Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

«Глобальные проблемы человечества», 11класс

«Глобальные проблемы человечества», 11класс

Программно-методическое обеспечение: базовый уровень по учебнику В. П. Максаковского, 10 класс

Цели урока:

Знать: (познавательные УУД)

– понятие глобальные проблемы человечества,

– классификацию глобальных проблем человечества,

– этапы формирования человеческого общества, роль природы в становлении и развитии человеческого общества.

Уметь: (метапредметные УУД)

– на основе работы с различными источниками дополнительной информации анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, размышлять, находить ответы, правильно ставить вопросы, выслушивать собеседника.

Личностные УУД:

– осознать теснейшую связь между природой и обществом;

– осознать мусульманское происхождение проблем;

– формировать нравственную позицию обучающегося.

Продолжительность занятия -45 минут

Формы организации деятельности обучающихся:

– индивидуальная,

– фронтальная.

Тип урока: урок – размышление.

Вид урока: урок обобщения знаний.

Ход урока:

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Я рад видеть вас на сегодняшнем уроке. Давайте начнем сегодняшний урок с добра. Доброта важнейшее качество человека. Я предаю частичку добра Алене,Юлаю (рукопожатие первого ученика, далее по цепочке снова до учителя). Я чувствую, что добра стало больше, ведь каждый из вас с рукопожатием передал частичку добра друг другу.

1. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Постановка задач урока.

А что же будет темой нашего урока? Послушайте такую историю.

Давным-давно, около 5 млрд. лет назад у матери Вселенной родилась дочь – звали ее Земля. Ее отец – Космос на радостях устроил пир на весь мир и позвал в гости все галактики и созвездия. Каждый, кто приходил посмотреть на красавицу-Землю, приносил ей разные подарки. Созвездия дарили ей Звезды, чтобы она могла смотреть на них по ночам и радоваться. Галактики подарили ей Млечный путь, который указывал ей дорогу в звездном мире. Отец подарил ей солнце, чтобы оно согревало Землю. Мать подарила ей Луну, чтобы она могла помечтать, глядя на нее. Фея Аква подарила ей чистую прохладную воду, чтобы ее не мучила жажда. Фея Аэра подарила ей прекрасное, почти невесомое бледно-голубое покрывало, которое сверху покрыла тонким слоем озона, чтобы он не пропускал слишком много ультрафиолетовых лучей. И хотя покрывало было очень тонкое, но оно согревало Землю и защищало ее от метеоритов. Фея Нейча подарила земле растения и животных. Украсила ее наряд цветами и бабочками. Все радовались, глядя на прекрасную Землю. И только злая колдунья Вирулина, которую не позвали на этот праздник, не простила обиды и решила отомстить. Долго думала она, как ей поступить, не один миллион лет прошел, и, наконец, придумала. Поселила на Земле человека. Земля не сразу забеспокоилась. «Пусть живет», – думала она. Много у меня богатства, на всех хватит. А Вирулина не торопилась, знала, что месть ее будет долгой, и, наконец, дождалась. Пришла как-то Вселенная в гости к своей дочери и не узнала ее. Все тело Земли изрыто карьерами, изранено взрывами бомб, засыпано мусором. Чистые когда-то моря и реки покрыты нефтяной пленкой. Леса почти все вырублены. Кислорода в воздухе все меньше, а углекислого газа все больше. Тонкое покрывало все в дырах, и губительные ультрафиолетовые лучи жгут израненное тело Земли. Ужаснулась Вселенная.

Итак, давайте попробуем определить тему нашего урока.

Что же такое глобальные проблемы человечества? Почему средства массовой информации всё больше и больше говорят о будущем человечества. Почему эти проблемы волнуют умы учёных, писателей, журналистов, кинорежиссёров?

Сегодня у нас в гостях историки, кинорежиссеры, деятели искусства, географы, биологи, священнослужители.

И я предлагаю следующую тему разговора:

Глобальные проблемы человечества

Передаю слово корреспонденту Суюндиковой Алии.

2. Основная часть урока.

Корреспондент журнала «География в школе» Суюндикова Алия: Какие проблемы человечества сегодня относятся к категории глобальных. Какова их классификация?

