Тема: Органический мир океана
Тема: Органический мир океана
Задачи:
Образовательные – Обеспечить формирование знаний об особенностях животного и растительного мира Мирового океана. Познакомить с условиями обеспечивающих возможность существования живых организмов в океане.
Воспитательные – На основе формирования умозаключения о том, что распределение жизни в океане определяется условиями, обеспечить воспитание диалектико-материалистического мировоззрения.
Развивающие – На основе изучения нового материала обеспечить развитие интеллектуальных умений и навыков.
Ход урока.
I. Орг. Момент.
II. Опрос Д/з.
Фронтальный опрос.
¾ Какие существуют виды движения воды в океане?
¾ Какие бывают волны по способу образования?
¾ В чем причина образования течений?
¾ На какие группы делятся течения?
¾ Показать на карте основные теплые и холодные течения.
III. Актуализация.
¾ О чем мы поговорим на сегодняшнем уроке?
¾ Разнообразна ли жизнь в океане?
¾ Сравните это разнообразие с сушей. (На суше жизнь разнообразнее)
¾ Равномерно ли распределена ли жизнь в океане?
IV. Мотивация и целеполагание.
Каковы цели нашего урока?
V. Изучение нового материала.
План.
1. Условия океана.
2. Распределение жизни в океане.
1. Условия океана.
¾ Давайте охарактеризуем свойства воды как среды обитания. Возможно ли существование в ней живых организмов?
¾ Что можно сказать о плотности воды?
Вода более плотная и имеет значительную выталкивающую силу, что облегчает передвижение в воде.
¾ Это как влияет на живые организмы?
Многие животные даже не двигаются сами, а передвигаются с движением воды.
¾ Что вы можете сказать о давлении?
Давление с глубиной быстро усиливается. Это сдерживает проникновение живых организмов на большие глубины. Там живут только те, что смогли приспособиться к высокому давлению.
¾ Что касается температурного режима (изменение температуры в течении суток и года)?
Температурный режим очень мягок. Так как в водной среде колебания температуры незначительны. Им нет необходимости приспосабливаться как к высоким, так и к низким температурам. Это важное условие. И именно поэтому живые организмы появились именно в мировом океане. С глубиной температура воды падает.
¾ Что вы можете сказать об обеспеченности кислородом?
Эта обеспеченность не достаточная.
¾ Откуда поступает кислород в воду? (с поверхности)
¾ В результате чего (волнение океана, штормы).
Водная среда характеризуется дефицитом кислорода. Особенно с глубиной.
¾ Оцените обеспеченность кислородом вод разных широт: полярных и тропических.
В тропических широтах наиболее обеспечены кислородом самые верхние слои, т. к. вода не опускается на дно. В полярных широтах поверхностная вода охлаждается и опускается на дно, неся туда кислород.
¾ Что вы можете сказать о проникновении солнечных лучей?
Солнечные лучи практически не проникают на глубины более 200 м.
Итак, запишем основные характеристики водной среды:
1. Мягкий температурный режим.
2. Резкое повышение давления с глубиной.
3. Большая выталкивающая сила, что улучшает передвижение животных.
4. Низкая проницаемость солнечных лучей с глубиной.
5. Недостаточное содержание кислорода.
¾ Итак каковы причины неравномерного распределения жизни с глубиной?
2. Распределение жизни в океане.
Живые организмы есть в океане везде. Но распределены они неравномерно. Живые организмы сосредоточены в определенных зонах. Вся же остальная часть почти пустынна. Поэтому рыбаки не закидывают рыболовные снасти в любом месте – так как улова не поймаешь. Добыча идет только в определенных районах. В близи материков, островов.
Все живые организмы делятся на три группы:
– Планктон
– Нектон
– Бентос
В Мировом океане обитает около 160 тыс. видов животных и более 10 тыс. видов водорослей. По образу жизни и способу передвижения морские организмы делятся на три большие группы.
Группа | Характеристика | Примеры |
Планктон | Планктон — это пассивно перемещающиеся водоросли (фитопланктон) и животные (зоопланктон). | рачки, медузы, криль, диатомеи и планктонные водоросли. |
Нектон | Нектон — животные, активно передвигающиеся в толще воды. Некоторые из них держатся на определенной глубине, другие – свободно перемещаются в толще воды. Самые многочисленные представители активно плавающих обитателей моря – рыбы. |
рыбы, китообразные, млекопитающие, моллюски, осьминоги, кальмары, морские черепахи, кальмары |
Бентос | Бентос — это общее название обитателей дна, донных организмов. Плавать многие донные животные не умеют, они имеют возможность ползать и ходить по дну. А некоторые представители бентоса всю жизнь проводят в прикрепленном состоянии. | бурые и красные водоросли, ракообразные, морские звезды, моллюски, актинии придонные рыбы, |
VI. Подведение итогов.
Какой вывод можно сделать?
VII. Закрепление.
Фронтальный опрос.
1. Почему возможна жизнь в океане?
2. Как распределена жизнь в океане?
3. Почему наиболее заселены первые 50 воды? Где находится этот участок?
4. В каких водах богатство жизни будет больше: тропических или умеренных?
5. Почему в устьях рек особенно богата жизнь?
2. Определение к какой группе относится организм по картинке (презентация)
VIII. Д/з. п. 11
И. А. Недобойко, МБОУ СОШ №40, г. Белгород
Метки: Иностранный язык