Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Япония. Экономико-географическое положение. Природные ресурсы и население. 11 класс

Япония. Экономико-географическое положение. Природные ресурсы и население. 11 класс

Цель урока:

1. Знать основные черты ЭГП, проблемы использования территории, природные ресурсы, национальный состав и размещение населения Японии.

2. Уметь составлять экономико-географическую характеристику страны.

3. Развитие интереса и уважительного отношения к духовной культуре японского народа.

Оборудование: презентация к уроку, экономическая и физическая карта Японии, атласы.

Ход урока.

Организационный момент. Объявление темы, цели и задачи урока, знакомство с планом урока.

План урока:

1. Япония-«страна-наоборот».

2. Название страны и состав территории.

3. Экономико-географическое и политико-географическое положение .

Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.

4. Особенности населения. Демографическая политика. Культура Японии.

5. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно – ресурсного

потенциала для развития хозяйства Японии.

1. Япония-«страна – наоборот».

В этой стране пальто подаёт женщина; руль в машине с правой стороны; пишут сверху вниз; едят палочками; спят на полу, а белый цвет является траурным.

2. Название страны и состав территории. Беседа с дополнениями учителя.

– Древнее название страны-Ямато, «Страна-восходящего Солнца»

– Столица-Токио, что означает– «Восточная столица»,расположена на месте бывшего замка Эдо. Прежняя столица– г. Киото.

– Экономически развитое государство. Член «Большой восьмерки», но не член НАТО. Конституционная монархия. Унитарное государство( 46префектур и губернаторство Хоккайдо).

– Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом-солнцем в середине.

– Круглая хризантема – национальный цветок Японии.

Работа с атласом:

1. Охарактеризуйте географическое положение и природные особенности страны.

– Страна-архипелаг. 4крупных о-ва(о. Хоккайдо,о. Хонсю, о. Кюсю, о. Сикоку) и 4 тыс. мелких в Тихом о-не. Протяженность береговой линии 30 тыс. км.

– Площадь страны-377. 8 тыс. кв. км.

– Рельеф преимущественно гористый, высшая точка-г. Фудзияма(3 776м). Насчитывает-

Ся 118 вулканов, из них более 40 действующих.

– Низменности вдоль побережья, часто подвержены цунами и землетрясениям.

– 60% территории страны покрыто лесом.

– Климат влажный морской , на севере-умеренный, на юге-тропический.

– Имеются горячие источники.

3. ЭГП и ПГП. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.

Беседа с элементами дополнения.

– Япония-древнее государство(с 3-го века н. э. )

– Политика самоизоляции

– До 1945г. Имела большую территорию( южные о-ва Курильской гряды-Шикотан, Кунашир, Итуруп, о-ва Хабомаи), Юж. Сахалин, о. Тайвань и Корея.

– До сегодняшнего дня не подписан с Россией мирный договор, остаются спорными Курильские о-ва.

Дайте характеристику ЭГП ,выделяя сразу положительные и отрицательные его черты.

Благоприятные черты: Неблагоприятные черты:

1. Островное положение, 1. Удаленность от большинства развитых

возможность для развития стран «Большой восьмерки»,затрудняет

широких экономических отношений процесс интеграции.

2. Положение в центре АТР, 2. Положение в сейсмической зоне

наиболее динамично развиваю– 3. Малая площадь территории

щегося региона.

3. Благоприятные климатические

условия.

Сделайте вывод: Каково же в целом ЭГП Японии (выгодное или нет) ? Ваше мнение.

4. Особенности населения. Демографическая политика.

Проанализировать данные о населении на слайде.

Численность– 127 млн. чел. (8-е место в мире).

Однонациональная страна (японцы составляют 99. 3%; др. народы-

корейцы-511. 3 тыс чел. ; китайцы-244. 2тыс чел. ;

бразильцы-182. 2 тыс чел. ; филлипинцы-89. 9 тыс чел; айны-20 тыс. чел. (на оХоккайдо)

Следовательно, какой государственный язык? (японский) Прослушать сообщение о японской письменности.

Назовите религии, исповедующие населением Японии. Сообщение ученика.

К какому типу воспроизводства населения относится данное государство? Анализ слайда:

Рождаемость: 1947г – 34 чел. на 1 000 жителей

1960г – 19 чел. на 1 000 ж.

2 000г – 9. 5 чел. на 1 000 ж.

Детская смертность снизилась с 60 до 3 чел/1 000 жит –«Японское чудо»

Естественный прирост снизился с 15 чел/1 000 (в 1950г), до 1/1 000(2 000г).

Подобный демографический переход( демографическую революцию) страна совершила самой первой из стран Азии и в довольно короткие сроки.

С 1949г в стране проводится демографическая политика.

Каково ваше мнение, на что была направлена демографическая политика государства в середине 20 века?

Основные направления: снижение рождаемости и повышение уровня жизни.

Методы достижения: – занятия со школьниками по планированию семьи

– повышение брачного возраста

– увеличение затрат на воспитание и образование детей

– дорогие свадебные церемонии.

В результате Япония столкнулась с демографическими проблемами:

– процессом постарения населения и угрозой депопуляции

Продолжительность жизни –одна из самых больших в мире. Ваше мнение, почему?

