Моделирующие игры как средство активизации познавательной деятельности в процессе экологической подготовки учащихся на уроках английского языка
Моделирующие игры как средство активизации познавательной деятельности в процессе экологической подготовки учащихся на уроках английского языка В настоящее время в России идет процесс становления новой системы образования, предусматривающей формирование у ребенка элементов экологической культуры и экологически грамотного поведения в природе. В этих условиях преподавателям приходится ориентироваться на современные инновационные технологии в процессе экологической подготовки учащихся на уроках английского языка.
Несмотря на то, что экологическое образование в системе школьного воспитания имеет важное значение, тема Окружающая среда и ее защита в рамках программы по английскому языку не вызывает у учащихся особого интереса и энтузиазма. Все дело в особой специфике темы, которая нередко вызывает определенные сложности в ее восприятии. Результатом является снижение мотивации в изучении не только данной темы, но и вообще английского языка. Как же сделать так, чтобы желание заниматься языком не угасало, а росло?
Ответ нужно искать в самом ученике, а именно, в его мотивационной сфере. Мотивация непосредственно сопряжена с эмоциями и эмоциональным состоянием. Именно эмоции обуславливают наше стремление и отвращение к любой деятельности. В эмоциях проявляются наши внутренние мотивы. Мотив это основа всей человеческой деятельности, в том числе, и учебы.
Традиционное построение и проведение занятий лишено мотивации обучения в силу своей монотонности. Перед учителем встает нелегкая задача в поиске новых форм организации учебного процесса, которые дадут возможность повысить интерес учащихся к изучаемой теме. Именно поэтому учителя обращаются к инновационным технологиям проведения уроков в качестве средства мотивации в формировании экологической культуры учащихся старших классов.
Одной из наиболее эффективных инновационных форм проведения урока является имитационно-игровое моделирование.
Имитационно-игровое моделирование это воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной жизни. Игровое моделирование в процессе экологической подготовки на уроках английского языка активизирует познавательный интерес учащихся к данной теме.
Имитационные экологические игры это экологические игры, основанные на моделировании экологической реальности. Применение игрового моделирования в процессе изучения темы Экология на уроках английского языка позволяет имитировать конкретную ситуацию, связанную с природопользованием, тем самым мотивируя и стимулируя учебную и познавательную деятельность учащихся. Моделирующая имитационная игра вовлекает учащихся, активизирует их способности, развивает воображение, инициативу и творчество.
В игре формируются важные социальные установки, приобретаются практические навыки и умения находить решения конкретных задач, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды. Имитационная моделирующая игра развивает навыки принятия решений и анализа ситуаций. Благодаря такой форме организации урока у учащихся возрастает интерес к изучаемому, кроме того, происходит закрепление умений и навыков по теме, а также обеспечивается лучшее запоминание материала.
Моделирующая игра происходит в три этапа.
I этап подготовка
– определение проблемы, целей и задач игры
– планирование игры
– проектирование моделируемой ситуации
– формирование заданий
II этап погружение в игру
– групповая работа над заданием в качестве разминки
III этап проведение игры
– постановка и анализ проблемы
– проектировочная деятельность
– общее обсуждение, защита позиций
IV этап завершающий этап
– обсуждение результатов и анализ действий участников игры
– выгружение из игры
– организация рефлексии (самоанализ деятельности и ее результатов )
На основе данного материала был разработан ряд имитационных моделирующих экологических игр для учащихся 10-х классов, одной из которых является моделирующая игра Школа наш сад.
В начале игры учащиеся знакомятся с целями, задачами и этапами игры. На втором этапе учащиеся выполняют задание, которое помогает им погрузиться в игру и настраивает на дальнейшую работу. Раздаются карточки с названиями деревьев и стран и картинки с деревьями и флагами этих стран. Задача учащихся сопоставить названия деревьев с картинками и названия стран с их флагами. Затем необходимо определить, какое дерево является символом каждой страны.
На третьем этапе происходит изучение и анализ проблемы. Дается ситуация: необходимо благоустроить пришкольную территорию, посадив разные виды деревьев. Учащимся предлагается принять участие в конкурсе по благоустройству школьного двора. Команда из семи человек это фирма, предлагающая свои услуги в сфере озеленения территории. Учащиеся получают задание: в ходе внутригрупповой дискуссии необходимо предоставить основные критерии, по которым классифицируются деревья. Затем учащимся выдаются карточки с характеристиками деревьев, необходимо сопоставить картинки с изображением деревьев и их характеристикой. Затем приходит время игрового процесса и проектировочной деятельности. В соответствии с имеющейся характеристикой деревьев учащимся предлагается создать проект озеленения школьного двора. Выбираются наиболее подходящие виды деревьев и места для их посадки на территории школы, а также обсуждается вопрос финансирования данного проекта. Затем учащиеся презентуют свой проект на доске, обосновывая свой выбор.
На четвертом этапе происходит оценивание работы команды, а также выгружение из игры. Организовывается дискуссия по результатам выполненной работы. В конце игры настает время для рефлексии. Рефлексия проводится в письменной форме, она помогает дать качественную и количественную оценку уроку. Каждый ученик оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность выбранных форм работы. Учащиеся заполняют анкету самоанализ.
На уроке я работал активно/пассивно
Своей работой на уроке доволен/не доволен
Урок для меня показался коротким /длинным
интересным/неинтересным
За урок я устал/не устал
Мое настроение стало лучше/хуже
Материал урока мне был понятен/не понятен
полезен/бесполезен
легкий/трудный
По результатам анкеты, которую учащиеся заполняли до моделирующей игры среди учащихся 10-х классов, были получены следующие результаты: большая часть учащихся оказалась незаинтересованной в изучении темы Экология на уроках английского языка. Однако после проведения игры учащиеся вновь прошли анкетирование и результаты оказались кардинально противоположными. Моделирующая игра вызвала высокую степень заинтересованности учащихся в изучении экологической тематики на уроках английского языка. Учащиеся отметили эффективность моделирующих игр в усвоении материала, а также в развитии творческого потенциала.
Таким образом, как показывает практическая реализация данной инновационной технологии, использование моделирующей игры в процессе экологической подготовки учащихся на уроках английского языка является мощным инструментом для повышения мотивации, эффективности и стремления к обучению. Моделирующая игра является превосходным способом настроить учеников на активную работу на уроке, а также обеспечить лучшее запоминание и усвоение сложного материала.
Однако не стоит забывать о традиционной форме организации урока, которая имеет многовековую историю. Инновационные формы организации, расширяющие рамки стандартного урока, дающие простор творческой мысли и активизирующие мотивацию, должны вестись комплексно с опорой на традиционные методы и приемы обучения.
Метки: Иностранный язык