Обобщающий урок географии на тему «Гидросфера»
Обобщающий урок географии на тему «Гидросфера»
Цель урока:
Обобщить и систематизировать знания по теме «Гидросфера»;
Задачи урока: Формировать УУД:
– через организацию пространства поиска, диалога, творчества;
– через общение с учениками на принципах сотрудничества;
– через включенность каждого ученика в работу класса.
Планируемые результаты:
личностные: воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности; продолжать формировать умения работать с картами атласа; способствовать развитию находчивости, смекалке, быстроты реакции, формировать у учащихся позитивной мотивации на уроке; развитие творческого потенциала, развитие умения работать в парах и коллективе
метапредметные: развитие умения планирования целей и задач урока; развитие познавательного интереса к предмету, пространственного мышления, развитие навыков работы с атласом, эрудиции, познавательные способности учащихся, расширять их кругозор;
предметные: обобщение материала как системы знаний о гидросфере, закрепление навыков работы с картой и географической информацией, раскрытие значения гидросферы в хозяйственной деятельности человека.
познавательные: извлечение информации, анализ, сравнение, классификация и обобщение фактов и явлений.
коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом: объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.
Форма работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.
Методы обучения:
Репродуктивный (частично поисковый, с элементами самостоятельной работы, исследовательский и т. д. )
наглядные (работа с картами),
практический (самостоятельная работа),
индуктивный (обобщение),
использование современных образовательных технологий,
дифференцированный подход,
индивидуальный подход,
групповые технологии обучения.
Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, физическая карта мира, атласы.
Ход урока:
( Перед уроком учащиеся объединяются в команды. За каждый правильный ответ каждый участник или команда получают карточки. Команда, которая наберет больше количество медалек, будет победителем. Учитель напоминает ученикам правила работы в команде).
1. Организационная часть.
Учитель. Все встали. Садитесь.
Настройтесь и раскрепоститесь.
Урок начнем мы, как всегда,
С вопроса:
Все готовы?
Ученики. Да!
– Здравствуйте! Так обычно звучит приветствие, которое имеет глубокий смысл: «Здороваться – это значит желать здоровья»! Меня зовут Татьяна Александровна!
Антуант де Сент Экзюпери говорил: «Улыбка – объединяет». И это действительно так. Считай, ты потерял день,
В который ты не улыбнулся.
А теперь покажите мне ваши лица, чтобы я увидела, с каким настроением вы сегодня пришли на урок. В командах возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.
Замечательно. Следите за своей осанкой. В ходе занятия мне понадобится помощник, который будет следить за правильными ответами и выдавать вам медальки.
(слайд)
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.
Ребята, прочтите слова Антуана де Сент Экзюпери на слайде и скажите, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаешься, не ведая, что такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью: ты – самое большое богатство на свете».
Ребята, я знаю, что в вашем классе много отважных и любознательных. Вы изучили еще одну из оболочек, я решила пригласить вас в путешествие на корабле (слайд) по морям и океанам. На палубе нашего корабля 4 каюты, располагайтесь удобнее. Капитаном корабля буду я, а вы – юнгами. Перед отплытием выберите в каждой команде старшего юнгу.
В какую оболочку объединяются ваши характеристики? Какие ассоциации возникают у вас при звучании слова «гидросфера»? (ответы учащихся) (слайд Тема Урока)
А каковы будут цели нашего занятия? (слайд с целями урока)
Хорошо! Молодцы!
А теперь, в путь.
Первая остановка.
3. Этап систематизации и обобщения знаний
1. «Ассоциации»
«Непутёвые заметки» одного рассеянного туриста. Он решил писать книгу о своих путешествиях. Ваша задача помочь правильно указать места, где он бывал или планирует побывать.
Я очень люблю путешествовать. В прошлом году я любовался красотой самого глубокого озера. Проплыв на лодке по единственной реке, вытекающей из этого озера, я попал в одну из крупнейших рек России.
В этом году я оказался около самой длинной реки мира. Река эта впадает в море, которое древние называли «Великое море заката». Я совершил круиз по этому морю. Через пролив, разделяющий Африку и Европу, мы вышли в Атлантический океан.
