Индивидуальный подход в обучении учащихся английскому языку
Индивидуальный подход в обучении учащихся английскому языку
Принцип индивидуального подхода в обучении учащихся является одним из общедидактических принципов наряду с такими, как принципы воспитывающего обучения, сознательности, активности, наглядности, доступности, посильности и прочности. Невозможно подлинное развивающее обучение без учета индивидуальных особенностей обучаемого, следовательно, невозможно воспитание активной, всесторонне развитой личности, а это является стратегией обучения.
При осуществлении образования особенно остро проявляется противоречие в учебном процессе между коллективной системой обучения и индивидуальным характером усвоения знаний и формирования на их основе навыков и умений.
Обучение иностранному языку в большей степени, чем какому-либо предмету, требует индивидуального подхода, так как при таком обучении индивидуален не только сам процесс овладения, но и объект усвоения – речь человека, как способ выражения мысли средствами языка.
Осуществление индивидуального подхода в обучении основано на хорошем знании учителем своих учащихся: их природных данных, особенностей здоровья, психики, их склонностей и интересов. Необходимо знать, какой микроклимат в группе, взаимоотношения среди обучаемых, что очень важно, например, при организации парной работы. Особенно хорошо осуществляется индивидуальный подход при работе с раздаточным материалом. Каждый может получить карточку с заданием, выполнение которого, хотя и потребует напряжения умственных сил, будет доступно и посильно для ученика. Правила, которым нужно следовать при реализации принципа индивидуального подхода в обучении английскому языку можно изобразить наглядно:
Принцип индивидуализации
Правило 1: Изучить учащихся, выяснить их возможности, интересы, увлечения
Правило 2: Использовать дифференцированные задания с учетом возможностей и интересов учащихся
Правило 3: Учитывать индивидуальные особенности учащихся и их возможности при выполнении заданий
Многолетний опыт работы в школе показал, что дети достаточно охотно откликаются на индивидуальные задания, например, тестовые задания, задания с опорами, карточками, задания в игровой форме, задания в форме кроссвордов, проявляя неистощимую фантазию и предоставляя неожиданное, порой, решение задачи. Проведенная викторина в 7-х классах – яркий тому пример. Позднее практически все классы проработали с интересом и удовольствием все задания этого брейн-ринга. Данный эксперимент показал, что абсолютно в каждом ребенке можно пробудить интерес к предмету, к его собственной деятельности, развить уверенность в себе, направить его на достижение результата, а это так важно для формирования личности.
Вместе с тем хочется отметить ряд трудностей в осуществлении индивидуального подхода:
- большие группы являются препятствием для индивидуальной работы;
- в кабинете английского языка недостаточно раздаточного материала, наглядных пособий, современных технических средств;
- слабый общеобразовательный культурный уровень учащихся и связанная с этим низкая мотивация к изучению иностранного языка;
- недостаточная помощь родителей, что важно при осуществлении, например, проектной работы.
В связи с этим весьма актуальной остается задача привлечения родителей к учебной деятельности собственного ребенка: необходима помощь в оформлении проектного задания, аккуратном ведении тетрадей, словарей, подготовке к каждому уроку, необходимо поддержание в хорошем состоянии учебников и т. д. Ребенок должен постоянно чувствовать искренний интерес ко всем событиям в своей жизни со стороны родителей.
Можно сделать следующий вывод: максимальный результат обучения при индивидуальном подходе возможен при постоянном взаимодействии трех звеньев – учителя, ученика и родителей.
Метки: Иностранный язык