Тема урока: «Географический эрудицион» 5 класс
Тема урока: «Географический эрудицион» 5 класс
Цель : обобщение и систематизация знаний по теме : « Земля» .
Оборудование: Опорные схемы из учебника , коллекция горных пород , карточки с понятиями , пемза .
Форма урока: Урок-игра.
Ход урока
1 этап «Дальше, дальше, дальше »
1. Внутренняя часть Земли .
2. Самый крупный материк .
3. Водная оболочка Земли .
4. Атмосферный слой , предохраняющий от космических излучений .
5. Все океаны вместе .
6. Слой между земной корой и ядром .
7. Самый жаркий материк .
8. Воздушная оболочка Земли .
9. Самый крупный остров .
10. Виды облаков .
11. Твёрдая внешняя оболочка Земли .
12. Самый маленький материк .
13. Дождь , снег , град -это ?
14. Группа островов называется_____
15. Излившуюся на поверхность магму называют_____
16. Все неровности земной поверхности .
17. Самый холодный материк .
18. Движение воздуха .
19. Самый большой океан .
20. Вулканы , которые извергаются более или менее регулярно , называют_____
21. Земная кора состоит из плотных и рыхлых масс , которые называются_____
22. Самый влажный материк .
23. Многолетний режим погоды– это ?
2 этап «Происхождение Земли»
Страница 54 учебника .
Кто из учёных выдвинул эти гипотезы ?
Нужно правильно составить пары «Автор-гипотеза» .
3 этап «Геологический»
Даны всем хорошо известные минералы и горные породы . Нужно назвать где применяются данные полезные ископаемые .
4 этап «Ищем причины и следствия»
Каждая команда получает карточку с частью одного из предложений . После краткого обсуждения учащиеся должны продолжить предложение словами : и поэтому , следовательно , потому что , так как . . .
1. Плиты , из которых состоит земная кора иногда сталкиваются , застревают , сдвигаются_____
2. В конических вулканах часто бывают вулканические бомбы
3. Рельеф и климат материка Евразия очень разнообразны
4. Днём ветер дует с моря на сушу .
5. Чем выше в горы , тем холоднее .
6. Электрический разряд между облаками сопровождается расширением воздуха .
5 этап «Картографический»
Показать объекты обозначенные на карточках :
1. Байкал , Африка , Атлантический океан , Гренландия , Муррей .
2. Уральские горы , Австралия , Мадагаскар , Миссисипи , Северный Ледовитый океан .
3. Южная Америка , Камчатка , Нил , Индийский океан , Виктория .
4. Сахалин , Тихий океан , Амазонка , Средиземное , Берингов пролив .
6 этап «Угадай-ка»
– О чём речь ? __________Из центра в одно и тоже время льётся море пламени :
красное , белое , и зелёное . Казалось бы , такой спектакль обязательно должен сопровождаться звуками , но стоит тишина .
– Жил на свете бог , любивший кузнечное дело . Построил он себе кузнецу внутри огромной горы , которая стояла посреди моря . И когда он работал , гора дрожала от верхушки до основания , а грохот разносился далеко вокруг . Вспомните , как звали этого бога древние римляне ?
– Как будут звучать по-китайски слова « большой ветер» ?
– Это у нас бывает очень редко и не сильно . От него могут гибнуть люди . У него есть очаг и эпицентр .
– В последнее время он кое-где становится тоньше . Он образуется из кислорода . Он защищает Землю от космических лучей .
– В каждой местности он свой . Это многолетний режим погоды
– Оно бывает разное . жидкое и твёрдое , внешнее и внутреннее . Оно у Земли внутри .
– Это атмосферное явление . Оно связано с движением воздуха . В Америке его называют торнадо .
7 этап «Волшебная шкатулочка»
1. В чёрном ящике лежит вулканический подарок из ванной комнаты.
2. Белый , как сахар . Пока руки им не испачкаешь , ума– разума не наберёшься . ( мел )
3. Чёрен, как ворон , а греет как Солнце . ( уголь )
4. Что сперва в воде родится , а потом воды боится ? ( соль)
8 этап «Что лишнее?»
1. Ядро– гидросфера -мантия – земная кора .
2. Соль -мел – нефть – каменный уголь .
3. Болота– реки – ледники – моря .
4. Мираж -ветер -смерч -ураган .
5. Роса -туман -гроза -дождь .
6. Азот -кислород -водород – углекислый газ .
Н. А. Кудрявцева, МБОУ "Большеберезниковская СОШ", Большие Березники, Республика Мордовия
Метки: География