Урок обобщения, систематизации и проверки знаний по теме «Южная Америка», 7 класс
Урок обобщения, систематизации и проверки знаний по теме «Южная Америка», 7 класс
Цель урока: систематизировать и обобщить знания о ФГП, природе, населении и странах Южной Америки;
Задачи урока:
– показать своеобразие ПК материка;
– развивать навыки коллективной работы, умение анализировать, делать выводы, умение работать с географической картой;
– способствовать развитию познавательного интереса к географии;
– содействовать воспитанию ответственности за себя, свой коллектив.
Оборудование: настенная физическая карта Южной Америки, конверты с заданиями, 2 чёрных ящика, презентация (конкурс знатоков), компьютер, проектор.
Базовый учебник: Домогацких Е. М. , Алексеевский Н. И. География. Материки и океаны: В 2 ч. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Обобщение и систематизация знаний.
Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим заключительное путешествие на материк Южная Америка. Южная Америка, как вы уже знаете, материк многих природных рекордов. Его природа полна контрастов. А это и понятно, ведь с севера на юг материк протянулся более чем на 7000 километров. Причём северная его часть лежит в пределах северного полушария, а крайний юг материка от Антарктиды отделяет пролив Дрейка. Именно здесь, на этом материке, испанские завоеватели искали мифическую страну золота – Эльдорадо. А каких удивительных животных мы встретили на этом материке! Стрекозы величиной с ласточку, птицы размером со шмеля, страшно кровожадные рыбки длиной всего лишь с ладонь. Итак в путь …
Класса заранее делится на 2 команды.
Конкурс «Домашнее задание»
Команды представляют своё название, девиз, эмблему.
Максимальная оценка этого задания – 5 баллов.
Дальше – дальше (блицтурнир)
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
1 команда
Ø Высочайшая вершина Южной Америки (г. Аконкагуа – 6960 м)
Ø Крайняя западная точка Южной Америки (мыс Париньяс)
Ø Какое самое распространённое полезное ископаемое в Андах? (медные руды)
Ø Самый высокий водопад в мире (Анхель – высота 1054 м)
Ø Как называются влажные экваториальные леса Южной Америки? (сельва)
Ø Самое крупное высокогорное озеро мира (озеро Титикака)
Ø Канал, соединяющий 2 океана (Панамский канал)
Ø Столица Аргентины (г. Буэнос-Айрес)
Ø Кто такие мулаты (потомки от браков европейцев с неграми)
Ø Немецкий путешественник и географ, внёсший огромный вклад в изучении Южной Америки, «второй открыватель Америки» (Александр Гумбольдт)
2 команда
Ø Путешественник, чьим именем названа Америка (Америго Веспуччи)
Ø Крайняя восточная точка Южной Америки (мыс Кабу-Бранку)
Ø Самая высокогорная столица мира (столица Боливии – г. Ла-Пас)
Ø Кто такие метисы? (потомки от браков европейцев с индейцами)
Ø Как называются субтропические степи в Южной Америке? (пампа)
Ø Самая крупная равнина мира (Амазонская низменность)
Ø Самое большое озеро Южной Америки (озеро Маракайбо)
Ø Столица Бразилии (г. Бразилиа)
Ø Горы, название которых на языке местных жителей означает «медные» (Анды)
Ø Официальная дата открытия Америки (12 октября 1492 г. )
Конкурс «Почемучек»
За каждый правильный ответ – 2 балла
1 команда
1. Удивительной особенностью реки Амазонки является то, что она остаётся полноводной в течение круглого года. Почему? Объясните.
2. Население Южной Америки отличается большой пестротой и многообразием. Почему? Объясните.
2 команда
1. Вдоль западного побережья Южной Америки примерно между параллелями 20 и 30 градусов ю. ш. находится пустыня Атакама. Почему в этих широтах, недалеко от океана, расположились территории с очень малым количеством осадков?
2. В Аргентине принято решение о переносе столицы в другой район страны. Почему? Приведите мотивы переноса столицы.
Конкурс «Круговой кроссворд»
Задание: необходимо разделить данные буквы на 12 слов, имеющих отношения к Южной Америке.
Максимальная оценка этого задания – 6 баллов.
1 команда
лансдорфтепуибразилбальсаанакондакапибараягуаркреолкостаперуопоссумписсаро
(Лансдорф, тепуи, бразил, бальса, анаконда, капибара, ягуар, креол, Коста, Перу, опоссум, Писсаро)
2 команда
вавиловмезасапараимасейбагевеякебраччосамботапиргаучокондорльяноссьерра
(Вавилов, мезас, апараима, сейба, гевея, кебраччо, самбо, тапир, гаучо, кондор, льянос, Сьерра)
Конкурс картографов
Каждый правильный ответ – 1 балл.
Каждой команде выданы фрагменты контурной карты Южной Америки. Необходимо назвать объекты на каждом фрагменте.
1 команда
Ø Озеро Маракайбо
Ø Река Парана
Ø Залив Ла-Плата
Ø Карибское море
Ø Бразилия
2 команда
Ø Озеро Титикака
Ø Магелланов пролив
Ø Река Ориноко
Ø Вдп. Игуасу
Ø Аргентина
Конкурс Знатоков
Задания для конкурса содержатся в презентации
Конкурс Путешественников
За каждый правильный ответ – 2 балла
Вы прекрасно знаете, что Южная Америка – родина многих культурных растений. Перед вами 2 чёрных ящика, ваша задача – назвать, что в них лежит. Справиться с заданием поможет ответ на следующий вопрос.
1 команда
История этой культуры подобна детективу: она меняла имена и страны, участвовала в отравлениях. В Европу была завезена испанцами в середине 16 века. Долгое время считалась декоративным растением. В России их выращивали в оранжереях среди редких цветов. В Америке это растение считалось ядовитым. Известен случай, когда им хотели отравить генерала Д. Вашингтона, который после «отравления» прожил ещё много лет и стал первым президентом США. В 1811 году в немецком ботаническом словаре сообщалось: «Хотя это растение считается ядовитым … в Португалии и Богемии даже делают из него соусы, отличающиеся крайне приятным вкусом». У нас в России в середине 19 века это растение стали выращивать, плоды его стали любимым широко распространённым овощем.
(Ответ: томат)
2 команда
Это многолетнее травянистое растение. Родина – Южная Америка. Привезли его оттуда испанские моряки. Сначала эту культуру выращивали в садах как декоративное растение, потом даже варили варенье из зелёных ягод. В 1800 году в Европе эта культура была такой редкостью, что её дарили друг другу в праздники. В настоящее время это растение считается и пищевой, и кормовой, и технической культурой. В Европе, из-за суровых климатических условий возделывается как однолетнее. Что это такое?
(Ответ: картофель)
III. Подведение итогов.
Учитель подводит итоги игры, поощряется команда набравшая наибольшее количество баллов и самые активные участники.
Н. Е. Гришина, МБОУ "СОШ № 19", г. Владимир
Метки: География