Методическая разработка урока по теме «Реки», 6 класс
Методическая разработка урока по теме «Реки», 6 класс
Аннотация
Характерная проблема: река как источник поставки продуктов питания. Я применяю на уроке частично – поисковой проблему. Проблемная задача. Способ решения ученику неизвестен. Ученик самостоятельно отыскивает и решает. Рассказать о виденной ими реки. Моя задача – помочь учащимся увидеть и осознать увиденное в природе.
Введение
Содержание понятия «река» будет неполным без элементарного знакомства с основными источниками питания. Актуальность вопроса решу проводя систематическое наблюдения за погодой и изменения водного режима. Содержание этого вопроса изложено в учебнике для ознакомления для выбора режима своей реки. У нас течет река Юшатырь. Так, ребята, наблюдающие в своей местности весеннее половодье, могут сами рассказать о нем.
Что такое река? Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении-русле реки.
Река течет по уклону земной поверхности.
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо-
Русская великая река.
Н. Палькин.
Работа с картой. Определяют ,на какой высоте он расположен, при каких условиях течет?
Рассказывают о режиме и питания рек.
Технологическая карта урока географии
Предмет: география Т. П. Герасимова. , Н. П. Неклюкова .
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: расширить и углубить знания о водах суши – реках.
Задачи урока:
Образовательные: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.
Познакомить с крупнейшими реками России, мира.
Сформировать представление о направлении течения и скорости равнинных и горных рек
Развивающие: Уметь называть, показывать реки мира, России, мира.
Уметь определять водоразделы и бассейны рек.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.
Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников
Планируемый результат: Учащиеся должны уметь:
Называть и правильно показывать реки, основные части реки, бассейн, водораздел.
Объяснять понятия: река, исток, устье, приток, бассейн, водораздел, речная система.
Описывать реку по плану.
Определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.
Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.
Оборудование:
физическая карта полушарий, макет "Водораздел", атласы,
учебники Герасимовой Т. П. , Неклюковой Н. П. География. Начальный курс. М. : 2007
N п/п Этап Время Методы и формы Деятельность учителя Деятельность . учащихся
1 Организационный момент 1 мин.
Диалог:
Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха
Готовят рабочее место
2 Проверка выполнения д/з 5 мин. индивидуальный опрос – работа с карточками (3 – 4 уч), фронтальный опрос
Выявляет уровень знаний по д/з. Определяет типичные недостатки. Мобилизируют интерес, внимание
Ученики отвечают на вопросы учителя.
3 Установка познавательной задачи
Устное сообщение учителя: Вода – одно из начал существования всего живого на Земле. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, непонимая, что ты такое».
Предлагаю отгадать загадки:
– Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
– Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
– Между гор, между дол
Бежит белый конь.
4 Предлагают варианты ответов.
5 Целеполагание
Изучение нового материала 2 мин.
10 мин. Диалог
Беседа
Рассказ – вступление
6 Объяснительно – иллюстративный
Эвристический (частично-поисковый) Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока (Реки)
7 Предлагает определить значимые цели урока для каждого по теме урока: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.
Познакомиться с крупнейшими реками России, мира.
Уметь называть, показывать реки мира, России,
Уметь определять водоразделы и бассейны рек.
8 Обращается к жизненному опыту учащихся: В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки. Расскажите о виденной вами реке. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река? Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.
9 По учебнику, рассказываем о строении реки, записывают тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку.
10 Высказывают свои ассоциации со словом «река».
11 Читают определение в учебнике стр. 87
12 Запись определения в тетрадь.
13 Обозначают на рис. (приложение 2) части речной системы
14 Первичная проверка понимания 5 мин. Работа в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий. Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы. Работают в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий
15 Изучение нового материала 10 мин. Объяснительно-иллюстративный
Эвристический (частично-поисковый)
16 Игра «Географическая почта» Показывает презентацию, рассказывает о режиме и питании рек.
17 Проверяет правильность выполнения работы.
1) 420 с. ш. , 780 з. д. (Ниагарский)
2) 50 с. ш. , 620 з. д. (Анхель)
3) 180 ю. ш. , 260 в. д. (Виктория)
Дополняют схему (приложение 3).
Физкультурная пауза. 3-4 упражнения
18 Самостоятельно знакомятся с особенностями равнинных и горных рек, работая с текстом учебника стр. 91 -92, рис. 57,60 или просмотр видеофильма «Горные и равнинные реки»)
19 Игра «Географическая почта»
20 Работают в 3 группах:
1 гр. изучить рис. 61 на стр. 93. Объяснить, как образуются пороги.
2 гр. изучить рис. 62 на стр. 93. Объяснить, как образуются водопады. В каком направлении движутся водопады?
3 гр. Найти на физической карте полушарий водопады, используя их координаты:
– 420 с. ш. , 780 з. д.
– 50 с. ш. , 620 з. д.
– 180 ю. ш. , 260 в. д.
21 Закрепление знаний 7 мин. Фронтальный опрос
Организует деятельность по применению новых знаний: практикум «Описание реки по плану»
2 2 Конкурс знатоков.
Выполняют работу
23 Домашнее задание 2 мин. Инструктаж Предлагает домашнее задание на выбор:
§ 30, составить к материалу параграфа 6-7 вопросов.
24 Составить кроссворд по терминам темы.
25 Нанести на К/К крупные реки мира Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.
26 Подведение итогов. Беседа. Предлагает дополнить предложение:
Рефлексия
Я знаю, что такое __________Я могу_____
Я научился __________Определяют уровень достижений своих результатов.
Отвечают на вопросы учителя
Приложение 1.
Установите соответствие
1. Вода, находящаяся в земной коре называется __________А. минеральными водами
2. Горные породы, пропускающие воду, называются __________Б. источниками (родниками)
3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах (напр. : солях, гипсе, известниках) называются __________В. межпластовыми водами
4. Слой, насыщенный водой называется __________Г. водоносным слоем
5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются __________Д. пещерами
6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах , в оврагах, резных долинах называются __________Е. водопроницаемыми горными породами
7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется __________Ж. грунтовыми водами
8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются __________З. подземной водой
Ответы: 1. З; 2. Е; 3. Д; 4. Г: 5. Ж; 6. Б; 7. В; 8. А.
Заключение
Теперь учащиеся могут ответить , что делает река с горными породами, какие из них и почему разрушаются легче, быстрее, медленнее, и подойти к выводу о том , что река образует свое русло очень медленно, что реки существуют многие тысячи лет.
Конкурс знатоков:
а) Я – сибирская река
Широка и глубока
Букву «е» на «у» смени -
Стану спутником земли.
(Лена – Луна)
б) Ты, меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина – герой,
Но если «я» на «н» сменяешь,
Сибирской стану я рекой.
(Елисей – Енисей)
в) В Африке известная река,
К ней прибавьте срочно букву «к»
Слово все наоборот прочтите,
Город в Подмосковье отыщите.
(Нил + к = Клин)
г) – Название какой реки состоит из предлога и цифры? (Припять)
– Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога? (Яна)
– Название какой реки у тебя во рту? (Десна)
– Какую реку можно срезать ножом? (Прут)
– Какой приток Дона носит название дерева? (Сосна)
– Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз)
Рефлексия.
Выразите свое отношение к теме сегодняшнего урока с помощью математических знаков:
+ – эмоции, чувства,
% – нейтральная позиция,
: -размышления.
Домашнее задание: сочинять рассказ по теме « речка Юшатырь»
Т. А. Мухамедьянов, МБОУ "Аллабердинская СОШ", Тюльганский район,, Оренбургская область
Метки: География