Тема урока: Водные ресурсы. Охрана вод
Тема урока: Водные ресурсы. Охрана вод
Образовательная цель:
Определить хозяйственное значение внутренних вод, оценить водные ресурсы России, систематизировать знания о водных ресурсах России.
Развивающая:
Учить сравнивать, делать выводы, выделять главное.
Развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса. Формировать умение и навыки самостоятельного приобретения новых знаний, развивать знания о географических объектах, их распознавании и классификации. Активизировать речевую и мыслительную деятельность учащихся.
Воспитательная:
Экологическое воспитание.
Оборудование:
Карта России – физическая, атласы, схема – Водные ресурсы Таблица– Использование воды.
Уровень:Конструктивный(углубление и расширение темы).
Методы обучения:
Частично поисковый. Проблемный. Почему Енисей самая полноводная река Сибири?
Личностная значимость изучаемого для школьника:
Мы пьем пресную воду, ее на Земле всего 3%, значит надо использовать ее разумно.
Планируемые результаты:
Уч-ся узнают о влиянии деятельности человека на водные ресурсы, мерах по их охране.
Формы организации учебной деятельности:
Комбинированный урок.
Организация деятельности уч-ся:
Отвечают на вопросы по домашнему заданию, смотрят кинофильм, работают с текстом учебника, составляют схему и рассказывают по ней о положительном и отрицательном влиянии человека на водные ресурсы, выполняют практическую работу «Оценка водных ресурсов России».
Развитие умений уч-ся:
Анализировать информацию, составлять схему, выделять главное, использовать дополнительную информацию.
Приемы деятельности учителя:
Организация проверки домашнего задания, составление логико-структурной схемы внутренние воды– человек, эвристическая беседа.
Термины:
Водные ресурсы, водный кадастр, водопользование, водопотребление.
План:
1. Оргмомент.
Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде.
А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее значения и ее свойств.
Определите, о чем будет сегодня идти речь на уроке?
Тема нашего урока Водные ресурсы.
Но сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями. А для этого проведем маленький письменный опрос.
Перед вами карточки с заданием 3 варианта ответов.
Передайте работы с последних парт.
Молодцы ребята. Вспомнили материал по природоведению. Правильно ответили на вопросы.
Греческий философ и математик Фалес утверждал: «Все есть вода». Подчеркивая значение этой невзрачной жидкости. Девиз нашего урока: «Ты– сама жизнь». Запишите число. Тему урока. Водные ресурсы Цель: Выявить значение воды в жизни человека,
оценить водные ресурсы России.
В конце урока вы ответите на проблемный вопрос:
Почему Енисей самая полноводная река?
– Воды (поверхностные и подземные), которые человек использует в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве называют – Водными ресурсами.
Водные ресурсы– это один из наиболее важных видов ресурсов, без которых невозможно представить существование человеческого общества и которые ничем нельзя заменить.
Реки имеют большое хозяйственное значение:
Водные ресурсы
Снабжают водой население
Потребности человека в чистой воде непрерывно возрастают.
На ежедневные нужды человек потребляет 300-400 л воды, а в год около 110-150 м3 воды.
Реки источники энергии
На реках построены тысячи гидроэлектростанций. . Гидротехнические сооружения дают не только дешевую энергию. С постройкой плотин улучшается судоходство.
промышленности и
сельском хозяйстве
Большое количество воды расходуется в с\х
на орошение полей.
Водные пути сообщения
Вода рек– это дешевые водные пути, главная водная артерия России, ее голубая дорога. Идет по реке лес с верховий, плывут катера и теплоходы с грузами, с пассажирами.
Через бурные, пенные речные пороги, меж крупных берегов с мая и до октября водят белоснежные теплоходы опытные капитаны– речники. И все больше с каждой навигацией, с каждым годом осваиваются широкие просторы и богатые недра России.
Водопользование– это использование воды без изъятия ее с источника
Рыбное хозяйство
Гидроэнергетика
Речной транспорт
Купание в реке
Рыбалка на берегу с удочкой
водопотребление(изъятие воды)
Промышленность. Сельское хозяйство Коммунальное хозяйство
В промышленности:
Для производства 1 тонны сахара расходуется 100 м3 воды, 1 т бумаги – 900 м\ 1 т резины – 1500 м3. Крупный металлургический комбинат потребляет в сутки около 1 млн, м3 воды.
