Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Иностранный язык
  • Построение процесса обучения иностранному языку в начальной школе на основе информационно-коммуникативной технологии на базе УМК Английский в фокусе

Построение процесса обучения иностранному языку в начальной школе на основе информационно-коммуникативной технологии на базе УМК Английский в фокусе

Построение процесса обучения иностранному языку в начальной школе на основе информационно-коммуникативной технологии на базе УМК Английский в фокусе Актуальность применения информационно-коммуникативных технологий для организации обучения иностранному языку обусловлена тем, что главной особенностью современного социума является информатизация всех сторон жизни. Образование также переживает этот процесс. Нынешним младшим школьникам, большинство из которых свободно «общается» с компьютером, урок, проведенный с использованием классического набора (мел, учебник, картинки, магнитофон) скорее всего покажется малоинтересным. Чтобы идти в ногу со временем, современному учителю необходимо уметь пользоваться компьютерными информационными средствами и систематически применять их на уроках для решения образовательных и воспитательных задач.

Программное обеспечение для интерактивной доски, входящее в УМК «Английский в фокусе», «…содержит учебник в мультимедийной форме, разработанный специально для интерактивной доски. Данный компонент облегчит работу учителя при проведении занятий и позволит сделать уроки живыми и интересными: яркое и наглядное представление грамматического материала, аудиоупражнения, анимационное видео, многочисленные образцы-опоры при выполнении упражнений, веселые игры, плакаты и многое другое» [3, c 24].

Цель данной работы рассмотреть обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе», как один из оптимальных путей организации учебного процесса.

Автор считает, что применение данного вида ИКТ позволяет успешно решить следующие задачи:

– создать лингво – культурологическую атмосферу на уроке;

– повысить и удерживать на высоком уровне мотивацию к изучению иностранного языка;

– формировать устойчивую потребность к общению на иностранном языке;

– вырабатывать уверенность учащегося в том, что он способен осуществлять живую коммуникацию на иностранном языке, при которой не появляется боязнь сделать ошибку;

– разнообразить формы и методы организации учебного процесса;

– применять различные средства контроля, самоконтроля и самокоррекции.

Организация учебного процесса, основанного на инновационных технологиях, требует от учителя определения целей и задач обучения иностранному языку в конкретной возрастной группе.

Цели и задачи обучения иностранному языку в начальной школе

Основной целью обучения иностранному языку в школе является развитие у учащегося коммуникативной компетенции, то есть умения общаться на иностранном языке.

Общение протекает в устной и письменной формах, которые проявляются в четырех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

Обучение иностранному языку в начальной школе решает следующие задачи:

– закладывает основы владения каждым видом речевой деятельности на элементарном коммуникативном уровне;

– формирует и развивает стремление учащихся к диалогу культур;

– способствует осознанию себя как носителя культуры своей страны и части мирового культурного пространства;

– осуществляет личностное развитие ребенка средствами второго языка.

Построение процесса обучения иностранному языку в начальной школе на основе информационно-коммуникативной технологии на базе УМК «Английский в фокусе»

Знание целей и задач обучения, специфики предмета иностранный язык и учет особенностей психического и физического развития младших школьников позволяют педагогу выбирать наиболее подходящие педагогические технологии для осуществления преподавания иностранного языка в начальной школе.

В своей практической деятельности автор использует различные педагогические технологии, в данной работе рассмотрим построение обучения на основе ИКТ (а именно – интерактивного приложения) и продемонстрируем, как данная технология способствует успешному овладению иностранным языком.