Географ Хисамов Юлай:

Глобальные проблемы:

– во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы

– всех стран, народов и социальных слоев;

– во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации;

– в-третьих, требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов.

Количество глобальных проблем варьирует в очень широких пределах: от, примерно, десяти до сорока и более. Но если иметь в виду главные проблемы, то можно отметить следующие.

1) Проблема мира и разоружения, предотвращение новой мировой войны;

2) Экологическая проблема;

3) Демографическая проблема;

4) Энергетическая проблема;

5) Сырьевая проблема;

6) Продовольственная проблема;

7) Проблема использования Мирового океана;

8) Проблема мирного освоения космоса.

Биолог Алибаев Айгиз: рассказывают о научной теории возникновения и эволюции человека.

Имам: мусульманская теория происхождения человека. С момента появления человека до сегодняшнего дня прошло огромное количество лет, на протяжении которых просто не могли не меняться нормы взаимодействия общества и природы. Что по этому поводу скажут историки?

Историк Гафаров Рафис:

Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления скотоводства и земледелия. Человек в этот период находился в единстве с природой, сколько-нибудь заметно не выделялся из нее и не оказывал на природу ощутимого воздействия. На примитивных орудиях труда и невысоком развитии разума основывалась так называемая «присваивающая» экономика, включающая в себя собирательство, охоту, рыболовство и изготовление простейших орудий труда и бытовых предметов. «Дикое», первобытное состояние человека порождало признание им своего происхождения от различных явлений природы, зависимости и подчиненности им, что наглядно отражено в мифологии.

Второй этап взаимодействия общества и природы связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризовало переход к «производящей» экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Но общественное производство (строительство ирригационных сооружений, вырубка под пашни лесов, селекционная деятельность и т. д. ) имело и оборотную, разрушительную для природы сторону, пока еще характеризовавшуюся локальностью и ограниченностью последствий. На этом этапе уже вполне отчетливо проявилось различие общества и природы.

Начало третьего этапа взаимодействия общества и природы связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии. Быстрыми темпами росли общественные производительные силы, гигантски увеличились масштабы материального производства. В погоне за прибавочной стоимостью буржуазия хищнически эксплуатировала не только трудящихся, но и природу. На этом этапе общество и природа превратились в антагонистические противоположности, что нашло отражение в представлении о человеке как о господине, царе природы и в восприятии природы в качестве мастерской и неисчерпаемого источника богатств.

Своего апогея этот процесс достиг в эпоху НТР (научно-технической революции), показавшую ограниченность человеческих попыток произвольно-эгоистического преобразования природы только ради преходящей, сиюминутной выгоды. ХХ век явился четвертым этапом, обнажившим противоречие между обществом и природой. С одной стороны, человечество обладает небывалыми по сравнению с прошлым возможностями по преобразованию природы и общества, а с другой стороны, их реализация привела к небывалым масштабным разрушительным и для природы, и для людей последствиям неразумного воздействия на природу. Возникло и осознание необходимости отказа от старых форм взаимодействия с природой, и социальное движение за формирование нового отношения к природе (движение «зеленых»). Требуется коренная перемена взаимодействия общества и природы, что должно составить содержание будущего, пятого этапа их развития, т. е. становления качественно новых отношений общества и природы.

Эколог Субхангулова Эльвина: Хотелось бы немного добавить. Проходя указанные этапы развития, с точки зрения экологии, человек занимал различные экологические ниши.

1. Ниша первобытных собирателей.

– в рационе первобытных собирателей преобладала растительная пища с небольшой долей животной пищи;

– люди постоянно выполняли тяжелую работу по добыванию пищи и осваиванию больших кормовых территорий;

– добытая пища лишь покрывала их энергетические потребности.

Вывод: отрицательного воздействия на природу со стороны человека не оказывалось.

2. Ниша первобытных охотников и рыболовов.

– использование орудий охоты (охота группами, устройство загонных ям и загонных путей) позволило занять экологическую нишу хищников;

– начало использования огня привело к увеличению потребления животной пиши.

Вывод: наблюдалось первое отрицательное воздействие на природу – выжигание лесов для целей загонной охоты, затем для подсечно-огневого земледелия.

3. Ниша скотоводов и земледельцев.

