Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Методы интерактивного обучения

Методы интерактивного обучения В основе современных инновационных технологий лежит личностно – ориентированное обучение. В практике преподавания иностранного языка я применяю ряд личностно – ориентированных технологий. Технология интерактивного обучения одна из них. Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» – взаимодействие (учителя и обучаемых, детей друг с другом и т. п. ) Технология обучения во взаимодействии основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач. Конечно, для меня и для других опытных педагогов не новы такие формы обучения во взаимодействии, как – диалогическая, парная; – полилогическая; – групповая; – игровая. Это так называемые традиционные формы обучения. Главная же идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе! Это делает процесс изучения предмета интересным, формирует и развивает у учащихся мотивированный интерес к предмету. Используемые методы интерактивного обучения направлены на усиление роли активности учащихся. В настоящее время существует противоречие между потребностью общества в социально активной, творческой, самостоятельной личности и реальным состоянием учебного процесса в отечественной школе. Поэтому применение интерактивного метода обучения в школе является сегодня очень актуальным. Хотя мнения педагогов на интерактивные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Но я пришла к выводу, что применение интерактивных форм урока обогащает не только ученика, но и учителя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, заставляет его идти в ногу со временем. Целью применения интерактивного метода обучения является формирование мотивированного интереса к английскому языку, создание условия для развития речевой компетенции учащихся в различных видах речевой деятельности, которая ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих вопросов. Задача состоит в том, чтобы сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиваться того, чтобы он развивал познавательный интерес, побуждал учащихся к активному участию в учебном процессе.

Итак, существует несколько вариантов метода обучения в сотрудничестве.

I. «Учимся вместе». Такой подход к организации обучения в сотрудничестве разработан в университете Миннесота в 1987г. Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: академическую – достижение познавательной, творческой цели; социальную, или социально-психологическую – осуществление в ходе выполнения заданий определенной культуры общения. Роль учителя – контроль. Этот вариант я использую при изучении грамматики, при работе с текстом.

II. Исследовательская работа учащихся в группах – следующий вариант вовлечения учащихся в интерактивную деятельность. Акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают индивидуально или в группах. Они выбирают подтему общей темы. Совместно составляется доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом. Чаще я использую этот вариант в проектной технологии.

Для выполнения этих проектов учащиеся должны были не просто овладеть языковым материалом по данной теме, но и применить его на практике. Ведь основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Совместная работа над подготовкой проекта дает также каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его важному жизненному навыку: умению работать в команде, активно сотрудничая друг с другом. Работа над проектами имеет еще и воспитательное значение. Совокупность различных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет наиболее полно реализовать личностно – ориентированный подход в различных педагогических ситуациях. Можно выделить следующие типы интерактивных уроков, приемлемых для уроков иностранного языка:

Урок – ролевая игра (Приложение № 1)

Урок – консультация

Уроки творчества

Урок – аукцион

Урок – зачет

Уроки сомнения

Урок – конкурс (викторина)

Уроки фантазии

Урок-игра

Урок-концерт

Урок – экскурсия

Урок – коллаж

Интегральные уроки

Интерактивный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Легко заметить, что в разряд интерактивных уроков вошли некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы, а их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Я пришла к выводу, что учащиеся на интерактивных уроках прилежны и усердны. Им не приходится скучать. И, наконец, отметки, которые ребята получают за урок, намного выше тех, что они получают на традиционных уроках. Интерактивные методики обучения – это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал).

Таким образом, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Принципиальное отличие интерактивных упражнений и заданий отобычных в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый. И потом интерактивные упражнения и задания рассчитаны на так называемые интерактивные подходы.

