Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: Растительный мир России

Тема урока: Растительный мир России

Цели и задачи урока:

Образовательная цель:

Рассмотреть типы растительности и взаимосвязи растительного мира с климатом, рельефом, почвами, водами. Углубление знаний, систематизация через повторение материала в сочетании с новым.

Научить распознавать биологические объекты.

Развивающая:

Развитие интереса к предмету через творческие задания; развитие познавательной активности и творческого мышления уч-ся; развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, выделять главное. Развитие устной речи: обогащение словарного запаса. Учить и научить каждого ученика добывать знания. Совершенствование навыков работы с картой.

Воспитательная:

Воспитание любви и бережного отношения к природе. Оборудование:

Гербарии, карта растительности, картины тундры, тайги, смешанного леса, степей, пустынь, физическая карта России, видеофрагмент: «Тувы прекрасные напевы», выставка книг.

Уровень:

Конструктивный (углубление и расширение темы).

Методы обучения:

Частично-поисковый.

Личностная значимость изучаемого для школьника:

Планируемые результаты:

Уч-ся выделяют и прослеживают признаки основных групп растений

Формы организации учебной деятельности:

Комбинированный урок.

Организация деятельности уч-ся:

Выполняют тест, делают сообщения, слушают рассказ учителя, заполняют таблицу, формулируют вывод урока.

Развитие умений уч-ся:

Использовать дополнительную литературу, внимательно слушать, отвечать на вопросы, делать выводы.

Приемы деятельности учителя:

Подготовка и проведение теста, эвристическая беседа.

План:

Ход урока

Организационный момент

Проверка знаний.

3. Фронтальная беседа по вопросам:

С какой, большой темой мы познакомились на прошлом уроке?

(Почвы)

Что вы узнали из этой темы?

(-Строение, состав, свойства почвы)

Повторим домашнее задание

Ребята 1-х парт работают по карточкам разного уровня карточкам разного уровня.

– Генетические горизонты почвы: Перегнойно-аккумулятивный, эллювиальный, иллювиальный.

Почвенный покров –совокупность почв данной местности.

Почвообразование– формирование почв под воздействием процессов.

Гумус– образуется при неполном разложении остатков растений.

Почва-зеркало ландшафта.

Почву защищают от эрозии растения.

Что является источником образования перегноя? (растительный опад)

Что такое жизненная форма? Какие жизненные формы вам известны?

Мы с вами повторили пройденный материал

Переходим к изучению нового

Тема нашего урока

Растительный мир России.

Цель: Выявить взаимосвязь и взаимозависимость растительности от почв, рельефа, климата(воды и температуры)

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по природным зонам.

Цель. В ходе этого путешествия мы познакомимся с растительным миром России, с сообществами природных зон.

Выполним практическую работу: Типы растительных сообществ

Из курса биологии вспомним, какие приспособления выработались у растений к местообитанию.

Широка и необъятна наша Родина. От Прибалтики до Сахалина, от южных гор и до северных морей раскинулись просторы нашей Родины. Природный растительный покров России очень разнообразен – от тундры на Крайнем Севере до пустыни у южных границ страны. Главная при­чина этого разнообразия – различия в климате отдельных районов.

На холодном, суровом, ветреном Севере мы находим приземистый ко­вер растений с господством мхов и лишайников, в средней полосе страны,, где климат теплее, распространены леса, еще южнее – там, где летом жарко; и очень мало влаги, могут существовать только сообщества степных и пус­тынных растений.

Для жизни растений важны многие климатические показатели: средне­годовая температура воздуха, средняя сумма осадков за год, продолжи­тельность теплого сезона года (вегетационный период). Особое значение для растений имеет абсолютный минимум температуры. Главные климати­ческие показатели объединяются в понятие «тип климата». Если районы отличаются по типу климата, то они обязательно имеют и различный при­родный растительный покров. На равнинах растительность меняется на большом пространстве, например, при движении с севера на юг на протя­жении нескольких сотен или даже тысяч километров. По ходу рассказа учитель вычерчивает на доске схему:

В России лучше всего зональность растительности выражена в европей­ской части: тундра, лес, степь, пустыня. Чтобы определить, в какой зоне мы находимся, нужно обратить внимание на растительность, которая преобла­дает на суглинистых ровных пространствах, расположенных вне речных долин, т. е. зональную растительность.

