Программа Дня адаптации в лицее

Предлагаю вашему вниманию разработку программы Дня адаптации в лицее для вновь поступивших учащихся. В нашем лицее осуществляется преподавание математики, физики, информатики, черчения, иностранного языка по углубленным программам. Ежегодно по конкурсу в лицей поступает от 150 до 200 новых учащихся в 6-8-е классы.

Администрацией и психологической службой лицея в течение двух лет внимательно отслеживался процесс адаптации ребят к учебно-воспитательному процессу. Отмечено, что проходит он в двух направлениях одновременно:

  • восприятие и усвоение материала углубленных предметных программ;
  • вхождение в новый коллектив учащихся, знакомство с учителями и зданием лицея.

Наблюдения классных воспитателей, психологов, администрации свидетельствуют, что трудности первого знакомства, затягивание процесса узнавания учителей и даже трудности ориентации в лицейском пространстве становятся дополнительным препятствием для ребят при переходе от общеобразовательных программ к углубленным, создают излишнее напряжение, вызывают беспокойство. В результате складывается ситуация психологического дискомфорта, что не способствует успешному обучению ребят и сохранению их психического и физического здоровья.

В связи с этим было решено разработать программу дня адаптации, проведение которого помогло бы ускорить процесс узнавания, а значит избежать сложностей при вхождении ребят в учебно-воспитательное пространство лицея. Такая программа дня адаптации была создана и успешно реализована в полном объеме. Анализ результатов, а также содержания “заборов мнений” показали, что поставленные задачи решены, цели достигнуты. Конечно, полностью преодолеть все трудности за один день невозможно, но проведение такого дня позволяет владеть и управлять ситуацией, своевременно и адекватно реагировать на возникающие проблемы.

День встречи новых друзей

Цель: сформировать у вновь поступивших учащихся положительное восприятие образовательной среды лицея и ее структурных элементов как необходимого условия сохранения здоровья учащихся и залога успешного овладения учебной программой.

Задачи:

1. Создать условия для безболезненного вхождения учащихся в учебно-воспитательный процесс.
2. Познакомить ребят с администрацией и учителями.
3. Познакомить со структурой управления лицея и органами ученического самоуправления.
4. Познакомить с внутренней планировкой лицея.

Стратегия реализации программы

1. Формы и методы.

1.1. Выпуск газеты “Лицей-ньюс”

Задачи:

1.Информировать ребят и их родителей об учебном заведении.
2.Вызвать у ребят и их родителей интерес к жизни лицея и сформировать чувство причастности к событиям, в нем происходящим.
3.Закрепить положительное восприятие образовательной среды лицея.

Содержание:

Ко дню адаптации выпускается специальный номер газеты “Лицей-ньюс”, в котором представлена общая информация о лицее; учебе, общении и отдыхе ребят, их достижениях; справочная информация об администрации, контактные телефоны; приветствие директора.

1.2. Встреча в актовом зале. Продолжительность 40 минут.

Задачи:

1.Представить учащимся администрацию и работников лицея, познакомить со сферой их деятельности.
2. Познакомить с органами ученического самоуправления.

Содержание:

Встреча проходит в актовом зале, на ней приветствуют всех вновь поступивших учащихся 6-8 классов. От администрации ребят приветствует директор лицея. Ведущий встречи представляет заместителей директора и других работников (библиотекарей, врача и т.д.). Всем им предоставляется приветственное слово, в котором они сообщают о круге своих обязанностей, поздравляют ребят. Затем перед ребятами выступают члены Совета лицеистов и Научного общества лицея. Они рассказывают о своей деятельности и достижениях. Учащиеся новых классов представляют свои коллективы в свободной форме (куплет из песни, астрологический обзор, шутливые “статистические” данные и т.п.).

1.3. Психологический тренинг. Продолжительность 40 минут.

Задача: снять излишнее волнение, беспокойство, эмоциональное напряжение в общении ребят друг с другом, с классным воспитателем (руководителем), с учителями-предметниками.

Содержание: приложение 1, по отдельной программе психологов. Тренинг адаптирован психологом лицея Стройновой Т.И.

1.4. Игра “Знакомство”. Продолжительность 15-20 минут.

Задача: в свободной, непринужденной обстановке познакомить ребят друг с другом, помочь узнать друг о друге немного больше.

Содержание: приложение 2.

Примечание: по желанию классного воспитателя (руководителя) данная игра может быть заменена на любую другую игру, решающую поставленную задачу.

1.5. Экскурсия. Продолжительность 15-20 минут.

Задача: знакомство с внутренней планировкой лицея.

Содержание:

Экскурсия по лицею и знакомство с расположением кабинетов директора и его заместителей, учебными классами и учительской, библиотекой, медицинским кабинетом, бассейном, кабинетом психолога, столовой, гардеробом.