Заключение

Апеллируя высказыванием Конфуция «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – может быть, я запомню; вовлеки меня – и я пойму», я делаю вывод, что интерактивный урок – это оптимальный опыт активного сотрудничества учителя и ученика. Особо надо отметить положительно эмоциональное настроение учащихся не только друг к другу, но и к уроку в целом, а также их повышенную активность, желание расширять свой кругозор, овладевать новыми знаниями по изучаемой теме. Это подтверждает эффективность интерактивного метода обучения. Таким образом, использование интерактивных форм преподавания английского языка показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к изучаемому языку; создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учеников; дает возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении; повышает положительную мотивацию учения иностранного языка у учащихся, поддерживает внутреннюю мотивацию учения. Интерактивные аспекты преподавания стимулируют интеллектуальную активность старшеклассников при обучении иностранному языку. И на вопрос «стоит ли прибегать к интерактивным формам обучения на уроках иностранного языка?» можно смело и утвердительно ответить, что «стоит», так как изучение иностранного языка должно привести обучаемого к овладению речевыми умениями (понимании речи на слух, разговору, чтению и письму), реализующими коммуникативную сущность языка. Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению английского языка и способствует развитию внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. Я считаю, что позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Форму презентации (репортаж, сообщения, ролевая игра, дискуссия) дети выбирают сами. Как мы видим, метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьника.

Список литературы.

Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 1

Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. – 2000. – № 2. – С . 7 Усейнова Н. В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка. – 2005. № 6. – С. 49-54

Егорова Л. М. Нетрадиционные формы урока – один из способов повышения интереса к предмету // ИЯШ 1991 № 3. – С 46 – 48

Приложение № 1

УЧЕБНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

ENGLISHTEA-TIME

(5-6 класс)

Цель: повторение изученных конструкций, диалогов, лексики. Задачи: приблизиться к культуре, обычаям другой страны. Функции: развивающая, коммуникативная, самореализующая.

Подготовительный этап.

Дети заранее начинают готовиться к игре. В 5 классе объявляется конкурс "Designyourteapot". Выставка работ представляется во время игры. Учащиеся 5 класса делятся на 4 группы, каждая из которых готовит блюдо и рецепт этого блюда: 1 -scones, 2 – toasts, 3 -tea, 4 – dialogue.

Учащиеся 6 классатакжеделятсянагруппы, которыеготовят: 1 – invitations, 2 -place markers, 3 – name badges, 4 – fortune tree, 5 – crackers, 6 – "Put the tail on the Donkey", 7 -surprise, 8 – balloons. Таким образом, организуется праздничное чаепитие, где дети пробуют не только английские сладости, но и играют в те игры, которые обычно практикуются на вечеринках в Англии.

Ход игры

Дети проговаривают все рецепты, готовят всю атрибутику к вечеринке, поют песни, повторяют диалоги.

I. Вступительное слово учителя.

Teacher. Good afternoon, Dear friends! I am very glad to see you at our party. Today we will act, play and eat English dishes. Now let's begin our lesson. First of all before you go to the party you receive an invitation. Pupils from the 6th form know how to do it and they have prepared them for you.

П. Представление программы учащимися 6 класса.

Invitations(выходит группа (2-3 человека) из 6 класса с приглашениями для всех присутствующих. Они раздают приглашения и рассказывают, как это делается).

I cut the card in the form of a balloon, glue it to the envelope and put a piece of string on it. Then I write the invitation on the balloon.

Teacher. When your friends have invited you to the party they begin to prepare everything.

Placemarkers(готовят для всех и рассказывают учащиеся 6 класса).

I took a piece of card about 10 cm by 10 cm and cut it in the form of a balloon. Then I wrote the name, and folded the balloon in half so that it stands up.

Name badges (6 класс).

I cut a piece of card in the form of a balloon and glue a piece of string on it. Then I write the name of a guest on each badge so everybody knows who is who.

Каждому прикачивают на грудь namebadges.

Teacher. The date of the party has come. You are at the door.

Dialogue "Saying Hello" (6 класс)

Mum. Answer the door, Jane.

Jane. I'm coming. Just a minute. Hello, Ann. Come in.

