Тема урока: Австралия. Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны. 7 класс
Тема урока: Австралия. Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны. 7 класс
Тип урока: комбинированный
Учебник: И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл. М. : Дрофа, 2010, 349 с.
Цель (для учителя): дать представление учащимся об особенностях климатических условий, внутренних вод и органического мира Австралии.
Цель (для учащихся): выявить факторы, определяющие особенности климатических условий, внутренних вод и органического мира материка Австралия.
Задачи (для учителя): 1. объяснить причины сухости климата на большей территории, бедности поверхностными водами; 2. развивать умение работать с картами атласа и анализировать климатограммы; 3. объяснение причин эндемичности органического мира, особенностей размещения природных зон по сравнению с ПЗ Африки; 4. продолжить формирование общих понятий о климатических поясах, внутренних водах и ПЗ материка.
Задачи (для учащихся): 1. определить климатообразующие факторы Австралии; 2. выявить причины сухости материка и бедности внутренних вод; 3. указать причины, обуславливающие эндемичность животного и растительного мира Австралии; 4. используя план и карты атласа, составить характеристику реки Австралии.
Оборудование (для учителя): карты Австралии (физическая и карта ПЗ материка), презентация «Органический мир Австралии», м/м проектор, экран.
Оборудование (для учащихся): учебник, рабочая тетрадь, пишущие принадлежности, атлас.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель проверяет готовность детей к уроку, сообщает цель и задачи урока.
2. Фронтальный устный опрос.
Мини-викторина: Что это? Кто это?
– Канберра,
– Тасмания,
– Бассов,
– Йорк,
– Большой Водораздельный хребет,
– Косцюшко,
– Красное сердце Австралии,
– Коала,
– Утконос.
3. Индивидуальный устный опрос.
Вопросы учителя:
– Назовите особенности рельефа Австралии.
– В чем сходство и различие рельефа Австралии и Африки?
– Приведите примеры существующих зависимостей между современным рельефом Австралии и внутренним строением материка.
– Почему рельеф Австралии сравнительно прост?
– Почему в Австралии низменности занимают большие площади, чем в Африке?
4. Объяснение нового материала.
При изучении климата Австралии предлагается выполнить задания на карточках. Класс делится на три группы. Каждая группа выполняет свои задания с последующим обобщением проделанной работы и выводами.
Задание № 1.
Африку называют самым жарким материком, а Австралию – самым сухим материком. Используя карты атласа, подтвердите это высказывание фактами.
Предполагаемый ответ:
1. Большая часть материка лежит в тропическом поясе.
2. На значительной части материка осадков выпадает от 250 до 500 мм/год, а в центре материка – менее 250 мм/год.
3. Около ½ материка занимают тропические пустыни.
4. Мало рек, большая часть которых пересыхает.
5. Мало озер, в основном они соленые.
Задание № 2.
Докажите, что Австралия – это не сплошная пустыня. Определите, как изменяются климатические условия в Австралии вдоль параллели 30 градусов ю. ш. Используя карты атласа, заполните таблицу и выявите климатические различия, объяснив причины их обуславливающие.
Средняя температура воздуха в январе | ||||
Средняя температура воздуха в июле | ||||
Годовое количество осадков, мм | ||||
Климатический пояс | ||||
Климатическая область |
Задание № 3.
Совершите путешествие по Австралии, пересекая ее с севера на юг по меридиану 140 градусов в. д. На основании карт атласа и полученных результатов, заполните таблицу.
Параметры | Север Австралии | Центр Австралии | Юг Австралии |
Средняя температура воздуха в январе | |||
Средняя температура воздуха в июле | |||
Годовое количество осадков, мм | |||
Климатический пояс | |||
Климатическая область |
5. Работа по картам атласа.
* Назовите и покажите на карте реки Австралии.
* Определите тип питания рек.
* Определите режим рек.
* На какой территории Австралии реки полноводны в течение всего года?
* Найдите на карте озера Австралии.
* Сточные они или бессточные?
* Определите степень минерализации озер.
* Тип питания озер.
Сделать вывод об особенностях внутренних вод материка.
6. Презентация «Органический мир Австралии» (7 минут).
Презентация размещена на моем мини-сайте в социальной сети работников образования: http://nsportal. ru/kulagina-svetlana-anatolevna
7. Домашнее задание.
Параграф 28 в учебнике. Составить характеристику реки Австралии по плану. По желанию сообщение: «Органический мир Австралии».
С. А. Кулагина, МБОУ "Школа №22", Балашиха, Московская область
Метки: География