Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: Водные ресурсы. Охрана вод

Тема урока: Водные ресурсы. Охрана вод

Образовательная цель:

Определить хозяйственное значение внутренних вод, оценить водные ресурсы России, систематизировать знания о водных ресурсах России.

Развивающая:

Учить сравнивать, делать выводы, выделять главное.

Развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса. Формировать умение и навыки самостоятельного приобретения новых знаний, развивать знания о географических объектах, их распознавании и классификации. Активизировать речевую и мыслительную деятельность учащихся.

Воспитательная:

Экологическое воспитание.

Оборудование:

Карта России – физическая, атласы, схема – Водные ресурсы Таблица– Использование воды.

Уровень:Конструктивный(углубление и расширение темы).

Методы обучения:

Частично поисковый. Проблемный. Почему Енисей самая полноводная река Сибири?

Личностная значимость изучаемого для школьника:

Мы пьем пресную воду, ее на Земле всего 3%, значит надо использовать ее разумно.

Планируемые результаты:

Уч-ся узнают о влиянии деятельности человека на водные ресурсы, мерах по их охране.

Формы организации учебной деятельности:

Комбинированный урок.

Организация деятельности уч-ся:

Отвечают на вопросы по домашнему заданию, смотрят кинофильм, работают с текстом учебника, составляют схему и рассказывают по ней о положительном и отрицательном влиянии человека на водные ресурсы, выполняют практическую работу «Оценка водных ресурсов России».

Развитие умений уч-ся:

Анализировать информацию, составлять схему, выделять главное, использовать дополнительную информацию.

Приемы деятельности учителя:

Организация проверки домашнего задания, составление логико-структурной схемы внутренние воды– человек, эвристическая беседа.

Термины:

Водные ресурсы, водный кадастр, водопользование, водопотребление.

План:

1. Оргмомент.

Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде.

А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее значения и ее свойств.

Определите, о чем будет сегодня идти речь на уроке?

Тема нашего урока Водные ресурсы.

Но сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями. А для этого проведем маленький письменный опрос.

Перед вами карточки с заданием 3 варианта ответов.

Передайте работы с последних парт.

Молодцы ребята. Вспомнили материал по природоведению. Правильно ответили на вопросы.

Греческий философ и математик Фалес утверждал: «Все есть вода». Подчеркивая значение этой невзрачной жидкости. Девиз нашего урока: «Ты– сама жизнь». Запишите число. Тему урока. Водные ресурсы Цель: Выявить значение воды в жизни человека,

оценить водные ресурсы России.

В конце урока вы ответите на проблемный вопрос:

Почему Енисей самая полноводная река?

– Воды (поверхностные и подземные), которые человек использует в быту, в промышленности, в сельском хозяйст­ве называют Водными ресурсами.

Водные ресурсы– это один из наиболее важных видов ресурсов, без которых невозможно представить существование человеческого общества и которые ничем нельзя заменить.

Реки имеют большое хозяйственное значение:

Водные ресурсы

Снабжают водой население

Потребности человека в чистой воде непрерывно возрастают.

На ежедневные нужды человек потребляет 300-400 л воды, а в год около 110-150 м3 воды.

Реки источники энергии

На реках построены тысячи гидроэлектростанций. . Гидротехнические сооружения дают не только дешевую энергию. С постройкой плотин улучшается судоходство.

промышлен­ности и

сельском хозяйстве

Большое количество воды расходуется в с\х

на орошение полей.

Водные пути сообщения

Вода рек– это дешевые водные пути, главная водная артерия России, ее голубая дорога. Идет по реке лес с верховий, плывут катера и теплоходы с грузами, с пассажирами.

Через бурные, пенные речные пороги, меж крупных берегов с мая и до октября водят белоснежные теплоходы опытные капитаны– речники. И все больше с каждой навигацией, с каждым годом осваиваются широкие просторы и богатые недра России.

Водопользование– это использование воды без изъятия ее с источника

Рыбное хозяйство

Гидроэнергетика

Речной транспорт

Купание в реке

Рыбалка на берегу с удочкой

водопотребление(изъятие воды)

Промышленность. Сельское хозяйство Коммунальное хозяйство

В промышленности:

Для производства 1 тонны сахара расходуется 100 м3 воды, 1 т бумаги – 900 м\ 1 т резины – 1500 м3. Крупный ме­таллургический комбинат потребляет в сутки около 1 млн, м3 воды.

