Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

План–конспект Бинарного урока по географии и экологии в 7 классе

План–конспект Бинарного урока по географии и экологии в 7 классе

Тема урока:

Экологические особенности пустынь Африки. Тип урока бинарный Технология критического мышления.

Образовательные цели: углубить понятие природной зоны; показать взаимосвязь животных, растений и факторов неживой природы в природном сообществе; конкретизировать экологические знания, формировать убежденность в необходимости охраны окружающей среды.

Развивающие цели: развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь.

Воспитательные цели: обучение учащихся самостоятельности при получении знаний и рефлексии учебной деятельности; выработке собственного мнения; умения работать в группах.

Оборудование: атласы материков и океанов для 7 класса; карточки с терминами; опорная схема; листы самооценки; мультимедийное оборудование; фотографии животных и растений Африки.

Формы работы: фронтальная и эвристическая беседы; работа в группах; работа с опорными схемами; работа с картами атласа.

Подготовительный период к уроку класс делится на четыре группы (лаборатории): *лаборатория по изучению природных условий пустынь Африки; *лаборатория по изучению приспособлений животных к условиям Африканских пустынь; *лаборатория по изучению приспособлений растений к условиям пустынь Африки; *в четвёртую лабораторию вошли эксперты, целью которых является анализ, обобщение и дополнение информации.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Африка, Африка – волшебная страна

На много километров раскинулась она.

На севере Сахара – пустынная земля,

На юге Калахари – такая же жара.

Африка, Африка – чудесная страна

Была бы я волшебником поехала б туда!

(стихотворение читается на фоне кадров DVD «Начало» в папке «Нарезка»)

II. Обозначение темы, постановка цели и проблемы.

Вступительное слово учителя географии:

– Сегодня вы совершите удивительное открытие, узнаете об «Экологических особенностях пустынь Африки». За урок нам с вами следует углубить понятие природной зоны; показать взаимосвязь животных, растений и факторов неживой природы в природном сообществе и создать проект карты «Экологические особенности пустынь Африки». Представление лабораторий. (каждая лаборатория получила опережающее домашнее задание)

Лаборатория по изучению природных условий пустынь Африки (рассказывает о ФГП африканских пустынь; климатических особенностях; почвах; природных явлениях, происходящих в пустынях).

Эксперты

– Около 4 – х с половиной миллионов лет назад климат в Африке был не таким засушливым и жарким, как в наши дни. Большую часть континента занимали джунгли. Потом ситуация стала постепенно меняться. На зелёное море началось наступление саванн, за ними волнами барханов шли пески.

(Презентация «Экологические особенности пустынь Африки» слайды 1-9)

Эксперты

– Мираж возникает из-за неоднородности атмосферы. Плотность воздуха представляет собой своеобразный пирог, состоящий из слоев с разной температурой. Если земля хорошо прогрета, то нижний слой воздуха значительно теплее слоев, расположенных выше. Поэтому солнечные лучи искривляются, и человек может видеть отдаленные предметы приблизившимися, оторванными от земли, смещенными, искаженными, т. е. наблюдает мираж.

(Презентация «Экологические особенности пустынь Африки» слайды 10-12)

Учитель биологии и экологии

– Ученые называют природные условия пустынь экстремальными, т. е крайними и мы сейчас в этом полностью убедились . Одного здесь всегда в избытке ,другого не хватает . Главное ,чего остро не хватает в пустыне ,– это влага, лишь на короткий период летних дождей некоторые пустыни преображаются . И в этих условиях растет довольно много растений . Одна из лабораторий получила задание исследовать растения Африканских пустынь и выявить черты приспособления. Мы обращаемся к ним.

Лаборатория по изучению приспособлений растений к условиям пустынь Африки

(рассказывает о группе растений, обитающих в пустынных и полупустынных районах Африки, где решающим фактором выживания является вода; раскрывают понятие суккуленты и их приспособления к природным условиям пустынь Африки).

Эксперты

– Литопсы, недаром называют живыми камнями. Их листья окрашены под цвет гранитных, известковых почв; у плейоспилоса не только цвет, но и форма листьев напоминает гранитные осколки. Исследователь флоры Южной Африки доктор Р. Mapлот открыл титанопсис известковый случайно, решив опереться о «камень», оказавшийся живым растением.