Россия богата водными ресурсами. По запасам пресных вод занимает 1 место в мире.
Малых рек длинной до 100 км. –150 тыс. , средних и больших 4103 В России около 3 млн. рек, речек, ручьев, каналов, водотоков общей протяженностью 10 млн. км.
Основные запасы пресных вод сосредоточены в озерах, водохранилищах, ледниках и подземных водах. Поскольку возобновление этих вод идет очень медленно (в ледниках вода задерживается на несколько веков), то их называют вековыми запасами.
Человек использует в основном речную воду.
Большая часть водных ресурсов сосредоточено в бассейнах Северного Ледовитого, Тихого океанов. Северо-запад Русской равнины – озерный край, очень хорошо обеспечен водой.
Дефицит водных ресурсов проявляется на территории бассейна Черного, Каспийского, Балтийского морей. Юго-восток Русской равнины. Среднерусская возвышенность, Урал испытывают недостаток воды. На Урале водная проблема стоит очень остро, т. к. реки Урала маловодны.
В южных районах (земледельческих) России дефицит воды, . к. большая часть воды идет на орошение. На каждого жителя Русской равнины (Европейской части России) приходится 8500 м3 воды в год, а на одного жителя Сибири – 100000 м3 в год, т. е. в 2 раз больше. потребности для городов и многочисленных предприятий в воде очень большие.
1) Водный кадастр.
Для оценки водных ресурсов создан водный кадастр – свод сведений о водных ресурсах России. Он обобщает материалы гидрологических наблюдений и исследований.
В кадастре указано и распределение вод на территории нашей страны, и сезонное распределение многоводных рек. Реки России полноводны весной.
Потребность в воде наибольшая на территории страны ощущается летом. Чтобы обеспечить потребности в воде, СОЗДАЮТСЯ пруды и водохранилища.
В России создано 1200 водохранилищ.
Водохранилище
Братское Ангара 169км
Усть-Илимское Ангара 59км
Богучанское Ангара 58км
Куйбышевское Волга 58км
Зейское Зея 68км
Красноярское Енисей 73км
Енисей! он и в Сибири тот же,
Непокорный, яростный, как здесь,
Где на каменных порогах Тоджи
Он ревет и скачет в пене весь.
Уж на что казалось бы Саяны стали непреклонно впереди
Он и здесь пробился к океану, не свернул со своего пути
В горных склонах, скалах исполинских
Енисей раздвинул берега
И его назвали по тувински Улуг– Хем – великая река
Нашу Республику не напрасно называют краем голубых рек и озер.
Послушайте сообщение о великой транспортной артерии Сибири.
Енисей-это великая транспортная артерия по которой неиссякаемо в неисчислимом количестве плывут с юга на север грузы и в первую очередь лес. Из огромного международного порта Игарка уходят суда, груженые сосной, лиственницей, елью, кедром, во все части земного шара.
Енисей-батюшка служит всему человечеству. Откуда же берет он свое начало? С малых и маленьких Енисеев – Хемов, пересчитать которые очень трудно. Еще труднее обойти все Хемы. Балыктыг-Хем, Кызыл –Хем, Тоора –Хем, Баш –Хем, Каа –Хем, Улуг –Хем.
Хем– по тувински река. Сколько же их здесь, этих Енисеев? 20-30, а может быть все 40?Трудно сказать: уж очень много в Саянах Тувы рек и речек, в названии которых присутствует слово «Хем». Сливаясь в единый мощный поток, они образуют величайшую реку Сибири, почтительно именуемую Енисеем – батюшкой. Реки Тувы имеют большое хозяйственное значение: снабжают водой население и промышленные предприятия, используются для орошения и обводнения сельскохозяйственных угодий, служат путями сообщения и лесосплава, источниками электроэнергии. Реки богаты рыбой и пригодны для спортивного рыболовства. По берегам рек в живописных местах располагаются туристские базы, пионерские лагеря, дома отдыха.
