Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема : Растительный и животный мир России. 8 класс

Тема : Растительный и животный мир России. 8 класс

Цель: рассмотреть типы растительности, расширить знания учащихся о животном мире.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • познакомить с географическим положением природных зон России;
    • познакомить с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного;
    • сформировать у учащихся представление о роли и значимости природных зон в жизни человека.
  • Развивающие:
    • Закрепить умения работать на контурных картах
    • развивать умение работать с учебником, картой, атласом.
  • Воспитательные:
  • развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Методы и приемы:

  • словесный (рассказ учителя, беседа);
  • наглядный (компьютерный);
  • частично-поисковый и исследовательский);
  • работа в группах.

Тип урока: изучение нового материала

Ресурсы урока: карточки для проверки домашнего задания, текст для составления схемы, рабочие тексты для заполнения таблицы «Знал. Узнал. Хочу узнать», таблица для мозаики, жетоны ( красный, синий, зеленый), гербарии, задания для работы в группах, презентация , видеосюжет «Растительный и животный мир России», контурные карты, атласы, карта растительности и животного мира России, таблицы для видеоряда.

№ этапа урока

Содержание урока

время

№ слайд

Значение применяемых технологий

1

Организационный момент.

1. Приветствие класса.

2. Упражнение на формирование наблюдательности, внимания. Тренирующий берет несколько таблиц из 25 клеток (5*5), в которой в случайном порядке нанесены числа от 1 до 25. Требуется отыскивать по порядку эти числа, начиная с 1, до 25. (Приложение 1)

1 мин

Таблицы Шульте используются для оценки степени устойчивости внимания, позволяет дать оценку концентрации внимания.

2

Проверка домашнего задания.

1. Карточки с заданием помещаются сбоку на парту, выполняют те ученики, которым достались эта карточки. (Приложение 2)

2. Вопросы для фронтальной беседы:

1. Что называется почвой? Верхний плодородный слой земли

2. Назовите почвообразующие факторы? Горные породы, растительность, животный мир, климат, грунтовые воды, деятельность человека, рельеф, время

3. Какова роль микроорганизмов , содержащихся в почве? Способствуют разложению остатков растений и животных

4. Какую почву В. В. Докучаев назвал «царем почв»? чернозем, самая плодородная почва

5. Что такое почвенные горизонты? Это почвенные слои в вертикальном разрезе почвы, связанные между собой

6. Как различают почвы по механическому составу? Пески, супеси, суглинки, глины

7. Какое значение имеет механический состав почвы? Оказывает влияние на содержание в почве влаги, воздуха, песчаные почвы быстро высыхают, глинистые удерживают влагу, но в них мало воздуха.

3. записываем домашнее задание в дневник : п. 18 творческое задание 5 стр. 112.

7мин

Развитие устной речи

3

Изучение новой темы:

1. Стихотворение Никулиной «Русский лес» (Приложение 3)

2. Просмотр видеосюжета.

2. Цель урока: рассмотреть типы растительности, расширить знания учащихся о животном мире

3. Записываем тему урока в тетради.

3мин

Положительная мотивация

Целеполагание

4

2 блока урока :

Растительный мир животный мир

1. Знакомство с растительным миром России. ( карта атласа Растительность России)

Учитель : Растительность – один из важнейших компонентов природы. По растительности мы узнаем природную зону, растительность определяет лицо ландшафта. Растения – важный фактор почвообразования. Растения защищают почву от эрозии, поддерживают уровень грунтовых вод, формируют состав атмосферы, дают человеку и животным пищу. Растения существуют не изолированно , а в растительных сообществах. Обратим внимание на видеоряд «Растительные сообщества».

Растительный покров очень разнообразен.

Вопрос : Как вы думаете в чем причина разнообразия растительного покрова ? Ответ: различия в климате отдельных территорий.

Учитель: Для жизни растений очень важны климатические показатели : темп воздуха, сама осадков за год, продолжительность теплого сезона. Определим, какие факторы влияют на растительность. Учащиеся из предложенных на доске понятий выбирают необходимые и формируют на доске схему с помощью учителя. ( Приложение 4 )

Видеоряд

4 мин

Постанова проблемы

Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости

Ситуация выбора

Двигательная активность

5

Работа в группах.

1. Класс делится на группы, для знакомства с различными видами растительных сообществ.

Каждая группа получает жетон ( заранее разложить на столы), по которому определяется задание.

«Синий» – тундра

«зеленый» – тайга

«красный» – смешанные и широколиственные леса

«коричневый» – степь

«желтый» – пустыня

Каждая группа получает задание ( приложение 5)

2. Знакомство с результатами работы.

3. Учитель подводит итог работы.

5мин

Активные методы обучения, смена видов деятельности, формирование умений работать в коллективе

7

Закрепление 1 этапа изучения новой темы

• Почему растительный мир России разнообразен?

Разнообразен климат, горные породы, почвы, рельеф

• Какое растительное сообщество занимает самую большую площадь?