Люди ведут сначала кочевой (кочевое скотоводство), затем оседлый образ жизни, что приводит к:

– уменьшению кормовых площадей, возникновению первых искусственных экосистем, примитивных агроценозов, где выращиваются растения, пригодные для возделывания;

– разведению животных, пригодных для одомашнивания;

– переходу от свойственного всем животным экологического способа добывания пиши к социальному способу – производству продовольствия;

– созданию постоянных поселений с необходимым разделением труда;

– развитию социальных связей.

Вывод: перечисленные факты способствовали появлению устойчивой материальной культуры и привели к возникновению цивилизаций.

4. Ниша современного человека как биосоциального вида.

– экологическая емкость среды обитания современного человека существенно расширилась;

– пищевые связи усложнились, произошло удлинение и многократное увеличение энергетических затрат на единицу конечной продукции;

– к возможности трудовой деятельности человека увеличились благодаря развитию науки и техники, и сейчас он использует не примитивные орудия труда, а сложнейшие механизмы (машины, ракеты) и информационные связи человечества (сотовые телефоны) существенно расширились; благодаря компьютерной технике человек способен воспринимать и накапливать информацию любой степени сложности, перерабатывать ее и адресовать не только современникам, но и будущим поколениям;

– человек – единственный вид на планете, способный использовать законсервированную солнечную энергию в виде органического топлива (уголь, нефть, газ), а также атомную энергию;

– все это стало возможным благодаря развитию социальных связей человека и теперь взаимосвязи человека с природой следует определять как социально-экологические, а самого человека – как биосоциальный вид.

Вывод: человек настолько сильно преобразил свою экологическую нишу, что ее уже трудно назвать естественной средой обитания человека.

Физкультурная пауза. 3-4 упражнения

Корреспондент журнала «География в школе» Правильно ли я Вас понимаю: «На всем протяжении истории человек изменяет свою экологическую нишу, а экологические проблемы возникли только на последнем этапе?»

Имам: Если Вы помните Коран, то там была описана первая глобальная проблема, которая привела к катастрофическим последствиям.

Все человечество стало настолько бессердечным, что Аллах решил наказать людей потопом и спасти только одну семью. Несколько лет они строили корабль-ковчег. Они звали людей, но никто не верил в то, что потоп может захлестнуть мир. И в самом деле, они заполнили свой ковчег только животными, которым угрожал потоп. Сорок дней сильнейшего дождя смыли все остальное человечество с лица земли Конечно, при этом погибло и множество животных. Причиной же этой катастрофы были именно бездумные человеческие поступки.

В современном общественном сознании наиболее активно распространяют те объяснения экологических бедствий, которые основаны на путанице причин, следствий и понятий. Создаются мифы о перенаселении планеты, леденящие душу истории об озоновой дыре, глобальном потеплении. Однако, проблема заключается в другом. Суть демографической проблемы, например, состоит не в угрожающем росте численности людей, а в чудовищном падения нравственного их уровня. Жизненного пространства хватит и на 50 миллиардов.

Географ Хисамов Юлай: Соглашусь с высказанным мнением и хочу сделать некоторые уточнения, обратив ваше внимание на следующие цифры.

В 1991 г. , индустриально развитые страны, составлявшие 22% населения планеты, владели 61% мирового валового национального продукта. Остальные 39% приходились на долю 78% населения Земли. Имея лишь 4% населения планеты, США произвели в 1992 г. 24% мирового объёма двуокиси углерода (больше, чем Канада, Индия, вся Южная Америка и Африка вместе взятые). И при населении в 3 раза меньше индийского, американцы в расчёте на душу населения потребляют в 33 раза больше алюминия, в 163 раза природного газа. Соответственно, гораздо больше и объём производимых отходов. Одной только двуокиси углерода в расчёте на одного человека там производится в 19 раз больше, чем в Индии.

Приведенные цифры показывают, что главнейшими причинами экологических бедствий являются вовсе не природные катастрофы и не "строгие законы научно-технического прогресса", не перенаселение планеты и недостаток природных ресурсов, а несправедливое распределение этих ресурсов и неэффективное их использование.

Генеральный секретарь конференции ООН по окружающей среде и развитию М. Стронг на открытии форума в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. заявил: "Путь, которым пришли к своему благополучию развитые страны, не приемлем для человечества в целом Мы не можем обеспечить экологическую безопасность планеты в социально несправедливом мире".

