Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок-конференция: «Загрязнение окружающей среды»

Урок-конференция: «Загрязнение окружающей среды»

Цели и задачи урока:

– рассмотреть антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия; загрязнение окружающей среды (качественное и количественное);

– показать главные источники загрязнения почвенного покрова, гидросферы, атмосферы;

– рассмотреть главные пути решения природоохранительных проблем;

– довести до сведения учащихся, что решение природоохранительных проблем может осуществляться путём правильной природоохранной деятельности и экологической политики.

Оборудование: карты: «Природные ресурсы мира», политическая карта мира, учебники, атласы, таблицы.

Тип урока: урок – конференция.

Ход урока

1. Вводное слово учителя.

«Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо», – говорит народная пословица. Неужели всё человечество, да и каждый из нас, уподобились такой птице?

Попробуем ответить на этот вопрос.

Мы посвящаем свой урок глобальной проблеме человечества: «Загрязнение окружающей среды». Загрязнение окружающей среды – нежелательное изменение её свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений. Оно приводит к вредному воздействию на литосферу, гидросферу, атмосферу, на растительный и животный мир. На здания, конструкции, материалы и самого человека. Есть такие проблемы, которые можно решить коллективом, селом, областью. А есть такие проблемы, которые можно решить только всеми странами сообща. Такие проблемы называют глобальными. Глобальные проблемы охватывают весь мир, всё человечество, создают угрозу для его настоящего и требуют для своего решения объединённых усилий, совместных действий всех государств и народов.

– 1ведущий.

На протяжении своей истории человечество не только познавал природу и открывал новые земли, а использовал природные богатства. И по мере того как людей становилось больше, а развитие науки и техники давало им новые возможности, всё заметнее проявлялись изменения в природе, вызванные деятельностью человека.

– 2ведущий.

Уже древние люди, охотившиеся на крупных животных, погубили многих из них. Считается, что в вымирании мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей немалую роль сыграл человек. В те далёкие годы живой мир планеты понёс первые большие потери от рук человека.

– 1ведущий.

Со временем люди стали заниматься скотоводством и земледелием. И всё это было бы прекрасно, если бы развитие сельского хозяйства не потребовало от дикой природы новой жертвы. Чтобы создать поля, огороды и сады, люди, не задумываясь о последствиях, вырубали леса, распахивали степи, осушали болота. Увеличивая стада домашних животных, люди не замечали, как от вытаптывания и выедания скудеют пастбища и кое-где угрожающе разрастаются пустыни.

– 2ведущий.

Географические открытия проложили дорогу в новые Земли. Люди заселяли и осваивали многочисленные острова и целые материки. Планета казалась огромной, а её богатства безграничными. Не было и речи о том, чтобы бережно к ним относиться. Это привело к печальным экологическим последствиям: облик многих районов Земли, особенно островов, изменился до неузнаваемости. Исчезли леса, перестали существовать уникальные виды растений и животных.

– 1ведущий.

Человек действительно изменил Землю. Он сделал её во многом опасной для себя, для собственного здоровья, для будущего детей. И чтобы не исчезнуть с лица Земли подобно динозаврам, люди должны:

– сохранить всё живое на планете;

– бороться с уничтожением лесов;

– остановить наступление пустынь;

– защитить планету от всех видов загрязнений.

Эти важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству. Некоторые из них мы подробнее обсудим сегодня.

– Сообщение ученика о масштабах воздействия человека на природу.

Изменение биосферы в результате человеческой деятельности стали стремительными. Человек выступает в качестве могучей геологической силы, преобразующей лик Земли. При добыче полезных ископаемых из недр земли ежегодно извлекается

 извлекается до 100млрд. т. горных пород,

 выплавляется 800млн. т. металлов,

 вносится в почвы 500млн. т. минеральных удобрений,

 сжигается 3млрд. т. нефти и нефтепродуктов,

 каждый год в реки сбрасывается около 100куб. км производственных стоков.

Самое безобидное влияние природе оказывал первобытный человек. Он занимался собирательством, охотой, рыболовством. С развитием земледелия влияние на природу заметно возросло. Самое весомое влияние на окружающую среду стал оказывать современный мир, современный человек, это:

 испытание ядерного оружия;

 строительство АЭС;

 осушение болот;

 орошение полей;

 вырубка лесов – всё это имеет и положительные и отрицательные стороны.

В результате влияния на природу возникают новые аспекты экологических проблем. Это:

 парниковый эффект;

 кислотные дожди;

 «озоновая дыра»;

– 1ведущий.