В следующем году я планирую совершить путешествовать из самого холодного океана в самый большой океан, где находится самая глубокая впадина Земли.
Учитель: Итак, на корабле я нашла книгу рекордов Гиннеса (слайд). Попробуем выявить морских рекордсменов.
Самой большое море (Филиппинское)
Других морских аномалий не счесть
Давайте мы с вами рекорды побьем!
И самое – самое
Сейчас назовем.
Самое мелкое море – Азовское.
Самое соленое в Мировом океане море – Красное.
Самый большой остров – Гренладия.
Самый большой полуостров – Аравийский.
Самый большой океан – Тихий.
Самый маленький океан – Северный Ледовитый океан.
Самое глубокое место в Мировом океане – Марианский желоб, 11022 м.
Какой материк омывают 4 океана? (Евразию)
Какой пролив соединяет 2 океана, 2 моря, разделяет 2 материка, 2 части света, 2 полуострова, 2 государства – Берингов.
Самое глубокое озеро в России – Байкал.
Учитель. Карта восстановлена, можем плыть дальше. На борт доставлена корреспонденция. Надо ее разобрать.
2. « Почта»
Каждая команда получает по два «почтовых ящичка» и по 10 «писем». Необходимо разложить корреспонденцию адресатам (на «ящичках» написано «Мировой океан» и «Воды суши». «Письма» – это таблички, на которых написаны понятия и географические названия водных объектов)
«Письма» – Средиземное, залив, цунами, море, болото, родник, старица, водохранилище, Енисей, ледник.
(прикрепить к доске)
Учитель. Мы продолжаем плавание. Вошли в залив Художников. Здесь мы делаем остановку. Сейчас я предлагаю посетить выставку картин. Вы сможете приобрести любую, если узнаете объект гидросферы, который изображен на картине, и дадите определение этого объекта.
3. « Выставка картин»
Вывешиваются фотографии объектов гидросферы. Учащимся необходимо узнать, что изображено на фотографиях, и дать определение этих объектов. На продажу» выставлены «картины»: «Сибирские болота», «Закат на озере», «Речные пороги», «Речка Тихоня», «Горное чудо» (водопад).
(За правильные ответы учащиеся поощряются карточками).
4. Вычеркни лишнее.
Физкультминутка. (слайд)
Учитель. Мы продолжаем игру, и нам предстоит обогнуть полуостров Успеха. Чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших знаниях и умениях. Предлагаю вам таблицы, но чтобы их заполнить вы должны определить, что же это за географический объекты.
5. «Творческая лаборатория» (заполняют таблицу группой)
Море | К какому бассейну принадлежит | Внутреннее или окраинное |
56° с. ш. 19° в. д. | ||
72° с. ш. 65° в. д. | ||
44° с. ш. 40° в. д. | ||
39° ю. ш. 162° з. д. |
Учитель. Экипаж, внимание! Мы попали в плен к пиратам (слайд). Они нас отпустят только при условии, если мы поможем им разобраться с картой.
6. «Немая карта»
Определить по контурам карты о каком океане идет речь.
Обратите на рисунок, что изображено на рисунке?
Учитель. Мы свободны! Берем курс к родным берегам.
Творческое задание:– Составьте буклет, где вы отразите значение гидросферы для человека.
3. Подведение итогов.
Старший юнга подсчитывает количество медалек. В зависимости от вклада членов команды в победу оценивают каждого ученика, затем зачитывают оценки. Комментирует и выставляет оценки за урок.
4. Рефлексия.
Итак, вы изучили тему «Гидросфера».
(информационные листы у каждого на столах:
– Достигли мы той цели, которую ставили в начале урока? (слайд с целям урока)
Что бы вы хотели узнать дополнительно из этой тему?
Отразите на доске в виде солнышка с помощью смайликов ваше отношение к уроку.
5. Д. з. повторить тему «Гидросфера».
Т. А. Аганян, МБОУ Красновская СОШ, Тарасовский район, х. Нижнемитякин, Ростовская область
Метки: География