Форум в Рио-де-Жанейро стал первой серьезной попыткой заявить на весь мир о необходимости перейти от дикости "общества потребления" на разумный путь "устойчивого развития". Этот путь, в первую очередь, означает ясную систему нравственных координат, соблюдение норм национального и международного права.

Эколог Субхангулова Эльвина: Концепция "устойчивого развития" приводят к выводу о том, что уровень экологической безопасности прямо зависит от нравственного состояния общества. Но современное общество не только игнорирует этот вывод, но и делает все для того, чтобы о нем поскорее забыли. Но забывать об этом нельзя, поскольку все нации и народы жёстко связаны с кормящим ландшафтом. И разрушение его даже на сравнительно небольших территориях может вызвать цепь необратимых последствий планетарного масштаба.

Всеобщая экологическая безопасность определяется установившимися традициями природопользования. Традиции же отражают духовно-нравственное состояния нации. С древнейших времен отношения к среде обитания имело религиозную основу. Ее утрата привела к потере связи человека с землей.

Имам: К сожалению, в последние столетия человек слишком увлекся перестройкой окружающего его мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы побыстрее получить побольше выгод и удобств для себя, а не для всех. Они перестали видеть в природе самый прекрасный мусульманский мечеть.

Мусульманин изучающий законы природы, исполняет великое и именно мусульманское служение.

Развитие науки и познание мира – это доброе дело для человека, если относится к нему ответственно. Сегодня необходимо изменение сознания человека, религиозное постижение смысла бытия. Человечеству необходимо кардинальное изменение культурной политики.

Корреспондент журнала «География в школе»: Какова сегодня роль деятелей искусства в изменении экологического сознания человечества?

Кинорежиссер Чехлань Алена: Культура и искусство – самый кратчайший путь к формированию сознания и возвышению, просветлению души человека. Особенно важную роль играют экранные искусства кино и телевидение. Этим искусствам государство должно уделить особое внимание. Кинематограф и телевидение должны быть переориентированы на формирование экологии души человека, на воспитание духовно-нравственного иммунитета молодого поколения.

Даже во времена жестокого атеизма великие режиссёры советского кинематографа создавали экологически чистые произведения: «Земля» – Довженко, «9 дней одного года» – Ромма, «Белый Бим, чёрное ухо» – Ростоцкого, «Степь» Бондарчука, «Живёт такой парень» и «Калина красная» – Шукшина, «Солярис», «Сталкер» и «Жертвоприношение» – Тарковского Экологией души занимаются и лучшие современные режиссёры: Михалков и Сокуров, Герман и Рязанов, Панфилов и Тодоровский, и десятки лучших режиссёров документалистов. . .

Кино – сильнейший ключ к воздействию на сознание, Кино может менять модель восприятия мира. И что самое, пожалуй, ценное в данном контексте – кино это кратчайший путь к сознанию подрастающего поколения. Потому что именно они, сегодняшние школьники будут управлять страной и принимать решения, в какой стране и на какой планете им жить.

Отрывок из кинофильма «Аватар»

3. Заключение:

Земля – голубая, прекрасная, уникальная. Мы – продукт Земли, такая же биологическая форма жизни, как и все остальное, как и она сама. Мы состоим из ее элементов. Мы не можем жить без планеты, вне ее. Мы также не можем жить без общества, мы так устроены, нам вместе – легче выжить. Но мы – Человек и Общество – все вместе – семимильными шагами идем к собственному уничтожению.

Земной шар круглый, и нет чужих проблем. Мы все в зоне риска. Поэтому у человечества нет сегодня заботы более серьезной, чем найти силы, найти средства, найти разум, чтобы поладить с природой и разрешить социальные конфликты. Иначе придется возвращаться к некоему подобию каменного века, мрачной эпохе насилия.

Рефлексия.

Выразите свое отношение к теме сегодняшнего урока с помощью математических знаков:

+ – эмоции, чувства,

% – нейтральная позиция,

: -размышления.

5. Домашнее задание.

Мини эссе на тему «Послание сквозь века»

Т. А. Мухамедьянов, МБОУ "Аллабердинская СОШ", Тюльганский район,, Оренбургская область

Метки: География