1.6. Уроки занимательной науки. Продолжительность 40 минут.

Задачи:

1.Знакомство учителя с учениками.
2. Активизация познавательных интересов учащихся.
3. Создание для ребят ситуации успеха.

Содержание урока и форма его проведения планируются учителем.

1.7. Рефлексия. Продолжительность 15-20 минут.

Задачи:

1.Организация обратной связи в системе “новый ученик – образовательная среда лицея”;
2. Получение информации о впечатлении, сформированном в течение дня у ребят.

Содержание:

Используется технология “забор мнений”. Ребятам предлагается на “заборе” поделиться своими впечатлениями, эмоциями, пожеланиями в трех рубриках: что понравилось, что запомнилось, что не понравилось. Ребята при записи используют фломастеры различных цветов, отражающих их настроение.

1.8. Рабочие минутки. Продолжительность 15-20 минут.

Задачи:

1. Познакомить с правилами внутреннего распорядка и правилами поведения в лицее.
2. Организовать ребят на работу следующего дня.

Содержание:

Классный воспитатель знакомит ребят с Уставом лицея, правилами внутреннего распорядка (расписание звонков, парное проведение уроков и т.п.), подводит итоги дня, сообщает расписание уроков на следующий день. Обсуждаются другие рабочие вопросы. Перед уходом домой каждый ученик получает газету “Лицей-ньюс”. Это дает возможность закрепить у ребят положительное восприятие среды лицея и перенести его на родителей.

П. Расписание работы в день адаптации.

2.1. Встреча в актовом зале.

2.2. Экскурсия по лицею.

2.3. Игра “Знакомство”

2.4. Психологический тренинг.

2.5. Уроки занимательной науки.

2.6. Рефлексия.

2.7. Рабочие минутки.

Итоги дня:

Совещание при директоре. Обсуждение содержания, уровня и качества организации и проведения дня адаптации. Результаты анализа содержания “заборов мнений” психологами.

6 А класс

7 А класс

7 Б класс

8 Г класс

1

Урок знакомства. Встреча в актовом зале.

2

Экскурсия по лицею

Психологический тренинг

Психологический

тренинг

Физика

Урок занимательной науки

Игра “Знакомство”

3

Математика

Урок занимательной науки

Физика

Урок занимательной науки

Игра “Знакомство”

Психологический тренинг

Экскурсия по лицею

4

Психологический

тренинг

Игра “Знакомство”

Физика

Урок занимательной науки

Экскурсия по лицею

Экскурсия по лицею

Игра “Знакомство”
5

“Забор мнений”. Рабочие минутки.

Предварительная подготовка к проведению дня адаптации

1. Консультация для классных руководителей по вопросам организации и проведения Дня адаптации, игры “Знакомство”, экскурсии по лицею и другим организационным моментам.

2. Консультация для учителей – предметников по проведению уроков занимательной науки.

3. Подготовка выступающих из числа ребят, занимающихся в Научном обществе лицея и работающих в Совете лицеистов.

 Приложение 1

Каждый человек - уникальная и неповторимая личность

Психологический тренинг

Данный психологический тренинг представляет собой адаптированный вариант занятия, подготовленного на основе материалов статьи Т. Гавриловой "Я - уникальная и неповторимая личность", опубликованной в газете "Школьный психолог" № 21, 2002г.

Цели:

1. Познакомить ребят с понятием “терпимость”.
2. Показать, что терпимость к себе и другим людям взаимосвязаны.
3. Способствовать более быстрому установлению товарищеских отношений между подростками во вновь сформированном классе.

Оборудование:

1. Карточки для написания имен участников занятия (приготовить заранее).
2. Булавки.
3. Ручки.
4. Зеркало (небольшое).
5. Шкатулка или коробочка, в которой размещается зеркало.
5. Мячик.

Ход занятия

Все участники вместе с ведущим садятся в круг, подписывают карточки-визитки и прикалывают их.

Ведущий: Каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому каждый человек должен бережно и с любовью относиться к себе. Мудрые люди говорят, что человек, который любит себя и уважает, так же относится и к окружающим, т.е. принимает людей такими, какие они есть, не стараясь их переделать. Это называется терпимостью. Вот и сегодня мы с вами попробуем проверить, как мы относимся к себе, а значит и к другим людям вокруг нас. Это поможет нам лучше узнать себя и друг друга, быстрее подружиться между собой и стать одноклассниками.

Упражнение 1. Знакомство.

Упражнение выполняется по кругу.

Ведущий: Давайте познакомимся с вами поближе. По кругу будет передаваться мячик. Каждый, получивший его, называет свое имя, одно или два положительных качества (можно назвать увлечение) и после этого с улыбкой передает мяч соседу. Остальные в это время внимательно слушают и стараются запомнить, т.к. это очень пригодится в дальнейшем.

