Тема: География: древняя и современная наука, 5 класс
Тема: География: древняя и современная наука, 5 класс
Тип урока: Вводный урок.
Общая дидактическая цель урока: Создание условий для формирования представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека.
Планируемые результаты: Зарождение науки о Земле. Система географических наук. Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК.
Личностные УУД: проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.
Предметные результаты обучения: Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Определять понятие «география»
Метапредметные результаты обучения:
Познавательные УУД: Выделять и формулировать познавательную цель. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме
Регулятивные УУД: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно
Коммуникативные УУД: С достаточной полнотой и точностью выражаать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаци
Оборудование: физическая кapтa, полушарий, презентация
Образовательный аспект: Проверить степень усвоения материала по теме «Представление древних народов о Земле», выявить проблемы, наметить пути их ликвидации;
Развивающий аспект: Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:
Воспитательный аспект: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||||||||
I. Организационный этап. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке. Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок географии? Географию, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука - Это география! Давайте с вами познакомимся. Происходит знакомство с учащимися . |
Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их. |
|||||||||
II . Актуализация знаний. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без знаний, требований к уроку географии. Ученик готов к уроку, если у него на столе лежит учебник, атлас, контурные карты и тетрадь. Домашнее задание невозможно выполнять без атласа. Далее даются требования к работе с атласом к. к. и учебником. – Происходит знакомство с учебником. |
1 Учащиеся знакомятся с атласом , учебником и контурными картами. |
|||||||||
III. Мотивация к учебной деятельности. Звучит песня « Гимн географов». Загадка. Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все – и млад, и стар, Что она – большущий шар. 1. Вопрос учителя: О чем идет речь в этой загадке? Фото Земли из космоса. 2. Вопросы учителя:
3. Учитель читает стихотворение. Я Землю сравнил бы с моей Головой: Как наша планета – лесами, Покрыта местами она бородой, Усами и волосами. Мой взгляд называют бездонным не зря: Глаза, как озера, И даже – моря. . . Бывает, что слезы щекою Оттуда сбегают рекою. А гордый мой нос – он подобен хребту, И тянется горною цепью ко рту. А эти чудесные уши - Как часть неизвестная суши! Все части лица моего не пусты: Его поднесешь к микроскопу - И Азии где-то заметишь черты, А где-то увидишь Европу! Кругла, как земля, голова у меня, И так же она хорошеет, И так же меняется день ото дня, И вертится. Только на шее. . . Ну, в общем, всем ясно, Что наша планета Сходство имеет. С портретом поэта. Во время стихотворения появляются фотографии леса, озера, моря, горы. 4. Вопрос учителя: Все это изучает наука? |
Отвечают на вопросы. Слушают рассказ учителя. |
|||||||||
IY. самоопределение( целепологание) Упражнение на целеполагание. Вопросы:
Если мы не знаем ответы на эти вопросы, то какие вопросы мы должны задать? В течение урока мы должны ответить на эти 3 вопроса. Это цели урока, написать на доске. |
Перед каждым учеником табличка. Обвести слова «Да» или «Нет» напротив каждого словосочетания.
|
|||||||||
V. Первичное усвоение новых знаний. Учитель: Ребята, мы с Вами начинаем изучать географию. – Что означает «география» в переводе древнегреческого? – Как появилась наука география? – Почему география долгое время была описательной наукой? – Чем занимается современная география? Физкультминутка Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, Улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем , как зайки, Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вдохнули. Отдохнули? Отдохнули! – Учитель: Что такое современная география? Работа в парах. Задание прочитать текст и проанализировать схему рис. 2 Учитель: Какую географию вы будете изучать? Учитель: География – наука древняя. Знания о Земле накапливались тысячелетием. Кого называют «отцом географии?» Просмотр видеофильма «Эратосфен» http://www/youtube. com/watch?v= T4kxwZe dGQ |
Учащиеся, используя текст учебника, §1 отвечают на вопросы. Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. Учащиеся работают с рис. 2 «Древо» географических наук и текстом учебника Отвечают на вопросы. Просмотр видеофильма |
|||||||||
YI. Первичное усвоение новых знаний Задание. Хорошо подумай и приведи примеры профессий, где знания географии особо необходимы. Электронный учебник. «Географ-специалист многих профессий» |
Называют и аргументируют профессии. | |||||||||
YII. Первичное закрепление. Ответить на вопросы в конце параграфа. |
Отвечают на вопросы самостоятельно, задавая их друг другу. | |||||||||
VIII. Подведение итогов урока. – Какую задачу мы ставили на уроке? – Удалось решить нам поставленную задачу? – Что еще нужно сделать? – Где можно применить новое знание? – Что на уроке у вас хорошо получалось? – Над чем еще нужно поработать? – Наш урок подходит к концу. Выставление отметок. |
IX. Подведение итогов урока. – Какую задачу мы ставили на уроке? – Удалось решить нам поставленную задачу? – Что еще нужно сделать? – Где можно применить новое знание? – Что на уроке у вас хорошо получалось? – Над чем еще нужно поработать? – Наш урок подходит к концу. Выставление отметок. |
Отвечают на поставленные вопросы. |
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Д. з. §1 Спасибо за работу на уроке! |
Учащиеся внимательно слушают.
|
X. Рефлексия. – Кто работал на уроке лучше всех? – Кому еще надо стараться? – С каким настроением вы уйдете с урока? |
Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»: красный-я работал отлично, мне всё понятно желтый-я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось |
О. Л. Пономаренко, ГБОУ СОШ №3, г. Нефтегорск, Самарская область
Метки: География