1. Создание лингво – культурологической атмосферы

УМК «Английский в фокусе», авторами которого являются Н. И. Быкова, Дж. Дули, М. Д. Поспелова и В. Эванс, нацелен на то, чтобы ученик на каждом уроке сумел погрузиться в живую иноязычную действительность. Прежде всего, этому способствует озвучивание материала носителями языка, что дает возможность воспринимать речь в естественном темпе, с аутентичной фонетикой и интонацией, характерными вербальными способами выражения чувств, состояний. Использование анимационных роликов на интерактивной доске позволяет не только оказаться в языковой среде, но и увидеть невербальные способы общения, характерные для жителей Британии. Следует отметить, что благодаря использованию анимации и живого звукового фона, предъявляемые ситуации общения воспринимаются детьми как реально происходящие. Так, если девочка Лулу подъезжает к дому на школьном автобусе, то мы слышим урчание мотора, замедление, остановку автобуса, как открывается дверь, шаги Лулу к дому и т. д. Если действие происходит на природе, будет журчать речка, дети услышат пение птиц. Для младшего школьника, с его-то воображением, подобное предъявление речевых ситуаций делает их действительно настоящими, ребенок сопереживает, участвует, реагирует, иными словами, живет в языковой иноязычной среде.

Обучение иностранному языку формирует и развивает стремление учащихся к диалогу культур. При этом учителю необходимо воспитывать толерантное отношение учащихся к культуре других стран и её представителям. Ознакомление учащихся с культурными реалиями носителей английского языка происходит посредством выполнения заданий специального раздела «Великобритания в фокусе», где предлагаются небольшие тексты о различных аспектах жизни страны, с яркими фотографиями или рисунками. Причем на этом же уроке та же социокультурная тема освещается в разделе «Россия в фокусе». Ребята имеют возможность сравнить свою страну со страной изучаемого языка, таким образом, поддерживается диалог культур. Заканчивается такой раздел подготовкой мини-проекта, который можно отправить на сайт учебного курса (www. spotlightinrussia. ru) и получить отзывы о нем.

2. Повышение и удержание на высоком уровне мотивации

Для успешного овладения иностранным языком необходимо желание осуществлять коммуникацию на данном языке. Это означает, что с первых уроков учитель должен формировать у учащихся устойчивую мотивацию к учению. На начальном этапе мотивация достигается «за счет вовлечения каждого в активную речемыслительную деятельность по овладению языком, затрагивая при этом и эмоциональную сферу обучаемого»[14,c. 219].

Интерактивная доска и интерактивное приложение к учебнику английского языка «Английский в фокусе» позволяют учителю предложить детям информацию в самых разнообразных видах. Это могут быть интерактивные анимации, схемы, видеоролики, песни-караоке, игры и многое другое. Такой богатый выбор уже сам по себе обеспечивает высокую мотивацию. А наличие возможности выполнения учеником интерактивных заданий такого типа, как: выбор правильного ответа, логическое

расположение сюжетных картинок к тексту, написание пропущенных в слове букв, соотнесение картинки со звучащей речью и т. д. ; да ещё и с немедленной анимационной реакцией персонажей учебного курса, является мощнейшим стимулом учения и вызывает желание каждого ребенка поработать на доске.

3. Формирование устойчивой потребности к общению на иностранном языке

Применение интерактивного приложения способствует формированию устойчивой потребности в общении на английском языке. Прежде всего, подбор тематики интересен младшему школьнику и вызывает желание общаться. Например, во 2 классе темы следующие: Мой дом!, Мой день рождения!, Мои животные!, Мои игрушки!, Мои каникулы! Как вы заметили, название каждого модуля начинается со слова «мой» и это не случайно. Таким способом авторы учебника обеспечивают личную заинтересованность школьников, так как дети обожают рассказывать о себе, а перспектива научиться делать это на иностранном языке, дает возможность самовыразиться по-новому. Темы прорабатываются в разнообразных заданиях и упражнениях, стимулирующих речевую деятельность во всех видах.

Интерактивное приложение позволяет выполнять упражнения в разных формах, режимах и т. д. и является хорошим инструментом поддержания необходимости общаться. Так, во 2-м классе по теме «Мой день рождения! (упр. 3, с. 53) предлагается сюжетная ситуация празднования дня рождения Лулу. Сочетая приемы работы с учебником и интерактивной доской можно довольно продолжительное время реализовывать общение, удерживая произвольное внимание, а на заключительном этапе получить диалог в парах с вопросом о своей любимой еде и полным ответом.

