Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: «Особенности развития хозяйства России». 9 класс

Тема урока: «Особенности развития хозяйства России». 9 класс

Дебаты по теме: «Хорошо, что хозяйство России развивается по рыночной системе».

Место урока в теме: урок усвоения нового учебного материала.

Цели урока:

а) познакомить учащихся с историей и особенностями развития командной системы и рыночной системы экономики России.

б) формирование ключевых компетенций:

• информационной (умение собирать и структурировать необходимую информацию),

• учебно-познавательной (умение организации целеполагания, анализа, рефлексии),

• коммуникативной (опыт публичного выступления, ведение спора, совместной работы).

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап.

Организационный

Организует учащихся на подготовку домашнего задания. Учащиеся готовят материал по теме «Командная и рыночная система ведения хозяйства» (использование Интернет-ресурсов)

Учащиеся должны определить главные особенности командной экономики и рыночной экономики.

2 этап.

Проверка домашнего задания

Организация работы в классе с понятиями: «командная экономика», «рыночная экономика»

Выделяют общее в найденных понятиях

3 этап.

Групповая работа

Объединение класса в группы, определение задач: изготовление кластеров «типы ведения хозяйства», «положительные и негативные стороны командной экономики», «положительные и негативные стороны рыночной экономики»

1 группа делает кластер «типы ведения хозяйства и черты, присущие каждой из них»,

2 группа – « положительные и негативные стороны командной экономики»,

3 группа – «положительные и негативные стороны рыночной экономики»

4 этап.

Презентация результатов работы

Организация представления кластеров

Представление группами кластеров по предложенным проблемам

5 этап.

Организационный

этап

Вместе с классом определяет исходный тезис дебатов Хорошо, что хозяйство России развивается по рыночной системе».

Определение ролей.

Назначение тайм-кипера.

Объединяются в группы:

группа утверждения и группа отрицания, а затем каждая группа объединяется по аспектам: социально-экономический и психологический.

6 этап.

Групповая работа

Координатор

Работают с предложенными учителем, а также с подготовленными самими материалами. На листе бумаги образно выражают аргументы.

7 этап.

Индивидуальные выступления

Ведущий

Выступают. Высказывают свои мнения. Обсуждают. Задают вопросы. Тайм-кипер следит за временем.

8 этап.

Итоги

Ведущий

Учащиеся по желанию либо пишут мини-эссе по данной теме, либо выражают своё мнение, используя приём «ПОПС».

П – ПОЗИЦИЯ (в чем заключается ваша точка зрения).

О – ОБОСНОВАНИЕ

(на чём вы обосновываетесь, довод в поддержку вашей позиции)

П – ПРИМЕР (факты,

иллюстрирующие ваш довод)

С – СЛЕДСТВИЕ (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции).

Желающие зачитывают свои работы.

  1. Достижение цели.

Цели урока были достигнуты:

  • Практически все учащиеся сумели собрать информацию об особенностях командной и рыночной системы ведения хозяйства, о положительных и отрицательных сторонах каждой из них.
  • При подготовке кластеров и формировании аргументов к своей позиции учащиеся сумели структурировать информацию.
  • При формулировании темы дебатов ребята анализировали информацию.
  • При подготовке выступлений и подборе аргументов учащиеся ставили цель, планировали и анализировали свою деятельность.
  • При восприятии позиции противоположной стороны ребята анализировали информацию.
  • В ходе работы с информацией и подготовки образного выражения аргументов ребята приобретали опыт работы в группе.
  • В процессе написания эссе по теме или подведения итогов с использованием приёма «ПОПС» были показаны рефлексивные умения, также было показано, что знания об особенностях развития хозяйства России, о проблемах современного хозяйства России были в основном усвоены.
  • В процессе дебатов ученики осознали, что в каждой системе ведения хозяйства существуют положительные и отрицательные стороны.

Однако следует отметить, что цель организации среды, способствующей формированию коммуникативной компетенции, была достигнута частично, т. к. не все учащиеся выступили публично, не все учащиеся смогли аргументировать свою точку зрения.

Дополнительные материалы к уроку

МАТЕРИАЛ №1

Командная экономика – форма экономической организации, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством. Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием. Командная экономика характеризуется высоким уровнем централизации функций руководства экономикой и применением директивных методов управления. Такой тип экономики главенствовал в СССР.

Признаки командной экономики:

Ø государство жестко регулирует производство, обмен, распределение продукции;

Ø используются административные методы приказов, товаропроизводственных требований;

Ø устанавливаются четкие планы по производству той или иной продукции, оказанию услуг;

Ø низкое качество произведенной продукции;

Ø государство полностью регулирует экономику.

Несмотря на наличие хронического дефицита, т. е. нехватки ресурсов, командная экономика, тем не менее, характеризовалась внутренней стабильностью и способностью к самовоспроизводству. Парадоксально, но дефицит тоже может быть нормальным состоянием системы, когда его уровень стабилизируется на определенном уровне и экономические агенты приспосабливаются к этому уровню. В этом случае речь идет о нормальном дефиците. Аналогичным образом Я. Корнай говорит о нормальной длине очереди, нормальных запасах ресурсов и готовой продукции, нормальной напряженности плана и т. д. Иными словами, не только всеобщее равновесие по Вальрасу может описывать устойчивое состояние экономической системы, система способна стабилизироваться даже в неравновесном состоянии, если последнее нормально.

Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос, как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

Материал 3

рыночная экономическая система

Основные особенности рыночной экономики:

Ø Опора на рыночную систему;

Ø Ограниченная роль государства;

Ø Конкуренция;

Ø Многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной, общинной);

Ø Полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя – товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;

Ø Свободный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции;

Ø Неэквивалентная физическому и умственному труду система распределения благ общества;

Ø Ориентированный на покупателя рынок;

Ø Появление теневой экономики

Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения.

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

Производитель стремится производить (ЧТО?) ту продукцию, которая удовлетворяет потребности покупателя и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК?" производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими издержками, чем его конкурент, с тем, чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.

Вопрос "ДЛЯ КОГО?" решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

С. Н. Клочкова, ГБОУ СОШ № 707, г. Москва

Метки: География