Россия богата водными ресурсами. По запасам пресных вод занимает 1 место в мире.

Малых рек длинной до 100 км. –150 тыс. , средних и больших 4103 В России около 3 млн. рек, речек, ручьев, каналов, водотоков общей протяженностью 10 млн. км.

Основные запасы пресных вод сосредоточены в озерах, водохранилищах, ледниках и подземных водах. Поскольку возобновление этих вод идет очень медленно (в ледниках вода задерживается на несколько веков), то их называют вековыми запасами.

Человек использует в основном речную воду.

Большая часть водных ресурсов сосредоточено в бассейнах Северного Ледовитого, Тихого океанов. Северо-запад Русской равнины – озерный край, очень хорошо обеспечен водой.

Дефицит водных ресурсов проявляется на территории бассейна Черного, Каспийского, Балтийского морей. Юго-восток Русской равнины. Среднерусская возвышенность, Урал испытывают недостаток воды. На Урале водная проблема стоит очень остро, т. к. реки Урала маловодны.

В южных районах (земледельческих) России дефицит воды, . к. большая часть воды идет на орошение. На каждого жителя Русской равнины (Европейской части России) приходится 8500 м3 воды в год, а на одного жителя Сибири – 100000 м3 в год, т. е. в 2 раз больше. потребности для городов и многочисленных предприятий в воде очень большие.

1) Водный кадастр.

Для оценки водных ресурсов создан водный кадастр – свод сведений о водных ресурсах России. Он обобщает материалы гидрологических наблю­дений и исследований.

В кадастре указано и распределение вод на территории нашей страны, и сезонное распределение многоводных рек. Реки России полноводны весной.

Потребность в воде наибольшая на территории страны ощущается летом. Чтобы обеспечить потребности в воде, СОЗДАЮТСЯ пруды и водохранилища.

В России создано 1200 водохранилищ.

Водохранилище

Братское Ангара 169км

Усть-Илимское Ангара 59км

Богучанское Ангара 58км

Куйбышевское Волга 58км

Зейское Зея 68км

Красноярское Енисей 73км

Енисей! он и в Сибири тот же,

Непокорный, яростный, как здесь,

Где на каменных порогах Тоджи

Он ревет и скачет в пене весь.

Уж на что казалось бы Саяны стали непреклонно впереди

Он и здесь пробился к океану, не свернул со своего пути

В горных склонах, скалах исполинских

Енисей раздвинул берега

И его назвали по тувински Улуг– Хем – великая река

Нашу Республику не напрасно называют краем голубых рек и озер.

Послушайте сообщение о великой транспортной артерии Сибири.

Енисей-это великая транспортная артерия по которой неиссякаемо в неисчислимом количестве плывут с юга на север грузы и в первую очередь лес. Из огромного международного порта Игарка уходят суда, груженые сосной, лиственницей, елью, кедром, во все части земного шара.

Енисей-батюшка служит всему человечеству. Откуда же берет он свое начало? С малых и маленьких Енисеев – Хемов, пересчитать которые очень трудно. Еще труднее обойти все Хемы. Балыктыг-Хем, Кызыл –Хем, Тоора –Хем, Баш –Хем, Каа –Хем, Улуг –Хем.

Хем– по тувински река. Сколько же их здесь, этих Енисеев? 20-30, а может быть все 40?Трудно сказать: уж очень много в Саянах Тувы рек и речек, в названии которых присутствует слово «Хем». Сливаясь в единый мощный поток, они образуют величайшую реку Сибири, почтительно именуемую Енисеем – батюшкой. Реки Тувы имеют большое хозяйственное значение: снаб­жают водой население и промышленные предприятия, использу­ются для орошения и обводнения сельскохозяйственных угодий, служат путями сообщения и лесосплава, источниками электро­энергии. Реки богаты рыбой и пригодны для спортивного рыболовства. По берегам рек в живописных местах располага­ются туристские базы, пионерские лагеря, дома отдыха.

