Урок-практикум на тему: «Характеристика климатических поясов Африки»
Урок-практикум на тему: «Характеристика климатических поясов Африки»
Класс делят на число групп равное числу климатических поясов, дополнительно можно выделить группу сильных учащихся, перед которой ставится задача объяснить особенности климата каждого пояса. Каждая группа получает на карточках свое задание, в котором помимо описания климата предлагается:
– определить какая климатограмма в учебнике соответствует вашему климатическому поясу.
– заполнить в тетради таблицу:
Эементы климата |
Климатический пояс |
|||
Э |
С/Э |
Т |
С/Т |
|
Средние температуры января Средние температуры июля Господствующие ветра Годовое количество осадков, мм Режим осадков |
Выяснить:
– Почему экваториальный пояс на востоке не доходит до побережья Индийского океана? (вопрос 1 группе)
– Почему полуостров Сомали – одна из самых сухих территорий в Африке? (вопрос 2 группе)
– Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье Атлантического океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих местах Сахары? (вопрос 3 группе)
группа сильных учеников готовит ответы на следующие вопросы:
– Почему на экваторе всегда жарко и много осадков?
– Почему в субэкваториальном поясе выделяют сухой и влажный сезоны?
– Почему в северной части Африки климат сухой, чем в южной?
Как видно. Проблемные вопросы (третьи) обсуждают все группы. После отчетов формулируют общий вывод: климатические пояса Африки отличаются между собой значением температур, количеством осадков и их режимом. Названные различия связаны с географической широтой и углом падения солнечных лучей, поясами атмосферного давления. Сменой воздушных масс и господствующих ветров.
Исследовательские элементы на этом уроке составляют:
Соединение информации, взятой из карты и текста учебника; анализ данных климатограмм; поиск ответа на проблемные вопросы.
Не менее важна и групповая работа (исследовательская группа – пятая) – конструирование ответа в определенной последовательности, подбор и анализ данных, полученных из карты. Приведенный пример подтверждает возможности использования разноуровнего обучения в системе урока.
Функция учителя при использовании исследовательского метода заключается, прежде всего, конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий (или в отборе этих заданий из методической литературы), а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом.
Е. В. Куприянова, МБОУ СОШ №1, г. Королев, Московская область
Метки: Иностранный язык