Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Методическая разработка урока по теме «Реки», 6 класс

Методическая разработка урока по теме «Реки», 6 класс

Аннотация

Характерная проблема: река как источник поставки продуктов питания. Я применяю на уроке частично – поисковой проблему. Проблемная задача. Способ решения ученику неизвестен. Ученик самостоятельно отыскивает и решает. Рассказать о виденной ими реки. Моя задача – помочь учащимся увидеть и осознать увиденное в природе.

Введение

Содержание понятия «река» будет неполным без элементарного знакомства с основными источниками питания. Актуальность вопроса решу проводя систематическое наблюдения за погодой и изменения водного режима. Содержание этого вопроса изложено в учебнике для ознакомления для выбора режима своей реки. У нас течет река Юшатырь. Так, ребята, наблюдающие в своей местности весеннее половодье, могут сами рассказать о нем.

Что такое река? Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении-русле реки.

Река течет по уклону земной поверхности.

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника

Выбегает голубое чудо-

Русская великая река.

Н. Палькин.

Работа с картой. Определяют ,на какой высоте он расположен, при каких условиях течет?

Рассказывают о режиме и питания рек.

Технологическая карта урока географии

Предмет: география Т. П. Герасимова. , Н. П. Неклюкова .

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: расширить и углубить знания о водах суши – реках.

Задачи урока:

Образовательные: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.

Познакомить с крупнейшими реками России, мира.

Сформировать представление о направлении течения и скорости равнинных и горных рек

Развивающие: Уметь называть, показывать реки мира, России, мира.

Уметь определять водоразделы и бассейны рек.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.

Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников

Планируемый результат: Учащиеся должны уметь:

Называть и правильно показывать реки, основные части реки, бассейн, водораздел.

Объяснять понятия: река, исток, устье, приток, бассейн, водораздел, речная система.

Описывать реку по плану.

Определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.

Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

Оборудование:

физическая карта полушарий, макет "Водораздел", атласы,

учебники Герасимовой Т. П. , Неклюковой Н. П. География. Начальный курс. М. : 2007

N п/п Этап Время Методы и формы Деятельность учителя Деятельность . учащихся

1 Организационный момент 1 мин.

Диалог:

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Готовят рабочее место

2 Проверка выполнения д/з 5 мин. индивидуальный опрос – работа с карточками (3 – 4 уч), фронтальный опрос

Выявляет уровень знаний по д/з. Определяет типичные недостатки. Мобилизируют интерес, внимание

Ученики отвечают на вопросы учителя.

3 Установка познавательной задачи

Устное сообщение учителя: Вода – одно из начал существования всего живого на Земле. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, непонимая, что ты такое».

Предлагаю отгадать загадки:

– Течет, течет – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.

– Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

– Между гор, между дол

Бежит белый конь.

4 Предлагают варианты ответов.

5 Целеполагание

Изучение нового материала 2 мин.

10 мин. Диалог

Беседа

Рассказ – вступление

6 Объяснительно – иллюстративный

Эвристический (частично-поисковый) Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока (Реки)

7 Предлагает определить значимые цели урока для каждого по теме урока: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.

Познакомиться с крупнейшими реками России, мира.

Уметь называть, показывать реки мира, России,

Уметь определять водоразделы и бассейны рек.

8 Обращается к жизненному опыту учащихся: В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки. Расскажите о виденной вами реке. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река? Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

9 По учебнику, рассказываем о строении реки, записывают тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку.

10 Высказывают свои ассоциации со словом «река».

11 Читают определение в учебнике стр. 87

12 Запись определения в тетрадь.

13 Обозначают на рис. (приложение 2) части речной системы

14 Первичная проверка понимания 5 мин. Работа в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий. Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы. Работают в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий

15 Изучение нового материала 10 мин. Объяснительно-иллюстративный

Эвристический (частично-поисковый)

16 Игра «Географическая почта» Показывает презентацию, рассказывает о режиме и питании рек.

17 Проверяет правильность выполнения работы.

1) 420 с. ш. , 780 з. д. (Ниагарский)

2) 50 с. ш. , 620 з. д. (Анхель)

3) 180 ю. ш. , 260 в. д. (Виктория)

Дополняют схему (приложение 3).

Физкультурная пауза. 3-4 упражнения

18 Самостоятельно знакомятся с особенностями равнинных и горных рек, работая с текстом учебника стр. 91 -92, рис. 57,60 или просмотр видеофильма «Горные и равнинные реки»)

19 Игра «Географическая почта»

20 Работают в 3 группах:

1 гр. изучить рис. 61 на стр. 93. Объяснить, как образуются пороги.

2 гр. изучить рис. 62 на стр. 93. Объяснить, как образуются водопады. В каком направлении движутся водопады?

3 гр. Найти на физической карте полушарий водопады, используя их координаты:

– 420 с. ш. , 780 з. д.

– 50 с. ш. , 620 з. д.

– 180 ю. ш. , 260 в. д.

21 Закрепление знаний 7 мин. Фронтальный опрос

Организует деятельность по применению новых знаний: практикум «Описание реки по плану»

2 2 Конкурс знатоков.

Выполняют работу

23 Домашнее задание 2 мин. Инструктаж Предлагает домашнее задание на выбор:

§ 30, составить к материалу параграфа 6-7 вопросов.

24 Составить кроссворд по терминам темы.

25 Нанести на К/К крупные реки мира Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.

26 Подведение итогов. Беседа. Предлагает дополнить предложение:

Рефлексия

Я знаю, что такое __________Я могу_____

Я научился __________Определяют уровень достижений своих результатов.

Отвечают на вопросы учителя

Приложение 1.

Установите соответствие

1. Вода, находящаяся в земной коре называется __________А. минеральными водами

2. Горные породы, пропускающие воду, называются __________Б. источниками (родниками)

3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах (напр. : солях, гипсе, известниках) называются __________В. межпластовыми водами

4. Слой, насыщенный водой называется __________Г. водоносным слоем

5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются __________Д. пещерами

6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах , в оврагах, резных долинах называются __________Е. водопроницаемыми горными породами

7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется __________Ж. грунтовыми водами

8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются __________З. подземной водой

Ответы: 1. З; 2. Е; 3. Д; 4. Г: 5. Ж; 6. Б; 7. В; 8. А.

Заключение

Теперь учащиеся могут ответить , что делает река с горными породами, какие из них и почему разрушаются легче, быстрее, медленнее, и подойти к выводу о том , что река образует свое русло очень медленно, что реки существуют многие тысячи лет.

Конкурс знатоков:

а) Я – сибирская река

Широка и глубока

Букву «е» на «у» смени -

Стану спутником земли.

(Лена – Луна)

б) Ты, меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина – герой,

Но если «я» на «н» сменяешь,

Сибирской стану я рекой.

(Елисей – Енисей)

в) В Африке известная река,

К ней прибавьте срочно букву «к»

Слово все наоборот прочтите,

Город в Подмосковье отыщите.

(Нил + к = Клин)

г) – Название какой реки состоит из предлога и цифры? (Припять)

– Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога? (Яна)

– Название какой реки у тебя во рту? (Десна)

– Какую реку можно срезать ножом? (Прут)

– Какой приток Дона носит название дерева? (Сосна)

– Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз)

Рефлексия.

Выразите свое отношение к теме сегодняшнего урока с помощью математических знаков:

+ – эмоции, чувства,

% – нейтральная позиция,

: -размышления.

Домашнее задание: сочинять рассказ по теме « речка Юшатырь»

Т. А. Мухамедьянов, МБОУ "Аллабердинская СОШ", Тюльганский район,, Оренбургская область

Метки: География