Азии и в другие регионы-56,2%.
3. Определите основных поставщиков сырья и топлива в Японию ( используя рис. 25-34 в учебнике на страницах 128,136, 144-146). Покажите на картосхеме внешние связи Японии.
Сделайте вывод: С какими регионами Япония проводит активную внешнюю торговлю?
Контроль знаний по теме «Япония»
В-1
1. Дайте оценку трудового потенциала Японии (их характера, нрава, профессионализма)
2. Почему Япония зависит от импорта минерального сырья?
3. Какие сдвиги в территориальной структуре хозяйства Японии отмечаются в последнее десятилетие?
В-2
1. Почему из всех экономически развитых стран «сдвиг к морю» хозяйства получил наиболее яркое выражение в Японии?
2. Какого вида транспорта нет в Японии? Что такое Синкансен?
3. Почему экономику Японии на первом этапе ее развития сравнивают с огромным перерабатывающим заводом?
В-3
1. Дайте характеристику машиностроения Японии.
2. Почему Японию иногда называют страной «заходящего солнца»?
3. В чем секрет «японского чуда» демографической политики данного государства.
В-4
1. Какие факторы повлияли на исключительно быстрое развитие экономики Японии?
2. Дайте характеристику сельского хозяйства и рыболовства Японии.
3. Дайте общую характеристику Тихоокеанского пояса Японии.
В-5
Укажите, какие из следующих утверждений являются правильными:
а) Население Японии в последнее время быстро возрастает.
б) Ни одна другая страна мира не имеет такого количества мировых морских портов, как Япония.
в) Связь между о-вами Хоккайдо и Хонсю осуществляется с помощью паромной переправы.
г) Три самые большие городские агломерации Японии-Токио, Саппоро, Нагасаки.
д) Для Японии, в отличие от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения.
е) Япония стала ведущей индустриальной державой, имея только один вид ресурсов-трудовые.
А. Н. Шахлович, МАОУ СОШ № 7, ст. Полтавская, Краснодарский край
Метки: Иностранный язык