4. Выработка уверенности учащегося в способности осуществлять живую коммуникацию на иностранном языке, не боясь ошибок

Интерактивное приложение не просто предъявляет реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. И когда это начинает получаться, можно говорить о языковой компетенции. Пусть даже при наличии ошибок. Главное умение спонтанно, гармонично реагировать на высказывания других, выражая свои чувства и эмоции, подстраиваясь и перестраиваясь в ходе процесса общения. Мы можем рассматривать интерактивность как способ саморазвития через ИКТ: возможность наблюдать и копировать использование языка, навыки, образцы поведения партнеров.

Неважно сколько раз ученик ошибался в ходе усвоения речевых структур, важно то, как он сознательно шел к живой коммуникации и как он сумел её осуществить. Поэтому в конце урока проводится этап рефлексии учащихся, на котором дети высказываются о том, что им понравилось /не понравилось, вызвало трудности, в какой мере удалось их преодолеть, чему новому научились. Далее учитель дает словесную оценку работе (а не количеству допущенных ошибок!) каждого, при необходимости предлагая индивидуальные задания, и объявляет соответствующую отметку. Это приводит к осознанию учащимися степени своей успешности в овладении иностранным языком и необходимости дополнительной самостоятельной работы над конкретными недочетами.

5. Разнообразие форм и методов организации обучения

При организации обучения на основе компьютерных технологий меняется роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: происходит увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и творческого характера.

В данном виде сотрудничества интерактивного ресурса и урока автором часто используется проектная форма учебной деятельности. Проект предполагает самостоятельную поисково-исследовательскую работу школьников, в процессе которой ребята ищут способ решения некоторой задачи. На младшей ступени проектная деятельность осуществляется в несколько этапов. Сначала на интерактивной доске предъявляется возможный вариант проекта, как образец. Обсуждается его содержание, оформление, вносятся предложения и пожелания. Далее каждый работает индивидуально дома, а затем предъявляет готовый проект на уроке.

Мы уже упоминали, что каждый страноведческий урок заканчивается небольшим проектом о культурных реалиях своей страны, который можно выложить на учебном сайте. Там же учащийся может увидеть, как данный проект выполнен другими, сравнить, почерпнуть что-то полезное. Проекты также выполняются и на уроках раздела «Межпредметные связи», где учащиеся получают представление о взаимосвязи различных школьных предметов. Это в основном поделки, в процессе изготовления которых у учащихся развивается мелкая моторика рук, глазомер.

Неизменной формой организации обучения в начальной школе остается игра. Хотя ведущей деятельностью младших школьников, как уже отмечалось, является учебная, игра по-прежнему занимает большое место в их жизни. Игра – это своего рода практика в поведении ребенка, которая способствует формированию качеств личности. В игре воспитывается воля, организованность, находчивость, инициативность, умение считаться с интересами одноклассников и коллектива в целом. С применением интерактивной доски игра становится неотъемлемой частью каждого урока. Выбор учебных игр огромен, но хотелось бы остановиться на такой форме урока, как игра – подготовка к контрольной или проверочной работе. Это интерактивный вариант настольной игры с кубиками и фишками. Класс делится на 2 команды, выбирается право первого хода и начинается увлекательнейший, один из наиболее любимых уроков. Задания самые разные: от грамматического (Заполните пропуски глаголом в нужной форме) до речевого (Отреагируйте на данную фразу). В ход игры как элемент соревнования, включены стишки и песни, но автор использует их для отдыха от интерактивной доски и как динамическую паузу, когда включается свет и вся группа исполняет песню, сопровождая движениями. Причем звучит только аудиодиск, который проигрывается на магнитофоне. К концу урока повторен практически весь пройденный материал, дети еще раз убедились в своей успешности, учитель дает индивидуальные задания, и к общей радости, задание всем поиграть ещё по имеющемуся в рабочей тетради печатному варианту игры.