В одной зоне естественный растительный покров не однороден. В лесу можно встретить ельники-кисличники, ельники-черничники, березовые рощи, сосновые боры и т. д. Разнообразие растительных сообществ зависит в данном случае не от климата, а от поверхностных геологических отложе­ний. На песчаных отложениях растут сосновые боры, а на глинистых – елово-пихтовые леса.

Общение с природой жизненная необходимость. Ежедневно миллионы людей отправляются в ближние и дальние походы. Гуляют в лесах и парках, отдыхают на берегах озер и рек.

И мы с вами отправляемся в путешествие Увидите, вообразите растительный мир природной зоны. Пользуясь учебником, атласом, своими знаниями составьте отчет о своем путешествии Работаем в группах по 5 чел. На выполнение практической работы 5 минут.

Запишите число. Тему урока Новые слова

Биом-совокупность групп и среды обитания в определенной ландшаштно-геогафической зоне(тундре, лесах, аридной зоне)

Аридная зона-опустынивание

Биогеография-распространение живых организмов

Последний великий заповедник первозданной природы и самое холодное место на земле. Какая это зона?

Лист 1. Тундра

Прочитайте текст учебника (Б. : с. 102; Р. : с. 149). Ответьте на вопросы.

  1. Где в России преобладает тундровая растительность, покажите на карте южную границу тундры. (По карте атласа «Растительность»);
  2. Каковы условия формирования растительного сообщества тундры? Рассмотрите по гербарию виды растений тундры, назовите их и при отчете продемонстрируйте классу.

Какие приспособления имеют растения (листья, корни, однолетние, многолетние)?

Почему растения имеют небольшой рост, подушкообразные формы?

Почему у них мелкие листовые пластинки?

Почему преобладают многолетние растения?

7. Почему у растений разветвленная корневая система?

Лес словно терем расписной.

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной.

Стоит над светлою поляной.

Лист 2. Леса

1. Прочитайте текст учебника (Б. : с. 104; Р. : с. 150-151).

Какие типы растительности можно выделить в лесных сообществах?

(Темнохвойная тайга, сосновые боры, светлохвойная лиственничная

тайга Сибири, смешанный и широколиственный лес. )

Каковы условия формирования лесной растительности?

(Умеренный климат, холодная зима, теплое лето, избыточное увлажнение. )

Рассмотрите гербарий. Определите общие черты растений лесов, назовите их виды.

При отчете продемонстрируйте классу.

Какие приспособления имеют растения лесов.

Почему у ели корни идут вглубь, а у лиственницы распространены в поверхностном слое?

(Лиственница растет на мерзлотных почвах. )

Почему ствол кедрового стланика стелется, прижимаясь к земле?

(Ветры, дующие с Тихого океана, заставляют приникать к земле. )

Почему в самом суровом резкоконтинентальном климате Восточной Сибири, растет в лесах только лиственница?

Чем отличаются условия произрастания широколиственных лесов от условий хвойных лесов? (Широколиственные леса растут к югу от хвойных, где более мягкая зима. )

Какие породы относятся к светлохвойным?

Повсюду ковыль, по краям все туман, далеко, далеко от кургана курган.

Лист 3. Степи

1. Изучите текст учебника (Р. : с. 152; Б. : с. 104). На карте (Р. : рис. 70, с. 159; Б. : рис. 48, с. 103) определите ареал распространения степной растительности. (Юг Русской и Западно-Сибирской равнины. )

2. Каковы условия формирования растений степей? ут. = 0,9-0,8, не­достаточное увлажнение, очень теплое лето. )

3. Рассмотрите гербарные экземпляры степных растений.

