Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

План-конспект урока географии «У нас в гостях Япония», 11 класс

План-конспект урока географии «У нас в гостях Япония», 11 класс

Цель: сформировать представление о стране (слайд 2)

Тип урока: комбинированный

Задачи:

1. Образовательные:

– Оценить ЭГП и ПГП Японии; сформировать представление об основных показателях населения, выделить ключевые черты и особенности культуры Японии.

2. Воспитательные

– выработать навыки работы в малых группах; умение доказывать своё мнение; формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к источнику жизни, красоты, духовной культуре японского народа.

3. Развивающие:

– развивать творческие способности учащихся путём выполнения опережающих заданий творческого характера; закрепить умение сопоставлять карты разной тематики, сформировать умение критически мыслить, аргументировать свой ответ.

Средства обучения: Политическая и экономическая карты Японии; атласы, таблица, раздаточный материал, мультимедиа средства.

План урока (слайд 3)

1. Япония – «страна наоборот».

2. Название страны и состав территории.

3. Экономико-географическое и политико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.

4. Особенности населения. Демографическая политика.

5. Культура Японии.

6. Урбанизация

Ход урока

1. Организация начала урока

2. Подготовка к восприятию темы урока.

Учитель

Вашему вниманию предлагается семь чудес страны, с которой нам сегодня предстоит познакомиться (слайд 4)

1. Страна является крупным финансовым центром мира.

2. Доля средств на НИОКР в ВВП достигает 3% – это самая высокая доля в мире.

3. По национальному доходу на душу населения страна занимает 3 место в мире после Швейцарии и Люксембурга.

4. Островное положение страны в центре Азиатско-Тихоокеанского региона.

5. Для страны характерна самая высокая степень автоматизации и электронизации.

6. Страна сплошной грамотности и высокой культуры.

7. Это государство с самым низким показателем детской смертности самым высоким уровнем продолжительности жизни.

Итак, это страна восходящего солнца , которую называют очень странно – «Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.

Вы уже догадались, что речь идёт о Японии,

Сегодня на уроке, анализируя различные источники информации, мы попробуем сформировать образ страны, выяснить характерные особенности национальной культуры японского народа. По ходу урока вы заполняете таблицу с помощью текста учебника, карт атласа, дополнительной литературы.

Численность населения. Место в мире по численности населения
Национальный состав населения Японии
Религиозный состав населения Японии
Урбанизация
Японский тип города
Сельские поселения
Размещение населения
Форма правления. Глава страны.
Административно-территориальное деление.

3. Изучение нового материала

1. Название страны. Состав территории, (сообщение учащегося) (слайды 5-6)

Древнее название страны – Ямато. Японцы называют её Ниппон, или Нихон, то есть Страна восходящего солнца. Япония страна – архипелаг, расположенная на 4 крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и почти на 7 тысячах мелких островов в Тихом океане. Столица Японии – Токио, что означает «Восточная столица». расположена на острове Хонсю на месте бывшего замка Эдо.

Работа с картами атласа

2. ЭГП и ПГП Японии. Влияние ЭГП страны на развитие страны, его изменение во времени.

Задание 1. (работа в группах)

Используя текст учебника, политическую карту мира, экономическую карту Японии, охарактеризуйте сильные и слабые стороны ЭГП Японии.

Плюсы:

– приморское положение;

– центральное положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

– близость экономической сверхдержавы мира – США;

– тёплый климат.

Минусы:

– изолированность от большинства стран мира;

– островная разрозненность частей страны;

– удалённость от высокоразвитых европейских стран.

Учитель: Япония является восточным соседом нашего государства, отношения с которым разноплановые, порой сложные и противоречивые. Предлагаю заслушать небольшое сообщение – «Россия и Япония; партнёры или соперники?» и высказать свою точку зрения по данной проблеме, (размышления ребят)

Карта «Современная Япония» (слайд 6)

Задание 2. По «визитной карточке» стран мира на форзаце учебника определите, какова площадь Японии; форму правления и административно-территориальное устройство страны.