Соответствует ли действительности на сегодняшний день мнение, что у нас в Республике Тыва самые чистые реки в стране?

Нет, далеко не соответствует. Да, действительно все острее встает вопрос о защите рек Тувы от загрязнения и истощения. Водные объекты республики Тыва по данным ежедневника Красноярск энерго за прошлый год соответствует третьему классу – умеренно загрязненные. Очистные сооружения г. Кызыла сданные в эксплуатацию в1987 году работают не эффективно. Ряд предприятий города сбрасывают сточные воды в городскую сеть без очистки.

Человек влияет на водные ресурсы

Приведите примеры ухудшения качества воды.

а) Сплав древесины (молевой) – часть древесины, намокая, тонет, гни­ет, загрязняя воду ядовитыми веществами.

б) Загрязняет воду и водохранилище, в котором замедлена скорость те­чения воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода те­ряет способность самоочищаться. Кроме этого, водохранилище приводит к заболачиванию окрестностей, т. к. происходит подъем уровня грунтовых вод. Происходит затопление пойменных земель, обла­дающих наибольшим плодородием. На дне водохранилищ остаются деревни, и даже города.

Как сохранить воду чистой для нас и будущих поколений россиян?

1) Строить очистные сооружения, а многие очистные сооружения ре­конструировать.

2) Совершенствовать технологию производства на предприятиях. На­пример, ввести оборотную систему водоснабжения. Отработанные воды очищаются и снова используются на этом же предприятии.

3) Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику.

Как влияет на водные ресурсы деятельность человека?

Приведите положительные и отрицательные примеры.

Практическая работа

«Оценка водных ресурсов России». На выполнение практической работы 7 минут.

Амур

Лена

Обь

Иртыш

Волга

Енисей

реки

бассейн

Биологические ресурсы

Хоз. использова­ние. Экологиче­ские проблемы.

Стихийные явленияВода может приносить человеку много бедствий.

Это стихийные явле­ния: наводнения, цунами, снегопады, сели, лавины, наледи, гололед, ливни. 40% всех стихийных бедствии приходится на наводнения.

Вашему вниманию фрагмент к\ф.

На каких реках чаще бывают наводнения? Почему? {На реках Север­ного стока. Весной в верховьях рек находящихся южнее низовьев, уже ледоход и половодье, а в низовьях лед еще не ушел. В результате образуются ледяные заторы, плотины, выше которых поднимается уровень воды, и река выходит из берегов. )Особенно часто наводнения случаются на участках рек с низкими бере­гами (Обь, Лена).

Признавая особое значение воды в жизни человечества Генеральная ассамблея ООН

Учредила в 1992 году Международный день воды. С1994 г. этот день во всем мире отмечается ежегодно по инициативе Международной ассоциации водопольователь. Согласно Всеобщей Декларации прав человека, право на чистую вод и на информацию о ее качестве– одно из прав человека, защищающих его жизнь и здоровье.

IV. Закрепление

– Что такое водные ресурсы? Что такое водный кадастр?

– Чем отличается водопользование от водопотребления?–

– Какие районы России испытывают дефицит воды. Почему?–

– Какие отрицательные последствия имеют водохранилища?–

– На каких реках чаще всего бывают наводнения? Почему?

– Что такое сели? Где они бывают?–

– Что такое цунами?

– Как сохранить водные ресурсы?–

– Покажите крупные реки Сибири. –

– Какая река является самой полноводной в России? (Енисей. )

– Реки России полноводны весной. Почему? (Смешанное питание с преобладанием снегового. )

– В чем различие между прудами и водохранилищами? (Водохранили­ща гораздо крупнее прудов по площади и запасай воды, они созда­ются на крупных реках. )

– К бассейнам каких океанов относится реки России?

Д/З: 1. 14, работа на к. к нанести ГЭС, водохранилища.

2. Составить кроссворд «Водные ресурсы»

3. Составит рассказ о стихийных бедствиях в Туве.

Вывод: Россия богата водными ресурсами, но размещены они не равномерно. Для сохранения водных ресурсов необходимо реконструировать очистные сооружения, экономить потребление воды

Т. Б. Макаренко, МБОУ СОШ №95, Красноярск

Метки: География