6. Применение различных средств контроля, самоконтроля и самокоррекции

Интерактивное приложение содержит материалы в помощь учителю для осуществления текущего и итогового контроля, а также отслеживания прогресса каждого учащегося. Для учащихся в конце каждого тематического модуля существует раздел «Теперь я знаю», в котором учащимся предлагаются различные задания, с 3-го класса оценивающиеся самими учащимися в баллах по данным критериям. Задания выполняются самостоятельно, а проверяются под руководством учителя с использованием интерактивного приложения. При этом обсуждаем трудности и повторяем языковые явления, вызвавшие затруднения. Таким образом, ребята учатся приемам самоконтроля и самокоррекции.

Заключение

Итак, в данной работе рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которые помогает решить применение интерактивного приложения на уроках иностранного языка. На примерах практического применения интерактивного ресурса показано, что это один из оптимальных путей организации учебного процесса, способствующий развитию учебной деятельности младших школьников.

Литература

1. Федеральный компонент Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования (Приложение к приказу Минобразования РФ от 5 марта 2004 года № 1089).

2. Примерные программы начального общего образования. Иностранный язык. – М. : Просвещение, 2009. – (Серия «Стандарты второго поколения»).

3. Быкова Н. И. , М. Д. Поспелова М. Д. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. 2 – 4 классы. – М. : Просвещение, 2010.

4. Быкова Н. И. , Дули Д. , М. Д. Поспелова, Эванс В. «Английский в фокусе» Учебник для 3 класса. – М. : Express Publishing, Просвещение, 2010.

5. Быкова Н. И. , Дули Д. , М. Д. Поспелова, Эванс В. «Английский в фокусе» Книга для учителя. 3 класс. – М. : Express Publishing, Просвещение, 2010.

6. Быкова Н. И. , Дули Д. , М. Д. Поспелова, Эванс В. Программное обеспечение для интерактивной доски. – М. : Express Publishing: Просвещение, 2010.

7. Быкова Н. И. , Дули Д. , М. Д. Поспелова, Эванс В. «Английский в фокусе» Рабочая тетрадь для 3 класса. – М. : Express Publishing, Просвещение, 2010.

8. Быкова Н. И. , Дули Д. , М. Д. Поспелова, Эванс В. «Английский в фокусе» Тесты. 3 класс – М. : Express Publishing, Просвещение, 2010.

9. Быкова Н. И. , Дули Д. , М. Д. Поспелова, Эванс В. «Английский в фокусе» Языковой портфель. 3 класс. – М. : Express Publishing, Просвещение, 2010.

10. Якиманская И. С. Развивающее обучение. – М. , 1979.

Приложение A.

План-конспект открытого урока английского языка в 3-м классе, проведенного с применением ИКТ

УМК «Английский в фокусе»

Тема: Модуль (Module) 3, урок ( nit) 5 b «Он любит желе» (“Helovesjelly!”)

Цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи:

1. Учебные:

– совершенствование речевых умений учащихся (монологическая, диалогическая речь);

– активизация логических единиц по теме;

– отработка употребления глагола «like» в утвердительной, вопросительной и отрицательной формах в настоящем простом времени;

– формирование умения читать букву «Ii» в открытом и закрытом слогах;

– развитие навыков аудирования;

– развитие навыков письменной речи.

2. Воспитательные:

– поддержание мотивации к изучению английского языка;

– формирование умения работать в парах и группах.

3. Развивающие:

– развитие умения общаться, слушать собеседника, уважать его мнение и вкусы;

– развитие умения сопоставлять фонетические явления русского и английского языков;

– развитие фонематического слуха.

– развитие памяти;

– развитие внимания.

Речевой материал:

– лексические единицы;

– грамматические правила;

– фонетические упражнения.

Оснащение урока:

– иллюстративный материал;

– аудиодиск;

– магнитофон;

– мультимедийное приложение к учебнику для работы с интерактивной доской;

– компьютер;

– мультимедиапроектор;

– интерактивная доска.

