Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Иностранный язык
  • Развитие неподготовленной речи как способ побуждения к активному участию в учебном процессе (методика интерактивного обучения)

Развитие неподготовленной речи как способ побуждения к активному участию в учебном процессе (методика интерактивного обучения)

Развитие неподготовленной речи как способ побуждения к активному участию в учебном процессе (методика интерактивного обучения) В методической литературе имеются работы, посвященные проблеме определения понятия «неподготовленная речь». И это не удивительно, так как последняя является конечной целью обучения устной речевой деятельности. Поражает изобилие терминов применяемых для обозначения понятия «неподготовленная речь»: «спонтанная речь», «импровизированная речь», «экспромтная речь», «свободный разговор».

П. Б. Гурвич и Р. З. Шлямберг в статье «Проблемы дефиниции неподготовленной речи и некоторые методические выводы связанные с ней», убедительно доказали, что эти термины не могут быть использованы в качестве синонима понятия «неподготовленная речь». Они предложили следующее определение: «Неподготовленной речью мы называем такой уровень владения иностранным языком, при котором говорящий в состоянии без подготовки во времени и без прямых побуждений собеседника к говорению использовать усвоенный языковой материал в ранее не встречавшихся комбинациях».

Авторы считают, что умение говорить быстро и без подготовки во времени и есть экспромтность речи. Умение комбинировать, т. е. комбинационная неподготовленность, есть импровизированность речи. Умение инициативно начать и продолжить разговор является спонтанностью речи. Таким образом, экспромтность, импровизированность и спонтанность являются тремя аспектами составными частями неподготовленной речи.

Как справедливо отмечает Н. С. Обносов в своей статье «К вопросу о содержании понятия неподготовленной речи и классификация упражнений, направленных на ее развитие» это определение неподготовленной речи недостаточно, так как авторы подчеркивают только инициативность говорения, т. е. умение инициативно начать или продолжить беседу, но не учитывают необходимость умения быстро реагировать на побуждение со стороны собеседника.

Автору предоставляется, что умение быстро реагировать на речь собеседника является одним из важнейших умений у учащихся. Поэтому необходима четкая система упражнения для развития как навыков инициативного говорения, так и умения быстро реагировать на речь собеседника.

Н. С. Обносов в вышеуказанной статье говорит, что «неподготовленная речь – это естественная речевая деятельность, необходимость которой диктуется реальными коммуникативным потребностями людей».

Поэтому представляется, что речь как средство коммуникации, как «естественно речевую деятельность» в аудиторных условиях создать очень сложно, поскольку существует не очень много реальных ситуаций, которые бы сделали речь в учебном процессе средством коммуникации. В аудитории существует учебная речь, которая отличается от речи на иностранном языке как средства общения.

На продвинутом этапе обучения учебная речь максимально приближается к естественной речевой деятельности. И этому процессу необходимо всемерно способствовать.

Прав Н. С. Обносов, когда он указывает, что основными признаками неподготовленной речи с психологической точки зрения являются следующие: «1. Ее оформление, как в отношении содержания, так и в отношении языка, происходит практически одновременно с моментом высказывания. 2. Высказываемые в процессе неподготовленной речевой деятельности суждения всегда являются мыслями говорящего или собственными интерпретациями мыслей других лиц». Первое положение представляется особенно важным, так как это соответственно отличает неподготовленную речь от подготовленной. Второе положение не учитывает того обстоятельства, что суждения и на родном и на иностранном языке могут быть выражены двумя способами. В одном случае содержание высказывания образуется при помощи мыслей-воспоминаний, которые в процессе речи воспроизводятся без особого труда, почти автоматически. В другом случае имеется напряженная работа сознания, так как здесь совершаются разнообразные умственные операции: сравнения, обобщения, выведение следствий и другие логические операции. Качество речи в обоих случаях будет различным.

При определении правильности неподготовленной речи следует считать, что она должна быть не абсолютно, а практически безошибочной. Ошибки типа «оговорок» допустимы в иноязычной речи, так же как и небольшие паузы, особенно если высказывание строится на основе определенных умственных операций.

Итак, основным отличием неподготовленной речи от подготовленной является то, что при неподготовленной речи мышление сосредоточивается на содержании высказывания, а языковое оформление носит подсознательный характер благодаря тому, что достигнута высокая автоматизация речевых навыков. Поскольку существует два способа выражения собственных мыслей, то система упражнений для развития неподготовленной речи должна строиться с учетом этих двух способов.

Первый тип упражнений в неподготовленной речи – содержание высказывания составляют мысли-воспоминания.