По окончании упражнения можно спросить, кому было трудно назвать свое хорошее качество, еще раз подчеркнуть, как важно уметь думать и говорить про себя хорошо, в первую очередь это важно для человека при общении с другими людьми.

Примечание. Если возникнет ситуация, когда подросток не может сказать про себя ничего хорошего, ведущий должен активизировать участников на проговаривание хороших качеств подростка, если такого не получается, то ведущий должен сам назвать это хорошее качество (можно из внешних признаков: аккуратность, умение одеться со вкусом, хорошая прическа, умение доброжелательно улыбаться и т.д.).

Упражнение 2. Волшебное зеркало.

Все участники садятся в круг, закрывают глаза.

Ведущий: Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает ее, должен открыть глаза, заглянуть внутрь. Там, на дне волшебного озера, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на земле.

Улыбнитесь ему и передайте шкатулку соседу, а сами снова закройте глаза.

Вопросы психолога по окончании занятия:

    • Как вы понимаете значение слова “уникальный”?
    • Кто этот самый уникальный и неповторимый человек на свете?
    • Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
    • Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

Ведущий: Каждый человек – это уникальная и неповторимая личность. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, т.е. относиться к себе и другим с терпимостью.

Упражнение 3. Похвали себя и других.

Участники делятся на пары, сидя в пол-оборота друг к другу, глядя друг на друга.

Ведущий: Сейчас каждому из вас необходимо будет сказать партнеру, что вам в нем нравится. Партнер, выслушав вас, должен сказать спасибо и добавить: “А кроме того, я -….” - и продолжить говорить комплименты в свой адрес. Например, Лена говорит Наташе: “Наташа, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде”. Наташа продолжает: “А кроме того, я не жадная и люблю делиться”. Затем Наташа должна похвалить Лену, а та закончить комплиментом в свой адрес.

Рефлексия.

    • Что вы чувствовали, когда говорили комплименты своему партнеру?
    • Что вы чувствовали, когда вам говорили комплименты?
    • Легко ли похвалить себя?

Ведущий: Если человек не умеет хвалить себя, то ему трудно увидеть хорошее в других людях, а это мешает общению его с другими людьми, приобретению друзей и просто хороших знакомых.

Упражнение 4. Прощание.

Ведущий: Вот вы и познакомились, играя и шутя, ближе узнали друг друга. Надеюсь, что знания о себе и ваших товарищах, полученные во время игры, помогут вам подружиться, стать ближе друг другу. Думаю, что ваш класс в скором времени станет очень дружным. А теперь нам нужно прощаться и на прощание каждый должен что-то хорошее пожелать себе, а потом пожелать всем остальным (всему классу) тоже что-то хорошее. Участники, передавая друг другу мяч, говорят себе и классу пожелания.

Приложение 2

Игра “Знакомство”

Цель: знакомство ребят и получение первоначальной информации друг о друге.

Оборудование:

1. Бочонок (корзиночка, коробочка и т.п.).
2. Листочки с вопросами.

Предварительная подготовка:

Приготовить небольшие по размеру листочки из цветной бумаги на каждого ребенка и классного воспитателя. На листочках написать вопросы (по одному - два на каждом). Вопросы могут касаться любого аспекта жизни, кроме сугубо личной. Должны иметь единственное толкование, не должны быть обидными и вызывать затруднений при ответе.

Технология проведения:

1. Ребята вместе с классным воспитателем рассаживаются в круг, чтобы все могли видеть друг друга во время игры.
2. Начиная с классного воспитателя, каждый вынимает из бочонка свернутый листочек.
3. Называет свое имя и сразу отвечает на вопрос.
4. Передает бочонок следующему участнику игры.
5. Участники игры могут задавать дополнительные, уточняющие вопросы друг другу.

Подведение итогов.

Классный воспитатель подводит итоги игры, обобщает ответы, заостряя внимание на именах и особенностях ребят (черты характера, интересы, увлечения и т.п.).

Примерные вопросы:

1. Есть ли у тебя дома животные? Как их зовут?
2. Какие цветы ты любишь?
3. Какие книги любишь читать? Самая любимая книга.
4. Где ты провел лето? Как отдохнул?
5. Какие виды спорта тебе нравятся? Занимаешься ли ты сам спортом?
6. Какие телепередачи любишь смотреть?
7. Чем любишь заниматься в свободное время?
8. Какие киноактеры и их роли тебе нравятся больше всего?
9. Как вы в семье проводите свободное время?
10. Кто твои любимые эстрадные артисты и певцы?

Метки: Школьная психологическая служба, Общепедагогические технологии