Лесное

• Какие приспособления имеют растения пустынь?

Длинные корни, листья заменены на колючки

• Какая порода дерева самая распространенная в России?

Лиственница

3 мин

Слайды 3-4

Использование ИКТ

8

ФИЗКУЛЬТПАУЗА

1мин

Предупреждение утомляемости

9

Учитель : Животный мир по разнообразию богаче растительного. В России до 130 тыс. видов животных , а высших растений всего 18 тыс. видов. В животном мире наиболее многочисленны насекомые. Состав и облик животного мира от климата, рельефа, геологии. Животные являются частью растительного природного сообщества, в котором они связаны пищевой цепью с растениями. Рассмотрим рис. учебника на стр. 109. Обратить внимание на промысловых животных. Рассмотрим видеоряд с представителями животного мира.

2 мин.

Постановка проблемы

10

Знакомство с животным миром России : 1. Продолжим с работой по тексту учебника и заполнением таблицы «Знал. Узнал. Хочу узнать» (Приложение 6)

2. Знакомство с результатом работы.

5 мин

Индивидуальная работа, умение делать краткую запись, развитие устной речи

11

Знакомство с особенностями животного мира. Анализ таблицы.

2 мин

Формирование творческого мышления , межпредметные связи с биологией

12

Учитель : Подведем итог изучаемой темы выполним устный географический диктант, учащиеся проводят самопроверку

Географический диктант. ( поднимают карточку верного ответа)

1. Видовой состав богаче у …. ( животных)

2. Среди животного мира преобладают …. . насекомые

3. Искусственно принесены в нашу фауну…… ондатра, енот, норка

4. На разнообразие раст и животн мира влияют……. Климат, почвы, рельеф

5. Закономерности в размещении видов растений и животных …… широт зональность и высот поясность

По ходу выполнения задания учитель комментирует ответы.

3 мин.

Развитие логического мышления, выполнение разноуровневых заданий

13

1. Коллаж «Многообразие растительного и животного мира России»

2. Комментарии некоторых работ.

4мин

Творческое задание сопровождается музыкой

14

1. Самооценка ( используются жетоны красный – 5, синий – 4, зеленый – 3)

2 мин

Оценка своего вклада в достижении цели урока

15

Итог урока:

1Используется офтальмотренажер с впросами( Какую тему изучили?, что узнали нового?)

2. «Хранилище забот» на листах написать , что не понятно, или изучить более подробнее, листы помещаются в конверт.

3 мин

Офтальмотренаже предупреждение нарушений зрения

Приложение 2.

№1 . Объясните от чего зависит плодородие почв.

Назовите самые плодородные почвы России,

объясните географию их распространения.

№2. Дайте оценку основных типов почв нашей страны.

Укажите, какие из них наиболее благоприятны

для сельского хозяйства.

№3. Какие виды деятельности человека приводят к

нарушению естественного плодородия почвы.

Как можно улучшить плодородие почв?

Вопросы для фронтальной беседы:

1. Что называется почвой? Верхний плодородный слой земли

2. Назовите почвообразующие факторы? Горные породы, растительность, животный мир, климат, грунтовые воды, деятельность человека, рельеф, время

3. Какова роль микроорганизмов , содержащихся в почве? Способствуют разложению остатков растений и животных

4. Какую почву В. В. Докучаев назвал «царем почв»? чернозем, самая плодородная почва

5. Что такое почвенные горизонты? Это почвенные слои в вертикальном разрезе почвы, связанные между собой

6. Как различают почвы по механическому составу? Пески, супеси, суглинки, глины

7. Какое значение имеет механический состав почвы? Оказывает влияние на содержание в почве влаги, воздуха, песчаные почвы быстро высыхают, глинистые удерживают влагу, но в них мало воздуха.

Приложение 3.

Никулина «Русский лес»

Нет ничего милее Душистая малина

Бродить и думать здесь. На кустиках густых.

Излечит, обогреет, Ищу грибов поляну

Накормит русский лес. Я, не жалея ног,

А будет жажда мучить – А если и устану –

То мне лесовичок Присяду на пенёк.

Средь зарослей колючих Лес очень любит пеших,

Покажет родничок. Для них совсем он свой.

Нагнусь к нему напиться – Здесь где-то бродит леший

И видно всё до дна. С зелёной бородой.

Течёт вода-водица, Жизнь кажется иною,

Вкусна и холодна. И сердце не болит,

Нас ждут в лесу рябина, Когда над головою,

Орехи и цветы, Как вечность, лес шумит.

Приложение5.

Для работы используйте учебник:

Стр. учебника 105-106,

стр. 98, рис. 56,

стр. 107. рис. 60

Заполните таблицу:

Растительное сообщество

Условия формирования

Общий вид

Типичные растения

Приспособленность к условиям среды

Подпишите в контурной карте природную зону

О. Н. Картамышева, школа, п. Нарышкино, Урицкий район, Орловская область

Метки: География