Изучение запыленности пришкольной территории (занятие-практикум в 5 классе)
Изучение запыленности пришкольной территории (занятие-практикум в 5 классе)
Основой исследовательской работы является практикум «Изучение запыленности пришкольной территории» из сборника «Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций». Авторами данного практикума являются Муравьев А. Г. , Пугал Н. А. , Лаврова В. Н.
Цель: изучение уровня запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории.
Задачи:
1. Познакомиться с методикой выполнения практикума «Изучение запыленности пришкольной территории».
2. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Через реализацию цели и задач занятия сформировать следующие УУД:
Метапредметные умения:
– Ставить учебную цель и задачи под руководством учителя, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
– Планировать свою деятельность под руководством учителя;
– Выявлять причинно-следственные связи;
– Выслушивать и объективно оценивать другого учащегося;
– Уметь вести самостоятельно поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение;
– Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Личностные умения:
– Развитие учебно-познавательного интереса к географии и другим естественным наукам;
– Понимание значимости научного исследования природы.
Предметные умения:
– объяснять:
Специфику методов географических исследований. Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды.
– определять:
Отличительные особенности географических методов исследования;
Рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.
– овладеть:
элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров. Умениями и навыками использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды.
Оборудование:
– лента прозрачная с липким слоем (скотч),
– листы писчей бумаги,
– планшеты для крепления бумаги,
– сантиметровая лента;
– карандаш.
Ход занятия:
1. Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.
– Ребята, я попросила Вас выйти в школьный двор. Как вы думаете, зачем?(дети отвечают)
– Можно отправиться на экскурсию. Можно погулять в школьном дворе. Можно устроить футбольный матч. Можно насладиться прелестями природы весной. Именно особенности природы повлияли на мой выбор. Я предлагаю выполнить небольшую практическую работу. Вы выполняли практические работы? Что такое практическая работа? На уроках, каких предметов? (дети отвечают)
(Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания).
– Практическая работа – необычная. Полученные результаты можно использовать не только на уроках географии, но и для создания благоприятной экологической обстановки на пришкольной территории и в здании школы. Что же мы будем делать? Попробуем сформулировать тему практикума вместе. Внимательно послушайте первый стихотворный отрывок. О чем идет речь? Внимательно послушайте второй стихотворный отрывок. О чем идет речь?(дети отвечают)
Ты можешь обо мне не знать, А я залезу под кровать. Затем осяду на коврах, На абажурах и шкафах, Потом на тюль, под потолок, Чтоб ты меня найти не смог. И буду я до той поры, Пока меня не вытрешь ты! (пыль) |
На чуткой их листве мутнеют росы, Они о себе расскажут быль. Всю жизнь они – живые пылесосы, Из воздуха отсасывают пыль. А в детстве их не баловали лаской. Теперь им выпала судьба Дежурить в зной над детскою коляской, Их доля – молчаливая борьба. Они давно оставили бы город, Да только понимают не шутя- Лишь отойди, и кислородный голод Возьмет за горло спящее дитя (зеленые насаждения) |
– Верно. Мы будем изучать запыленность прикольной территории, используя листья деревьев, кустарников и трав.
2. Выполнение практической работы.
– Чтобы успешно выполнить практикум, предлагаю Вам отправиться в мир действий: измерять, определять, анализировать, заполнять, делать выводы и др.
– Работать будем командами, потому что вместе учиться интереснее. Команда – это сила!
– Работу в командах начнём с распределения обязанностей:
1. Измерители (2 человека): собирают образцы (листья растений) и измеряют с помощью сантиметровой ленты высоту, на которой собран образец (лист растения);
2. Экспериментаторы (2 человека): наклеивают липкую ленту на образцы;
3. Учетчик (1 человек): заносит данные измерений в таблицу.
– Ход работы:
1. Соберите листья с деревьев в разных участках пришкольной территории (у дороги, у жилых домов, в глубине зеленой зоны) и, по возможности, на разной высоте, записав место произрастания и высоту нахождения листа.
2. Приложите к поверхности листьев клейкую ленту (скотч).
3. Снимите пленку с листьев вместе со слоем пыли и приклейте ее на лист белой бумаги, подписав место произрастания растения, высоту нахождения листа.
4. Оцените степень запыленности по пятибалльной шкале:
при наблюдении прозрачной липкой ленты | Степень запыленности | Балл |
Едва заметное наличие пылевых частиц на прозрачной ленте | Незначительная | 1 балл |
Заметное наличие пылевых частиц | Малая | 2 балла |
Хорошо заметные скопления пылевых частиц, различимые даже при беглом взгляде, но не ухудшающие прозрачность ленты | Средняя | 3 балла |
Большое количество пылевых скоплений на липком слое, ухудшающее прозрачность ленты | Высокая | 4 балла |
Очень большое количество пылевых скоплений, делающее ленту непрозрачной | Очень высокая | 5 баллов |
5. По результатам наблюдений заполните таблицу:
Степень запыленности воздуха на пришкольной территории
№ | Место | Высота от поверхности почвы | Степень запыленности | Баллы |
6. Сделайте вывод о сравнительной степени и причинах запыленности пришкольной территории.
3. Рефлексия.
– Итак, наша работа завершилась. Большое спасибо за совместную работу. Мне бы хотелось узнать Ваше мнение о выполненном практикуме. Я предлагаю каждой команде закончить фразы:
1. сегодня я узнал _______________
2. было интересно _______________
3. было трудно _______________
4. я выполнял задания _______________
5. теперь я могу _______________
6. я приобрел _______________
7. у меня получилось_____
Н. Н. Безуглова, МКОУ "Аннинская СОШ с УИОП", Воронежская область
Метки: География