В Японии – Конституционная монархия. По государственному устройству – Япония – унитарное государство, здесь 46 префектур и губернаторство Хоккайдо.

Работа с картой. Показываются префектуры и губернаторство

Учитель: Любая страна мира имеет свою национальную символику (слайд 7)

* Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом – солнцем в середине.

* Золотистая хризантема – национальный цветок Японии.

3. Особенности населения. Демографическая политика

Задание 3. Используя карты атласа, форзац учебника, статистические данные, дополнительный материал, определите численность населения, национальный и религиозный состав Японии, (слайды 8-9)

Учитель: Как вы уже знаете, по численности населения Япония замыкает «первую десятку» стран мира. Однако за последние десятилетия характер естественного движения населения резко изменился. Япония стала первым государством Азии, перешедшим от второго к первому типу его воспроизводства.

Эта «демографическая революция» произошла в очень короткие сроки. Она явилась следствием крупных социально-экономических преобразований в японском обществе.

Национальный состав населения исключительно однородный. Это типичная однонациональная страна, где японцы составляют 99% населения. К числу национальных меньшинств относятся айны, живущие на острове Хоккайдо, корейцы и китайцы. Японский язык специфичен и не входит ни в одну из языковых семей.

Религия, пришедшая в Японию из Индии, – буддизм. Японская система верования – синтоизм, что означает «божественный путь». Обычно верующие исповедуют одновременно обе эти религии, которые сосуществуют поделив между собой сферы влияния.

Учитель Япония – нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире (см. таблицу 15 в «Приложениях» в мире), и самым высоким уровнем продолжительности жизни.

Подумайте и ответьте на вопрос: Почему японцы живут долго?

* Все продукты в магазине свежайшие. В рационе японцев много морепродуктов.

* Само отношение к жизни, доброжелательность друг к другу.

* «Десять тысяч шагов в день ради здоровья» – жизненное правило каждого японца.

* Гигиена.

Можно ли применить жизненную позицию японцев к жителям России? (размышления ребят)

Учитель Япония уникальная страна, её называют страной традиций. Говорят, что сердцем Япония в старом, а умом в новом.

Ребята, а какие традиции вам известны?

Ответы учащихся. Чайная церемония, икебана, кимоно, театр теней, бонсай, оригами, сумо и другие. (слайд 10)

Краткие сообщения учащихся о традициях Японии (слайды 11-16)

1-й ученик: У японцев приняты поклоны и улыбки. Подчинённый кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45 градусов, коллеги кланяются друг другу под углом 15 градусов, встречают клиентов и покупателей под углом 30 градусов – значит каждому свой угол.

Ещё когда мать, по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших.

2-й ученик: Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя но ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более пяти человек. В комнате даже днём должен быть полумрак, а вся мебель и предметы – старинные, лишь белоснежный льняной платок и бамбуковый коврик подчеркнуто новые. Все участники церемонии садятся на пол, один из них насыпает в чашку порошок – растёртый в пудру зелёный чай, заливает водой и метёлочкой взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.

3-й ученик: Икебана. Это целая наука, переводится, как «помочь цветам проявить себя» ее преподают в Японии в специальных школах. Обучают детей этому искусству с 6 лет, три раза в неделю. Искусство икебаны возникло из индийского обычая подносить богам цветы и появилось в Японии в V I веке.

Есть притча о мастере чайной церемонии, сад которого славился цветами повилики. Взглянуть на них решил сам повелитель. Придя утром в сад, он обнаружил, что все цветы срезаны. Уже начавший гневаться, он вошёл в комнату для чайной церемонии, и тут увидел икебану из одного стебелька повилики. Мастер принёс в жертву все цветы своего сада, чтобы подчеркнуть красоту в одном, самом лучшем.

