Урок практикум «Разнообразие температурных условий на Земле», 6 класс
Урок практикум «Разнообразие температурных условий на Земле», 6 класс
Цель урока:
Сформировать представление о разнообразии температурных условий на Земле. Развить умение составлять график изменения температуры в течение месяца.
Оборудование:
Демонстрационная таблица «Пояса освещенности Земли», карта «Климатические пояса Земли», календари погоды.
Ход урока
1. Оранизационный момент.
2. Опрос.
Задания на проверку знаний
– Почему прорастание семян у разных растений происходит при разных температурах?
– Какое значение имеет промораживание семян растений?
– У каких растений цветение может прерываться зимними холодам?
Задания на знания закономерностей
– В какие часы наблюдается самая высокая температура? Ответ поясните.
– Самый теплый месяц в году в умеренных широтах июль, а Солнце выше всего над горизонтом в июне. Почему не июль самый теплый месяц?
3. Изучение нового материала
На доске: Вспомните! Экватор
– Солнечные лучи, поглощенные поверхностью почвы, растительностью, водной поверхностью, различными предметам, нагревают их. Нагретые солнцем они излучают тепло которое поступает в воздух. Часть тепла уходит в космическое пространство, а часть задерживается атмосферой.
Найдите на таблице наиболее освещенные места земной поверхности (
Наимение освещенные места земной поверхности (
Разнообразие температурных условий на Земле создает разнообразные условия для роста растений. От температурных условий зависит продолжительность периода активного роста растений. Этот период называют вегетационным.
Выпишите в тетрадь определение вегетационного периода.
Длительность вегетационного периода каждого растения зависит от того в каком климатическом поясе оно обитает.
Откроем атласы и поработаем с картой климатических поясов.
- тропические пояса – в течение всего года много тепла и влаги вегетационный период длится круглый год.
- умеренные пояса – вегетативный период продолжается от весны до осени.
- полярный пояс – северного полушария, в тундре вегетационный период длится 1. 5-2 месяца.
– В пределах каждого пояса велико разнообразие местных температурных условий. Почему?
– Ответ на вопрос вы сможете найти в учебнике (с48). (Более темные почвы нагреваются сильнее, чем светлые. Склоны, обращенные к югу, всегда теплее. В тенистых лесах всегда, прохладнее чем на соседних открытых пространствах, а зимой наоборот)
На Земле есть очень холодные и очень жаркие места. Полюс холода северного полушария -Верхоянск и Оймякон здесь отмечалась температура-71,2 С
Приступаем к выполнению практической работы
4. Практическая работа Определение среднегодовой и среднесе-зонных температур своей местности и растений, приспособленных к ним. (Среднегодовые и среднесезонные температуры определяются по дневникам наблюдений. С помощью учителя по справочникам определяются сельскохозяйственные растения, наиболее приспособленные к выращиванию в своей местности. )
1. Вычислите среднегодовую температуру воздуха по данным:
Январь: – 10 Июль: +22
Февраль: – 8 Август+20
Март: 0 Сентябрь: +10
Апрель: +5 Октябрь: +4
Май: +12 Ноябрь: 0
Июнь: +20 Декабрь: -5
2. Вычислить среднесезонную температуру (вегетационную) по данным
Март: 0 |
Апрель: +5 |
Май: +12 |
Июнь: +20 |
Июль: +22 |
Август: +20 |
Сентябрь: +10 |
Октябрь: +4 |
Ноябрь: 0 |
3. Определить по фенологическим картам сельскохозяйственные растения, наиболее приспособленные к выращиванию в своей местности. Агроклиматический район I
Тетради сдаются. Благодарю за работу.
5. Домашнее задание
Параграф 10, стр. 28-30
С. А. Астахова, МБОУ "Скороднянская СОШ", Губкинский район, Белгородская область
Метки: География