А теперь послушайте о трёх «подарках» человека самому себе и своей планете.

(Сообщения учащихся о парниковом эффекте, о кислотных дождях, о «озоновой дыре». )

– Физкультминутка: Выполняется под музыку Э. Грига «Утро» .

Представьте, что вы в зелёном лесу, закрыли глаза, послушали пение птиц, шелест листвы, вдохнули свежий ароматный воздух, спокойно выдохнули. Вместе с деревьями покачались. Увидели красиво цветущие растения. Полюбовались ими, но не сорвали. Открыли глаза, посмотрели друг на друга, улыбнулись.

– Практическая часть.

Внимание! Красный ящик!

В ящике находится то, что необходимо человеку, человек не может существовать без них. Это:

 Чистая вода Староатлашской земли.

 Воздух атмосферный.

 Благодатная почва села Старый Атлаш.

Класс делится на три группы. Каждая группа работает над своим заданием.

– Задание для первой группы:

– Определить пути загрязнения атмосферного воздуха в селе Старый Атлаш. Как можно решить эту проблему?

– Загрязнение вод Мирового океана нефтью и нефтепродуктами.

Каково положение птицы, которая попала в маслянистую плёнку?

Оборудование: банка с водой, мазут, перо птицы.

– Задание для второй группы:

– Определите пути загрязнения водоёмов села Старый Атлаш.

Как можно предотвратить эту проблему?

– Загрязнение вод Мирового океана нефтью и нефтепродуктами.

Возможен ли процесс взаимодействия между атмосферой и водной средой при наличии маслянистой плёнки?

Оборудование: банка с водой, мазут, фонарик, лазерная указка.

– Задание для третьей группы:

– определите пути загрязнения почвы села Старый Атлаш.

Как можно предотвратить эту проблему?

– Загрязнение вод Мирового океана нефтью и нефтепродуктами.

Возможен ли процесс фотосинтеза в талломах зелёных водорослей при наличии маслянистой плёнки на поверхности воды?

Оборудование: банка с водой, мазут, фонарик, часть слоевища зелёной водоросли.

Итог практической работы. Обобщение выводов каждой группы.

Заключение урока-конференции. Исполнение песни «Раненая птица» (3куплет).

Люди – человеки, страны и народы,

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья РАНЕНАЯ ПТИЦА!

Припев:

Птицы, рыбы и звери,

Смотрят в души людям.

Вы их жалейте люди,

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц не небо,

А море без рыб не море

И Земля без зверей не Земля, не Земля, не Земля!

Авторские стихи Музяевой Ф. А.

Пусть ввысь растёт сосновый бор

Как хорошо, что всё прошло

И на душе щемяще сладко –

Урок открытый как отчёт

Прошёл в десятом классе.

И муза прозвучала тут

С тоской к родному дому,

А крики птиц, сигналы SOS –

Пронзили нашу душу.

Вопросы, тесты, спор, конфликт -

Стремились вместе мы решить,

Вину определить людскую

И вынесли вердикт:

Сам человек как исполин

Влияет на планету:

Здесь вырубает, там внедряет

И причиняет вред.

Здесь котлованы, там монбланы -

Отходов производства _______________

А маслянистое пятно

На море серебрится _______________

Довольно, будет вам, друзья,

Пора остановиться.

Пусть ввысь растёт сосновый бор

И пусть поют нам птицы.

И пусть ласкает брег морской,

Как нежность мамы – волны,

И пусть играют на заре

Восхода солнца – струны!

И пусть пестреет летний луг

Цветами полевыми.

И пусть шумит весенний лес

МЕЛОДИЕЙ ЛЮБВИ!!!

От автора. Под впечатлением данного урока – конференции невольно возникли стихотворные строки. Это первые шаги – я пишу стихи на татарском, а теперь стала писать и на русском языке.

Библиографический список:

1. Агеева И. Д. Весёлая география на уроках и праздниках: методическое

пособие. М. , Творческий центр, 2004г. – 233с.

2. Акимушкин И. Мир животных: Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. – М. : Мысль, 1989г.

3. Люсьен Мотье. Сбережём Землю. М. Прогресс, 1985г – 172с.

4. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. Пособие для учителей. М. Просвещение, 1981г. – 190с.

Ф. А. Музяева, Староатлашская СОШ-МОУ, с. Старый Атлаш, Старокулаткинский район, Ульяновская область

Метки: География