Тема урока: Литосфера, 7 класс
Тема урока: Литосфера, 7 класс
Тип урока: комбинированный
Учебник: И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл. М. : Дрофа, 2010, 349 с.
Цель (для учителя): углубить представления учеников о каменной оболочке нашей Земли и процесса, в ней происходящих.
Цель (для учащихся): получить навыки работы с картой строения земной коры и выявлять закономерности взаимосвязи между строением земной коры, формами рельефа и залеганием полезных ископаемых.
Задачи (для учителя): 1. способствовать развитию у школьников навыков анализа и сопоставления карты строения земной коры и физической карты; 2. дать представление о строении материковой и океанической земной коры, взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; 3. обобщить ранее полученные знания учеников о литосфере.
Задачи (для учащихся): 1. продолжить работу с физической картой;
2. научиться работать с картой строения земной коры, сопоставлять и анализировать карты атласа; 3. узнать виды земной коры и их особенности; 4. вспомнить из 6-го класса понятия «литосфера», «литосферная плита», «внутреннее строение Земли», «горы» и «равнины». 5. познакомиться сутью теории А. Вегенера о дрейфе материков; 6. уметь делать прогнозы изменения очертаний материков и океанов в далеком будущем.
Оборудование (для учителя): м/м проектор, экран, слайды с развивающими вопросами и заданиями для учащихся по теме урока, электронные карты (строение земной коры и физическая карта мира).
Оборудование (для учащихся): атлас, учебник, тетрадь и пишущие принадлежности.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверить готовность к уроку. Повторить домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания (классификация географических карт атласа).
Название карты | № страницы атласа | По охвату территории | По содержанию | По масштабу |
3. Повторение ранее изученного материала.
Вопросы для повторения:
– Каково внутреннее строение Земли?
– Что называется литосферой?
– Что такое земная кора?
– Каких видов бывает земная кора? (используется слайд с проблемным вопросом о сходстве и различиях океанической и материковой земной коры).
– Где чаще всего и почему происходят разломы земной коры?
– Как называются огромные отколовшиеся плиты?
4. Практикум по картам атласа.
На доске спроецирована электронная карта строения земной коры. Учитель знакомит учащихся с картой, обращает внимание на легенду карты. Определяются условные знаки, которые используются для установления связи между компонентами литосферы. Далее ученики работают по карте строения земной коры, помещенной в атласе.
Вопросы учителя:
– Какими условными знаками на карте обозначены литосферные плиты?
– Назовите крупные литосферные плиты Земли.
– Однородна ли в своем строении литосферная плита?
– Каким цветом обозначены чехлы древних платформ?
– Можно ли по карте определить возраст складчатых поясов Земли? Как это сделать?
5. Изучение нового материала (работа в тетрадях).
Учащиеся с помощью наводящих вопросов учителя узнают, что литосферная плита неоднородна и состоит из платформ и складчатых поясов. Составляется схема строения литосферной плиты (платформы и складчатости), определяются формы рельефа, образующиеся на данных тектонических структурах и полезные ископаемые, к ним приуроченные.
6. Работа с учебником (параграф 4).
– С. 23, рис. 14 (анализ картосхемы).
Устанавливаются условные знаки, используемые при обозначении направлений движения литосферных плит. Выдвигается гипотеза о возможном дрейфе материков.
– С. 26, 1-ый абзац сверху (чтение и анализ информации о теории А. Вегенера).
7. Практикум по картам атласа (закрепление изученного материала).
Предлагаются задания на моделирование географических ситуаций и явлений в далеком будущем:
– Как изменится площадь Тихого и Атлантического океанов?
– Как изменится положение Австралии?
– Как изменится очертание С. Америки?
– Где, по вашему мнению, в далеком будущем на Земле могут образоваться новые материки и океаны?
– Подумайте, к каким последствиям приведет создание на месте Гибралтарского пролива сухопутного моста?
Примечание: проблемные вопросы и задания в виде слайдов размещены на моем мини-сайте социальной сети работников образования.
http://nsportal. ru/kulagina-svetlana-anatolevna
8. Подведение итогов урока.
Вопросы учителя:
– Что нового вы сегодня узнали на уроке?
– С какими картами мы научились работать?
– Какую информацию можно получить, используя карту строения земной коры?
– Подумайте, как называется тема сегодняшнего нашего урока? Почему?
С. А. Кулагина, МБОУ "Школа №22", Балашиха, Московская область
Метки: География