4. Какие приспособления имеют растения степей к условиям среды? (Это травы с мощными корнями, с луковицами и корневищами, у не­которых очень тонкие листья – ковыль. )

5. Почему степи зеленеют лишь ранней весной? (Весной в почве есть достаточно влаги, весной цветут растения с коротким сроком ве­гетации, как правило, имеющие запас питательных веществ в луко­вицах и корневищах – это тюльпаны, ирисы, пионы и др. их называ­ют эфемерами. )

6. Почему в степях не растут деревья? (Им не хватает влаги. )

Здесь, в засушливых краях климат намного хуже. Лотом жара доходит до 50,солнце испаряет все запасы воды. Земля ссыхается. Однако для растений, которые приспособились к местности это нормальная жизнь.

Лист 4. Пустыни

1. Прочитайте текст учебника (Р. : с. 152; Б. : с. 104).

2. Найдите на карте растительности территорию, занятую пустынями и полупустынями. (Юго-восток Русской равнины, Прикаспийская низ­менность. )

3. Рассмотрите образцы гербария и определите приспособления расте­ний к условиям скудного увлажнения. (Длинные корни, мелкие ли­стья опушены или покрыты восковым налетом, отсутствие листь­ев, комочки. )

4. Назовите растения пустынного сообщества. (Верблюжья колючка, солянки, дерево саксаул, джузгун, рогач, полыни. )

5. Почему на саксауле за один год образуется несколько годовых ко­лец? (Образование колец связано с количеством дождливых дней. )

Какие пояса растительности можно встретить в Туве?

(По всей территории республики хорошо развиты 4 пояса растительности: степной, лесной, высокогорный, тундровый. )

Равновесие в природе не устойчиво, но очень важно для поддержания жизни.

Люди нарушают его, сдирая с земли зеленый покров.

Будущее живых существ будет находиться под угрозой до тех пор,

пока мы, люди не извлечем серьезных уроков,

не станем относиться с глубоким уважением к нашей планете.

В одном из уголков пустыни растет сосновая роща, ей 100 лет.

Поразительное зрелище!

Высоченные стволы крымской сосны.

Лесоводы с гордостью рассказывали, что деревья, словно насосы, регулируют уровень воды в речках и колодцах.

Лес сохраняет и переводит поверхностный водный сток внутрь почвы.

Упрятать воду поглубже, не дать ей испариться могут только деревья.

Снег в лесу сохраняется до лета.

Кто же создает в пустынях райские уголки?

(созидатели)

Кого же называют чудодеями, созидателями?

(Это люди, к-е сажают леса. Они обладают удивительным свойством ждать. )

А можно ли назвать созидателями уч-ся лицея?

(Да. Выращивают шиповник, сирень, спирею иволистную, тополь серебристый)

В Сиэтле на Международном конгрессе каждая страна должна была посадить в парке дружбы дерево своей страны.

Как вы думаете, какое дерево посадила делегация из России?

(лиственницу)

Почему?

Лиственница-порода будущего

Шкала светолюбивости

Эталон морозостойкости 60

Шкала зеленых скоростей

Долговечна

Переносит засуху

Живет 500 лет

Сегодня утром вы нарисовали и прикрепили на грудь эмблему своего любимого растения: у кого-то ель, у кого-то роза… А какое же растение самое любимое у большинства?

Сейчас мы посчитаем, эмблем с каким растением оказалось больше.

Итак, наше путешествие подходит к концу.

Если будут растения – будет кислород; будет кислород -будет вода; будет вода -будет хлеб, а объединятся растения, вода, земля, кислород -будет жизнь. Так давайте же будем беречь, охранять растения и любоваться ими. Да здравствуют растения.

Итог:

С какой темой познакомились?

Что узнали?

Что вам хотелось узнать еще:

Что вас больше всего заинтересовало:

Т. Б. Макаренко, МБОУ СОШ №95, Красноярск

Метки: География