Тема: Экологические факторы и их влияние на живые организмы
Тема: Экологические факторы и их влияние на живые организмы
Тип урока: комбинированный.
Общая дидактическая цель урока: создать условия для проверки уровня усвоения системы ЗУН по теме «Среды обитания»; уметь применять данные знания и оперировать ими в ходе изучения новой темы «Экологические факторы и их влияние на живые организмы».
Предметные результаты:
– Учащиеся должны знать экологические факторы, основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
– Учащиеся должны уметь определять понятие «экологические факторы»; характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы.
Метапредметные результаты:
– Учащиеся должны уметь
– Ставить учебную задачу под руководством учителя;
– Планировать свою деятельность под руководством учителя;
– Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
– Оценивать работу одноклассников.
Познавательные результаты:
– Выделять главные экологические факторы;
– Высказывать суждения;
– Анализировать связи, гипотезы;
– Поиск и отбор информации;
Образовательный аспект:
Проверить степень усвоения материала по теме «Среды обитания живых организмов», выявить проблемы, наметить пути их ликвидации;
Развивающий аспект:
Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:
Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, высказывать суждения, давать развернутые ответы на вопросы, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.
Информационной: использовать источники знаний разного типа (презентации, иллюстрации, схемы и др. );
Учебно-исследовательской: самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки (гипотезы), применять ранее полученные ЗУН для решения новых учебно-познавательных и практических задач. Просматривать причинно-следственные связи. Давать определения понятий, терминов, обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.
Социальной: определить свою роль в классе в соответствии с поставленной целью.
Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать систему ЗУН, оценивать результативность деятельности членов группы, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов.
Воспитательный аспект: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма.
Основные понятия урока: экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Ход урока:
Технология проведения урока | Обучение и развивающие задания каждого этапа | Диагностирующие задания каждого этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Цель – активизация учащихся. |
Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке. |
– Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас? (Коммуникативные УУД, Личностные УУД) |
Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. | Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. |
Цель: закрепить полученные знания по прошедшей теме. |
– Что такое биосфера? – Какие среды организмов вам известны? – Какие свойства характерны для водной среды обитания? – Почему считают, что наземно-воздушная среда более сложная и разнообразная, чем водная? – Что такое почва? – Какова роль почвы в жизни растений? – В чем состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания? – Какие вы знаете организмы, живущие внутри других организмов? Ощущали ли вы влияние таких обитателей на себе? |
-Какую роль играет биология в нашей жизни? Для чего она нужна? |
Организовать фронтальную работу по данной теме, показать учащимся значение экологических факторов. |
Работа с информацией, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
Цель: познакомить учащихся с основными экологическими факторами
Цель – научиться правильнохарактеризовать экологические факторы, приводить примеры и аргументировать их.
Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. |
Постановка проблемы. Открытие нового:
Абиотические; Биотические; Антропогенные. (работа в группах: охарактеризовать эти факторы: привести примеры).
нете имеют зеленые растения?
Работа по вопросам в конце параграфа. Работа в рабочих тетрадях – Чему вы научились на уроке? Понравилось ли вам на уроке? Что больше всего понравилось? |
Почему не справились с заданием? (Личностные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД, Коммуникативные УУД)
|
Организовать работу в классе. Включать учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока. Организовать работу в парах, фронтальную работу по учебнику. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. |
Участвовать в работе. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах). Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Работа с информацией, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве помощь. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов. |
Т. А. Аганян, МБОУ Красновская СОШ, Тарасовский район, х. Нижнемитякин, Ростовская область
Метки: География