(Презентация «Экологические особенности пустынь Африки» слайды 13-20)

Учитель биологии и экологии – Раз есть растения, значит, здесь могут жить и животные. Ни одно животное не может вынести длительного перегрева. Если оставить ящерицу или грызуна днем на солнцепеке, то буквально через несколько минут они погибнут от солнечного удара. Что бы выжить, обитатели пустынь должны знать три правила:

1. Как спрятаться от жары?

2. Где и как добыть воду?

3. Как ее сохранить в своем теле?

Лаборатория по изучению приспособлений животных к условиям Африканских пустынь

(рассматривают особенности жизнедеятельности животных в пустынях Африки)

Эксперты (комментируют кадры из фильма «Дикая Африка» в папке «Нарезка»)

– Обратите внимание перед вами намибский танец. Ящерица по очереди поднимает лапки, чтобы их остудить (кадр DVD).

– Пауки, как мы знаем, плетут паутину, а перед нами не простой паучок – это следопыт, он из песчинок делаем себе одеяло, прячась от жары, и даже использует это укромное местечко для ловли зазевавшихся насекомых (кадр DVD).

– Перед вами земляные белки, обратите внимание на их пушистые хвосты, эти удивительные животные используют их как зонтики, ну а если нападает враг – стоит только помахать хвостом и враг сдаётся (кадр DVD).

Эксперты

– Много загадок таит жизнь пустыни. Есть там еще такие животные, которые очень малоизвестны или вовсе не известны науке. А знание животного мира пустыни необходимо людям для успешного освоения богатых природных ресурсов этих суровых мест. Ведь пустыня – это и пастбища для овец, и охотничьи угодья. Чтобы умело осваивать ее, нужно хорошо представлять себе все тонкие и скрытые связи, которые существуют между растительностью пустыни и животными, ее поедающими; между хищными и травоядными животными, и предусмотреть те изменения, которые вызовет в пустыне деятельность человека.

Учитель биологии и экологии

Возврат к проблематике урока (презентация№2)

– Итак, мы проанализировали работу каждой лаборатории и давайте теперь подведём итоги. Вам предлагается закончить фразы:

Перечислите пустыни Африки………………………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Особенностью климата пустынь является………………………………. .

Корни у растений……………………………………………………………….

Стебли у растений………………………………………………………………

Листья у растений……………………………………………………………….

Тело животных покрыто………………………………………………………

Большинство животных активны…………………………………………. . . .

На лапках у животных………………………………………………………….

Воду животные добывают………………………………………………………

Заключительное слово учителя географии. III. Рефлексия (самооценка).

Лист самооценки

Ученика (цы)__________________________________________________

(Фамилия Имя, класс)

Критерии

Плохо

Удовлет

Хорошо

Отлично

Я владею информацией по данной теме

Я понимаю значение терминов

Я умею анализировать информацию

Я могу использовать приобретённые знания и умения в самостоятельном поиске информации

Я могу «считывать» информацию с карт

Я умею делать выводы, используя статистические данные

Я умею использовать сравнительный метод в работе

Я умею пользоваться ранее изученным материалом

Я могу использовать полученные знания в повседневной жизни

Используемая литература

1. Г. А. Денисова Удивительный мир растений. – М. : Просвещение, 2001.

2. Д. И. Трайтак Книга для чтения по ботанике. – М. : Просвещение, 2004.

3. С. И. Молис Книга для чтения по зоологии. – М. : Мысль, 2001.

4. Б. Гржимек Среди животных Африки. – М. : Мысль, 2001.

5. Н. П. Смирнова, А. А. Шибанова Поматерикам и океанам. – М. : Просвещение, 2003.

6. А. С. Емельянов 300 вопросов и ответов по странам и континентам. – Ярославль: Академия развития, 2001.

7. В. Тарасов Весёлый урок. География для любознательных. – Смоленск, 1999.

8. И. Яворовская Занимательная география. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2007.

Используемые УМК

1. В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М. : Дрофа, 2008;

2. А. М. Былова, Н. И. Шорина (под ред. Н. М. Черновой) Экология растений – М. : Вента – Граф, 2007;

3. В. Г. Бабенко, Д. В. Богомолов, С. П. Шаталова, А. О. Шубин (под ред. Н. М. Черновой) Экология животных – М. : Вента – Граф, 2007.

4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки географии 7 класс, 2004.

5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки биологии 7 класс, 2004.

Метки: География