Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Изучение запыленности пришкольной территории (занятие-практикум в 5 классе)

Изучение запыленности пришкольной территории (занятие-практикум в 5 классе)

Основой исследовательской работы является практикум «Изучение запыленности пришкольной территории» из сборника «Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций». Авторами данного практикума являются Муравьев А. Г. , Пугал Н. А. , Лаврова В. Н.

Цель: изучение уровня запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории.

Задачи:

1. Познакомиться с методикой выполнения практикума «Изучение запыленности пришкольной территории».

2. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Через реализацию цели и задач занятия сформировать следующие УУД:

 Метапредметные умения:

– Ставить учебную цель и задачи под руководством учителя, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

– Планировать свою деятельность под руководством учителя;

– Выявлять причинно-следственные связи;

– Выслушивать и объективно оценивать другого учащегося;

– Уметь вести самостоятельно поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение;

– Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

 Личностные умения:

– Развитие учебно-познавательного интереса к географии и другим естественным наукам;

– Понимание значимости научного исследования природы.

 Предметные умения:

– объяснять:

Специфику методов географических исследований. Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды.

– определять:

Отличительные особенности географических методов исследования;

Рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.

– овладеть:

элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров. Умениями и навыками использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды.

Оборудование:

– лента прозрачная с липким слоем (скотч),

– листы писчей бумаги,

– планшеты для крепления бумаги,

– сантиметровая лента;

– карандаш.

Ход занятия:

1. Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.

– Ребята, я попросила Вас выйти в школьный двор. Как вы думаете, зачем?(дети отвечают)

– Можно отправиться на экскурсию. Можно погулять в школьном дворе. Можно устроить футбольный матч. Можно насладиться прелестями природы весной. Именно особенности природы повлияли на мой выбор. Я предлагаю выполнить небольшую практическую работу. Вы выполняли практические работы? Что такое практическая работа? На уроках, каких предметов? (дети отвечают)

(Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания).

– Практическая работа – необычная. Полученные результаты можно использовать не только на уроках географии, но и для создания благоприятной экологической обстановки на пришкольной территории и в здании школы. Что же мы будем делать? Попробуем сформулировать тему практикума вместе. Внимательно послушайте первый стихотворный отрывок. О чем идет речь? Внимательно послушайте второй стихотворный отрывок. О чем идет речь?(дети отвечают)

Ты можешь обо мне не знать,

А я залезу под кровать.

Затем осяду на коврах,

На абажурах и шкафах,

Потом на тюль, под потолок,

Чтоб ты меня найти не смог.

И буду я до той поры,

Пока меня не вытрешь ты! (пыль)

На чуткой их листве мутнеют росы,

Они о себе расскажут быль.

Всю жизнь они – живые пылесосы,

Из воздуха отсасывают пыль.

А в детстве их не баловали лаской.

Теперь им выпала судьба

Дежурить в зной над детскою коляской,

Их доля – молчаливая борьба.

Они давно оставили бы город,

Да только понимают не шутя-

Лишь отойди, и кислородный голод

Возьмет за горло спящее дитя (зеленые насаждения)

– Верно. Мы будем изучать запыленность прикольной территории, используя листья деревьев, кустарников и трав.

2. Выполнение практической работы.

– Чтобы успешно выполнить практикум, предлагаю Вам отправиться в мир действий: измерять, определять, анализировать, заполнять, делать выводы и др.

– Работать будем командами, потому что вместе учиться интереснее. Команда – это сила!

– Работу в командах начнём с распределения обязанностей:

1. Измерители (2 человека): собирают образцы (листья растений) и измеряют с помощью сантиметровой ленты высоту, на которой собран образец (лист растения);

2. Экспериментаторы (2 человека): наклеивают липкую ленту на образцы;

3. Учетчик (1 человек): заносит данные измерений в таблицу.

– Ход работы:

1. Соберите листья с деревьев в разных участках пришкольной территории (у дороги, у жилых домов, в глубине зеленой зоны) и, по возможности, на разной высоте, записав место произрастания и высоту нахождения листа.

2. Приложите к поверхности листьев клейкую ленту (скотч).

3. Снимите пленку с листьев вместе со слоем пыли и приклейте ее на лист белой бумаги, подписав место произрастания растения, высоту нахождения листа.

4. Оцените степень запыленности по пятибалльной шкале:

при наблюдении прозрачной липкой ленты Степень запыленности Балл
Едва заметное наличие пылевых частиц на прозрачной ленте Незначительная 1 балл
Заметное наличие пылевых частиц Малая 2 балла
Хорошо заметные скопления пылевых частиц, различимые даже при беглом взгляде, но не ухудшающие прозрачность ленты Средняя 3 балла
Большое количество пылевых скоплений на липком слое, ухудшающее прозрачность ленты Высокая 4 балла
Очень большое количество пылевых скоплений, делающее ленту непрозрачной Очень высокая 5 баллов

5. По результатам наблюдений заполните таблицу:

Степень запыленности воздуха на пришкольной территории

Место Высота от поверхности почвы Степень запыленности Баллы

6. Сделайте вывод о сравнительной степени и причинах запыленности пришкольной территории.

3. Рефлексия.

– Итак, наша работа завершилась. Большое спасибо за совместную работу. Мне бы хотелось узнать Ваше мнение о выполненном практикуме. Я предлагаю каждой команде закончить фразы:

1. сегодня я узнал _______________

2. было интересно _______________

3. было трудно _______________

4. я выполнял задания _______________

5. теперь я могу _______________

6. я приобрел _______________

7. у меня получилось_____

Н. Н. Безуглова, МКОУ "Аннинская СОШ с УИОП", Воронежская область

Метки: География