1. Изложение содержания фильма, театральной постановки,

прочитанной книги. (Время на обдумывание содержания высказывания не

дается, от учащегося не требуется использования определенных лексических

единиц. )

2. Учащимся раздаются карточки с вопросами связанными с прошлым

опытом. Например: «What was the happiest day in your life? What was the most

pleasant experience of your summer holidays? ».

3. Ситуации с использованием средств наглядности.

а) Описание диафильма или фильма вслед за демонстрацией.

б) Описание только что увиденной карты (без подготовки во времени и

без лексических ограничений).

Второй тип упражнений в неподготовленной речи – содержание высказывания формируется при помощи напряженной работа сознания.

1. Вопросно-ответные упражнения. Как вопрос, так и ответ требует от

учащегося высказать свою точку зрения по той или иной теме.

2. Беседа или развернутое высказывание в заданной ситуации без

какой-либо предварительной подготовки во времени.

3. Комментирование какого-либо события, статьи, фильма, эпизода из

книги.

4. Беседа-дискуссия по какому-либо вопросу. Сюда относятся и такие

виды работы, как групповое собрание на изучаемом языке, пресс-

конференция и т. д. Обсуждаемый вопрос обязательно должен вызвать у

учащихся живой интерес, иначе беседа не будет носить естественный

характер.

5. Игровые упражнения, требующие неподготовленного высказывания.

6. Различного вида викторины.

7. Развитие сюжета прослушанного краткого рассказа.

Коллективный рассказ. Иногда преподаватель может назвать место, время действия и действующих лиц, а учащиеся составляют рассказ по цепочке. Для учащихся с недостаточно развитым воображением этот тип упражнения имеет существенное значение.

8. Различного рода описания, требующие умения обобщать факты. Например: описание качества человека определенной профессии, определение круга его обязанностей (врач, учитель).

Известно, что специфика обучения иностранному языку делает чрезмерной нагрузку на механическую память учащегося в сравнении с другими предметами. Поэтому в учебном процессе обучения иностранному языку должен быть резко увеличен удельный вес таких видов работы, которые требуют от учащегося одновременно с говорением на иностранном языке решения посильных мыслительных задач, так как цель обучения -дальнейшее развитие умственных способностей учащегося, умения вести дискуссию и аргументировать свою точку зрения.

Нельзя рассматривать неподготовленную речь только в плане говорения. Она имеет и другую очень важную сторону – аудирование. Говорение невозможно без слушания. Для развития навыков аудирования необходима система упражнений. Запись полного текста с плёнки или пластинки – один из важнейших видов работа по развитию навыков аудирования. В плане обучения неподготовленной речи необходимы упражнения, развивающие умение инициативно начать разговор и реагировать на речь собеседника. Должны быть правильно интонационно усвоены и отработаны определенные речевые образцы, чтобы учащийся мог прервать разговор, высказать согласие, несогласие, задать встречный или уточняющий вопрос.

Упражнениям в неподготовленной речи всегда должны предшествовать упражнения в подготовленной речи, направленные на преодоление тех или иных конкретных трудностей. На продвинутом этапе обучения упражнения в подготовленной речи проводятся уже на уровне высказывания, и они всегда будут речевыми упражнениями. К этому типу упражнений будут относиться пересказ текста, пересказ его по ключевым словам, пересказ от лица разных персонажей, диалогизация текстов, драматизация художественных отрывков. Особенно полезным видом упражнений в подготовленной речи представляется сжатие сюжета до размеров, требуемых преподавателем в 15, 10, 6, 5, 3 предложений (precis).

Упражнения на обобщение текста, выделение идеи, главной мысли отрывка, рассказа, произведения максимально приближаются к упражнениям в неподготовленной речи. Они должны тренировать синтаксическую структуру предложений, связь между предложениями, краткость и точность выражения мысли. К упражнениям в подготовленной речи относятся также и упражнения на тренировку памяти (immediatememoryи prolongedmemory), которые особенно важны для учащихся, изучающих иностранный язык. Эти упражнения приносят пользу, если они носят систематический, а не случайный характер.

Огромное значение имеет правильное соотношение между упражнениями в неподготовленней и подготовленной речи на уроке. Проводить урок целиком неподготовленной речи очень трудно. Но в старших классах неподготовленная речь на уроках разговорной практики должна преобладать, занимая большую часть времени. Однако проблема соотношения упражнений в подготовленной и неподготовленной речи требует специального экспериментального исследования. Решение этой проблемы будет способствовать интенсификации учебного процесса.

Метки: Иностранный язык