4-й ученик: Хокку (хайку) – жанр японской поэзии, трехстишья. Зародились они в средние века в среде простых горожан. Выдающимся поэтом считается Мацуо Басе. Краткость, точность, любовь к природе – характерная особенность хокку.

– Ива склонилась и спит

И кажется мне соловей на ветке

Это её душа.

5-й ученик: Бонсай – миниатюрные сады. Эти маленькие садики по своим размерам не превышают размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дуб, клён, лиственница высотой до 30 см. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей. Передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них всё свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжёлого трудового дня. Существование такого крохотного садика может быть объяснено стремлением людей познать красоту большого мира, иметь её рядом с собой.

6-й ученик: У японцев свой национальный костюм – кимоно. . Кимоно носят и сегодня от мала до велика, в праздничные дни. Оно передаётся по наследству, одно для всех: нет различия – мужское оно или женское. Все радостные события: рождение ребёнка, свадьба, праздники, все скорбные события заставляют надеть кимоно – парадное или траурное. Кимоно – одежда, которая никогда не выбрасывается. Непременным атрибутом женского туалета является шпилька для украшения волос, а также веер или зонтик.

Учитель: Япония страна давних культурных, художественных и бытовых традиций, входящих составной частью в понятие японского образа жизни. Почитание старших, заключение браков по сговору родителей, обилие официальных государственных праздников, разного рода фестивалей. Всё это в совокупности принято называть японским культурным феноменом.

Задание 4. Проанализируйте карту «Урбанизация мира», рис 18. определите степень урбанизации Японии.

Вывод: Япония – одна из наиболее урбанизированных стран мира, и в отличие от западноевропейских стран и США доля урбанизированного населения продолжает расти.

В стране более двухсот больших городов, (слайд 17)

Задание 5. Определите среднюю плотность населения страны. Какие районы страны более густо заселены? Объясните причину неравномерной плотности размещения населения, (слайд 18)

Вывод: По показателю средней плотности населения (340 человек на 1 км. ) Япония занимает одно из первых мест в мире. Но фактически плотность здесь значительно выше, поскольку почти всё население страны сосредоточено на приморских низменностях и в долинах рек.

Задание 6: По рис. 68 определите крупнейшие города и городские агломерации Японии

Задание на контурной карте: отметьте крупнейшие города Японии, (слайд 19)

Учитель: Вместе с агломерациями Осаки и Нагои и рядом других Токийская агломерация образует ещё более крупную урбанизированную «галактику» – мегалополис Токайдо, протянувшийся вдоль побережья на 600 – 700 км. Средняя плотность населения здесь составляет 800 – 1000 человек на 1 км, а его общая численность достигает 70 млн человек, что сравнимо с общим населением Франции и Бельгии.

4. Закрепление. Проверка качества заполнения таблицы.

Учитель: В течение последней четверти века Япония по праву была второй державой мира. Она являет собой пример страны, уверено вступившей в новое тысячелетие.

Сегодня мы сделали попытку охватить взглядом издалека нашего могучего восточного соседа. Нам суждено с ним жить бок о бок. Всем известна истина: у соседа свои взгляды, склонности, традиции, обычаи, привычки, но чтобы ужиться с ним, надо его хорошо знать. Подведём итоги нашего урока, пользуясь технологией « Синквейн», (слайд 20)

Япония

Традиционная, динамичная, высокоразвитая

Учится, сохраняет, приумножает

Страна восходящего солнца.

5. Домашнее задание: 1. Пользуясь текстом и рисунками учебника, картами атласа, составить сравнительную характеристику ЭГП Японии и Великобритании, определить черты сходства и различия.

2. Подготовить текст выступления на встречу двух держав Японии и России: « Зона экономического взаимодействия, пути совершенствования партнёрских взаимоотношений»

3. Дать характеристику природно-ресурсному потенциалу (в виде опорного конспекта)

(слайд 21)

Н. А. Кудрявцева, МБОУ "Большеберезниковская СОШ", Большие Березники, Республика Мордовия

Метки: География