Ход урока

1. Начало урока. Беседа с дежурным. План работы на уроке.

Good morning, boys and girls! Glad to see you. Take your seats. Who is on duty? What day of the week is it today? What date is it today? Is anybody absent? What was your homework?

2. Речевая зарядка:

1) повторение лексики по теме «Еда» – исполнение песни-караоке с использованием интерактивной доски;

2) повторение лексики в игре «Где ошибся Чаклз?»

3) проверка письменного домашнего задания (упр. 1, с. 22)

4) активизация лексики и структуры « Какая твоя любимая еда?» (What’syourfavouritefood?) в микродиалогах с опорой на интерактивное приложение:

а) аудирование и фонетическая отработка с опорой на картинку;

б) тренировка микродиалога в парах;

в) презентация микродиалога перед классом.

3. Грамматическая структура с глаголом «нравиться» (like) в вопросах и кратких ответах.

Аудирование, фонетическая отработка вопроса «Тебе нравится?» (Doyoulike…?) и кратких ответов «Да. /Нет. » (Yes, Ido. /No, Idon’t) с опорой на запись на доске.

4. Тренировка грамматической структуры с глаголом «Нравиться» (like) в вопросах и кратких ответах (упр. 1, с. 44):

1) опрос одноклассников и гостей, заполнение анкеты;

2) ответы на вопрос учителя «Кто любит…?» (Wholikes…?).

5. Грамматические структура с глаголом «нравиться» (like) в 3 лице, ед. числа в вопросах и кратких ответах:

Образование общих вопросительных предложений и кратких ответов в настоящем простом времени:

1) выведение правила образования вопроса с подлежащим в 3-м лице, единственного числа (он, она, оно) при разборе грамматической таблицы в учебнике на с. 44с записью на доске:

Does he/she/ it like eggs?

– Yes, he/she/it does.

– No, he/she/it doesn’t.

2) аудирование и фонетическая отработка вопросов и ответов с использованием грамматической таблицы в учебнике на с. 44

6. Тренировка общих вопросов и кратких ответов с глаголом «нравиться» (like) в 3 лице, ед. числа (работа в парах с опорой на образец на интерактивной доске):

1) упр. 2, с. 44

Слушаем и читаем образец вопроса и ответа к ситуации 1, затем желающая пара выходит к экрану и отвечает по заданию2 и т. д. , при этом после каждого ответа учитель ждет подтверждения правильности от учащихся, задавая вопросы Right?, Correct?, Yes? Далее один из ответивших нажимает на вопросительный знак перед номером задания, появляется правильный ответ, второй нажимает на наушники, класс фронтально слушает и повторяет фразы.

2) упр. 3, с. 44.

Выполняется с опорой на картинки к упр. 2, с. 44 по образцу:

Rascallikesburgers, buthedoesn’tlikechips.

Затем учащиеся с помощью учителя выводят правило образования отрицательных предложений в настоящем простом времени с подлежащим в 3-м лице единственного числа.

Далее учитель сообщает, что данное упражнение ребята сделают ещё раз письменно в своих тонких тетрадях.

7. Динамическая пауза – разминка – упр. 2, с. 16, запись 8.

Песня предъявляется в виде аудиозаписи. Учащиеся исполняют песню и сопровождают её движениями:

Come on, everybody!

Stand up, stand!

Stamp your feet

And clap your hands!

Come on, everybody!

Sit down, sit!

Clap your hands!

And stamp your feet! – 2 раза.

8. Чтение буквы Ii:

1) аудирование, выведение учащимися правил чтения буквы Ii в открытом и закрытом слогах;

2) запись учениками в тетрадях и учителем на доске:

Ii

/ ai /

/ I /

nice

little

3) выполнение упр. 5, с. 45 с проверкой.

9. Домашнее задание с объяснением:

1) упр. 3,7,с. 44, 45;

2) упр. 2, с. 22.

10. Подведение итогов:

1) рефлексия учащихся;

2) отметки;

3) прощание.

Метки: Иностранный язык