Анализ слайда: -Употребление в пищу морепродуктов; Здоровый образ жизни;

– Малое употребление спиртных напитков; доброжелательность;

– Высокая образованность населения.

Какая территория Японии наиболее заселена?(см. атлас) побережье Тихого о-на.

Средняя плотность населения-336 чел. \кв. км. В городах плотность достигает– 1000чел\км. кв.

К каким странам относится Япония по уровню урбанизации?

4. 80% – городское население. В стране более 200 больших городов, 12 из них-города

миллионеры. Самыми крупными агломерациями считаются Токио, Нагоя, Осака.

Они образуют мегалополис ТОКАЙДО, где живет около 56% всего населения страны.

Самым крупным городом мира является Токио(26 млн. чел. )

Культура Японии. Прослушивание кратких сообщений учеников.

Архитектура; Одежда ; Японский сад; Праздники; Спортивные и военные традиции.

5. Природные ресурсы и их использование.

Страна богата культурными традициями, а

Какими природными ресурсами обладает Япония?

1. Бедна минеральными ресурсами(есть только малые запасы меди, каменного угля, свинцово-цинковых руд).

2. Бедна земельными (пашней)

3. Хорошие агроклиматические и рекреационные ресурсы

4. Гидроэнергетические и лесные

5. Богатейшие морские( биологические)

Японцы умеют рационально использовать те богатства,чем их наградила природа. Создано много национальных парков, красивых уголков природы. В Японии хорошо налажена рыбоперерабатывающая отрасль, почти безотходное производство.

Страна бедна минеральными и земельными ресурсами. Как она решает эти проблемы?

1. В 50-60 г. г закупала дешевое сырьё. В настоящее время ориентация на наукоемкие отрасли.

2. Опора на высококвалифицированные трудовые ресурсы.

3. Отвоевывает у моря часть побережья, «чудом света можно назвать аэропорт Кансаи, построенном в бухте Осака в 5 км от о. Хонсю.

Закрепление.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с Японией. Какая она, Япония, и какие японцы?

1. Страна с выгодным ЭГП, но с малой территорией и минеральными ресурсами.

2. Одна из наиболее урбанизированных стран мира, с высоким уровнем жизни, богатой культурными и духовными традициями.

3. Япония– страна образованных, интеллектуальных и культурных людей.

Итог урока.

Домашнее задание:

Страницы уч-ка: 241-244.

Подготовить ответ на вопрос: «Чем Курильские острова привлекательны для Японии?»

И сообщение на тему: «Трагедия Хиросимы и Нагасаки».

Практическая работа

«Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии».

1. По статистическим материалам (см. учебник стр. 246 рис. 69) постройте круговые диаграммы импорта и экспорта Японии. Сделайте их анализ.

2. Постройте столбчатую диаграмму «Доля импорта и экспорта регионов мира в торговле с Японией» и сделайте её анализ. С какими регионами мира Япония проводит активную внешнюю торговлю?

Структура импорта: из ЕС– 14,1%; из Восточной Европы– 1,3%;

Из США– 22,8%; из России-0,5%

из стран –членов АСЕАН, Китая, Австралии-61,7%

Структура экспорта в ЕС-15,4%; в Восточную Европу-0,5%;

В США (Калифорнию)– 27,5%; в Россию-0,6%;

В страны Юго-Восточной Азии и в другие регионы-56,2%.

3. Определите основных поставщиков сырья и топлива в Японию ( используя рис. 25-34 в учебнике на страницах 128,136, 144-146). Покажите на картосхеме внешние связи Японии.

Сделайте вывод: С какими регионами Япония проводит активную внешнюю торговлю?

Контроль знаний по теме «Япония»

В-1

1. Дайте оценку трудового потенциала Японии (их характера, нрава, профессионализма)

2. Почему Япония зависит от импорта минерального сырья?

3. Какие сдвиги в территориальной структуре хозяйства Японии отмечаются в последнее десятилетие?

В-2

1. Почему из всех экономически развитых стран «сдвиг к морю» хозяйства получил наиболее яркое выражение в Японии?

2. Какого вида транспорта нет в Японии? Что такое Синкансен?

3. Почему экономику Японии на первом этапе ее развития сравнивают с огромным перерабатывающим заводом?

В-3

1. Дайте характеристику машиностроения Японии.

2. Почему Японию иногда называют страной «заходящего солнца»?

3. В чем секрет «японского чуда» демографической политики данного государства.

В-4

1. Какие факторы повлияли на исключительно быстрое развитие экономики Японии?

2. Дайте характеристику сельского хозяйства и рыболовства Японии.

3. Дайте общую характеристику Тихоокеанского пояса Японии.

В-5

Укажите, какие из следующих утверждений являются правильными:

а) Население Японии в последнее время быстро возрастает.

б) Ни одна другая страна мира не имеет такого количества мировых морских портов, как Япония.

в) Связь между о-вами Хоккайдо и Хонсю осуществляется с помощью паромной переправы.

г) Три самые большие городские агломерации Японии-Токио, Саппоро, Нагасаки.

д) Для Японии, в отличие от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения.

е) Япония стала ведущей индустриальной державой, имея только один вид ресурсов-трудовые.

А. Н. Шахлович, МАОУ СОШ № 7, ст. Полтавская, Краснодарский край

Метки: Иностранный язык