Соответствует ли действительности на сегодняшний день мнение, что у нас в Республике Тыва самые чистые реки в стране?
Нет, далеко не соответствует. Да, действительно все острее встает вопрос о защите рек Тувы от загрязнения и истощения. Водные объекты республики Тыва по данным ежедневника Красноярск энерго за прошлый год соответствует третьему классу – умеренно загрязненные. Очистные сооружения г. Кызыла сданные в эксплуатацию в1987 году работают не эффективно. Ряд предприятий города сбрасывают сточные воды в городскую сеть без очистки.
Человек влияет на водные ресурсы
Приведите примеры ухудшения качества воды.
а) Сплав древесины (молевой) – часть древесины, намокая, тонет, гниет, загрязняя воду ядовитыми веществами.
б) Загрязняет воду и водохранилище, в котором замедлена скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода теряет способность самоочищаться. Кроме этого, водохранилище приводит к заболачиванию окрестностей, т. к. происходит подъем уровня грунтовых вод. Происходит затопление пойменных земель, обладающих наибольшим плодородием. На дне водохранилищ остаются деревни, и даже города.
Как сохранить воду чистой для нас и будущих поколений россиян?
1) Строить очистные сооружения, а многие очистные сооружения реконструировать.
2) Совершенствовать технологию производства на предприятиях. Например, ввести оборотную систему водоснабжения. Отработанные воды очищаются и снова используются на этом же предприятии.
3) Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику.
Как влияет на водные ресурсы деятельность человека?
Приведите положительные и отрицательные примеры.
Практическая работа
«Оценка водных ресурсов России». На выполнение практической работы 7 минут.
Амур Лена Обь Иртыш Волга Енисей |
реки |
бассейн | |
Биологические ресурсы | |
Хоз. использование. Экологические проблемы. |
Стихийные явленияВода может приносить человеку много бедствий.
Это стихийные явления: наводнения, цунами, снегопады, сели, лавины, наледи, гололед, ливни. 40% всех стихийных бедствии приходится на наводнения. –
Вашему вниманию фрагмент к\ф.
На каких реках чаще бывают наводнения? Почему? {На реках Северного стока. Весной в верховьях рек находящихся южнее низовьев, уже ледоход и половодье, а в низовьях лед еще не ушел. В результате образуются ледяные заторы, плотины, выше которых поднимается уровень воды, и река выходит из берегов. )Особенно часто наводнения случаются на участках рек с низкими берегами (Обь, Лена).
Признавая особое значение воды в жизни человечества Генеральная ассамблея ООН
Учредила в 1992 году Международный день воды. С1994 г. этот день во всем мире отмечается ежегодно по инициативе Международной ассоциации водопольователь. Согласно Всеобщей Декларации прав человека, право на чистую вод и на информацию о ее качестве– одно из прав человека, защищающих его жизнь и здоровье.
IV. Закрепление
– Что такое водные ресурсы? Что такое водный кадастр?
– Чем отличается водопользование от водопотребления?–
– Какие районы России испытывают дефицит воды. Почему?–
– Какие отрицательные последствия имеют водохранилища?–
– На каких реках чаще всего бывают наводнения? Почему?
– Что такое сели? Где они бывают?–
– Что такое цунами?
– Как сохранить водные ресурсы?–
– Покажите крупные реки Сибири. –
– Какая река является самой полноводной в России? (Енисей. )–
– Реки России полноводны весной. Почему? (Смешанное питание с преобладанием снегового. )–
– В чем различие между прудами и водохранилищами? (Водохранилища гораздо крупнее прудов по площади и запасай воды, они создаются на крупных реках. )–
– К бассейнам каких океанов относится реки России?
Д/З: 1. 14, работа на к. к нанести ГЭС, водохранилища.
2. Составить кроссворд «Водные ресурсы»
3. Составит рассказ о стихийных бедствиях в Туве.
Вывод: Россия богата водными ресурсами, но размещены они не равномерно. Для сохранения водных ресурсов необходимо реконструировать очистные сооружения, экономить потребление воды
Т. Б. Макаренко, МБОУ СОШ №95, Красноярск
Метки: География