Ann. This is my friend Richard. Jane. Hello, Richard. Richard. Hello, Jane. Jane. This is my brother John. Richard. Hi, John.

Ш. Выступлениеспрограммойучащихся 5 класса.

Teacher. So your friend invites you to the table. You can see scones, toasts, tea on the table. Would you like to know how to cook them? Listen to your friends.

Scones 5 класс (учащиеся пекут булочки для всех и рассказывают способ приготовления).

1. Mix the flour and baking powder.

2. Add the butter, sugar, raisins, an egg and milk.

3. Roll out the pastry to about 1 cm thick.

4. Cut into rounds.

5. Bake 15-20 minutes in a hot oven.

Enjoy your scones.

Дети угощают всех булочками.

Toasts— 5 класс (учащиеся показывают и комментируют способ приготовления).

1. Cut a slice of bread.

2. Put it in the toaster.

3. Wait a minute. It's ready.

4. Put the toast on your plate.

5. Put some butter on it.

6. Put some jam on the toast.

Enjoy it.

Tea5 класс (показывают и рассказывают прямо на уроке).

1. Fill the kettle with cold water.

2. Boil the water.

3. Warm the pot.

4. Put one teaspoon of tea in the pot for each person and one extra for the pot.

5. Pour hot water into the pot.

Enjoy your tea.

Dialogue "At the Table" (5 класс)

Jane. Help yourselves to the scones, please. Would you like a cup of tea?

Richard. Yes, thank you.

Jane. White or black?

Richard. Black, please.

Jane. Would you like some more toast?

Ann. No, thanks, I haven't eaten my first piece yet.

Mary. May I have another scone?

Jane. Yes, certainly.

Richard. Could you pass the sugar, please?

Jane. Hereyouare.

Все присутствующие пьют чай со сладостями.

Teacher. Dear fiends! Don't you know that out English Friends not only have tea at their parties, they also like to play. Wouldyouliketoplay?

IV. Поиграем вместе.

Fortunetree(учащиеся 6 класса готовят это чудо-дерево, а затем присутствующие играют).

I've made a fortune tree for the party. First of all I put the colored paper on the bowl and a large piece of. plasticine into it. I then put the branch into the plasticine. After that I wrote fortunes on pieces of paper and put them with the sweets on the tree.

Вместеспожеланияминадеревоможноповеситьзадания: sing an English song, recite an English poem, dance u m. д.

Crackers(учащиеся 6 класса готовят для всех).

I wrote jokes on paper and put them with the sweets inside the crackers.

Game "Pin the tail on the Donkey" (6 класс).

Дети готовят плакат с нарисованным ослом без хвоста. Хвост готовится отдельно из ниток. Дети выстраиваются в ряд и по очереди подходят с закрытыми глазами и прикладывают хвост. Побеждает тот, кто ближе всех приложил хвост.

Game "PasstheParcel" (6 класс).

Дети встают в круг и под музыку передают сверток. Когда музыка останавливается, то учащийся со свертком снимает первый слой бумаги. И так до тех пор, пока всю бумагу не развернут.

Teacher. Now let's play the most famous party games: "Pin the tail on the Donkey" and "Pass the Parcel".

"Pin the tail on the Donkey " – First you must put the poster on the wall. Then everybody has a chance to pin the tail on the donkey. It's not so easy because you cannot see. You have a scarf over your eyes. The person who puts the tail nearest to pin to the right place is the winner.

"Pass the Parcel" – We all stand in a circle and pass the parcel to the person next tours. There's music playing when we're doing this. When the music stops you take off one piece of paper. Then the music starts again. The person who takes the last piece of paper off wins the prize.

V. Заключительнаячасть.

Teacher. Now, our party is over. Our friends from the 6th form have prepared balloons for everybody. They have written a name on each balloon and "Thank you for coming to the party". Have a look. You will go home with them.

Дети уходят с воздушными шариками в руках.

Метки: Иностранный язык