Информационно-образовательный портал
e-mail: m[email protected]

Хозяйство и отрасли специализации РТ. 9 класс

Хозяйство и отрасли специализации РТ. 9 класс

Цели: 1) обучающая

сформировать представления о главных чертах современного хозяйства РТ. Изучить отрасли специализации РТ. Познакомить со структурой экономики. Закрепить знания терминов и понятий.

2) развивающая

развивать умение работать с экономической картой РТ и экономической картой РФ. Развитие логического мышления, перенос знаний в новую ситуацию. Развить умение работать с дополнительными источниками информации.

3) воспитательная

культура умственного труда.

Оборудование: экономическая карта РТ,

экономическая карта РФ,

проектор,

интерактивная доска.

Ход урока

I Организационный момент;

II Проверка домашнего задания;

1) Дайте оценку экономико – географического положения РТ;

2) Население РТ;

3) Охарактеризуйте природные условия и ресурсы РТ.

III Изучение нового материала.

РТ индустриально – аграрная республика. Первые промышленные предприятия – кожевенные, медеплавильные появились уже в XVII веке. В XVIII – XIX в. в. были основаны Казанское адмиралтейство, суконные, текстильные, свечные, химические предприятия.

В конце XIX века крупными предприятиями были: стеариново – мыловаренный, глицериновый и химические заводы, торгово-промышленное общество. Алафузовых фабрик и заводов, Казанский пороховой завод. В конце XIX в. В Казанской губернии насчитывалось 176 промышленных предприятий с 10,5 тыс. рабочих. Из Казанской губернии вывозили хлеб, лес, изделия химических, кожевенных и ткацких предприятий. После Октябрьской революции частные предприятия были национализированы, объединены в тресты (Металлотрест, Текстильтрест, Пищетрест, Электротрест и др. ). За годы индустриализации народного хозяйства реконструированы и созданы новые предприятия. Республика превратилась в крупный центр – химического и нефтехимического производства и машиностроения. Экономика РТ характеризуется устойчивым экономическим развитием.

Учитель На доске написаны слова Н. Н. Баранского : «Географическое разделение труда является процессом, выделяющим из хозяйственной производственной деятельности сельское хозяйство и промышленность и затем их отдельные виды и разновидности, процессом, обособляющим их территориально и в то же время связывающим их в более или менее единую

хозяйственную систему».

Ключевое слово – географическое разделение труда – ребятам не знакомо. Но так учащиеся могут охарактеризовать межотраслевые комплексы, следовательно мы на уроке выясняем: «Что такое географическое разделение труда?».

Ученики высказывают свое мнение и вместе с учителем дают определение.

Ученики в тетрадях записывают схему с доски, дополняют и комментируют её.

специализация территории:

наличие транспорта для особенности

обмена продукцией ЭГП

производство продукции наличие природных

дешевле, чем в других регионах ресурсов

продукции выпускается больше, чем необходимо

Ученики Делают вывод и дают собственное определение.

Географическое разделение труда выражается в специализации отдельных отраслей по выпуску определенной продукции.

Учитель Сейчас мы попробуем с вами вычислить коэффициент специализации.

= ,

П – доля продукции района, в общем производстве страны,

Н – доля населения района к общему населению.

1, значит эта отрасль специализации.

Учащиеся называют отрасли специализации РТ.

– химическая

– нефтехимическая

– машиностроение

– легкая

– пищевая

– производство строительных материалов

Учитель Какие факторы влияют на отрасли специализации?

Ученики Предположения и высказывания учащихся. Например: 1) продукция должна быть дешевле, чем в других местах (не имеет смысла везти продавать северные фрукты и овощи на юг, а вот южные фрукты почти круглый год можно видеть на рынках); 2) товаров и услуг производится больше (на Севере европейской части древесины заготавливают больше, чем необходимо. Лес везут в Центр, на Юг и экспортируют; 3) продукция необходима стране (добыча алмазов в Якутии дороже, чем в ЮАР. Алмазы востребованы не только в ювелирной промышленности, но и в горно – добывающей промышленности, в строительстве.

Учитель Запишем факторы оказывающие влияние на географическое разделения труда РТ.

1) научно – исследовательская база

2) выгодное ЭГП

3) развитие транспортных путей

4) наличие природных ресурсов

5) увеличение роли финансово – кредитной сферы банка

6) развитие малого и среднего бизнеса

Учитель на доске пишет схему.

Географическое разделение труда:

пищевая промышленность

химическая промышленность

легкая промышленность

ТЭК

машиностроение

I Химическая промышленность

Химия органического синтеза включает: (производство синтетического каучука, пластмассы, синтетических смол, шин).

Крупные производственные комплексы отрасли:

– АО «Оргсинтез»;

– «Нижнекамскнефтехим»;

– «Нижнекамскшина»;

– «Тасма»;

– Завод синтетического каучука им. С. М. Кирова.

Главные инновации: 1) производство ударопрочного полистирола, полипропилена;

2) новые марки полипропилена;

3) высокоэффективные типы шин.

Основная химия включает производство кислот, щелочей, солей.

Горнохимическая промышленность

Юго-запад РТ – добыча фосфоритов.

II Топливная промышленность:

нефтяная газовая угольная

Ежегодно добывают 29 млн. т нефти. Главные месторождения: Шугуровское, Ромашкинское; центры – Альметьевск, Азнакаево, Бугульма, Бавлы, Елабуга. Нефтепровод «Дружба»: Альметьевск – Белоруссия – Европа; Альметьевск – Новороссийск.

Учащиеся по карте «Природные ресурсы РТ» объясняют куда поступает нефть, что из неё изготавливают и какое крупное объединение регулирует данные процессы.

Учитель вместе с детьми делают вывод по данной отрасли промышленности.

III Энергетика

Традиционные источники – ТЭС, ТЭЦ.

Нижнекамская ГЭС

Заинская ГРЭС

Суммарная мощность электростанций 7073 Мегаватт.

Учитель: Почему прекратили строительство АЭС в нашей республике? (учащиеся высказывают свои предположения).

Учитель: 1) фундамент Казанского яруса находится в движении; 2) охладительная система, которая накапливает радионуклиды находится ниже уровня реки Кама.

IV Машиностроение

В комплексе предприятий машиностроения крупными являются:

– Камский автомобильный завод;

– Елабужский завод легковых автомобилей;

– Казанское авиационное производственное объединение;

– Казанский вертолетный завод;

– Зеленодольский судостроительный завод.

Учащиеся подготовили сообщение о машиностроительном комплексе. (Например: производство вертолетов Ми-8, Ми-38, «Ансат», «Актай»)

Обобщение по отраслям специализации РТ.

С помощью проектора задание появляется на большом экране.

О первом Здесь река, лидирующая в России по числу расположенных на её берегах городов, принимает свой самый полноводный приток

О втором Здесь расположен крупнейший в России завод по производству грузовых автомобилей

О третьем Второй по размеру город назывался Брежнев

О четвертом Титульный народ этого субъекта федерации – второй по численности народ России

Ответы: 1) На р. Волга расположено больше городов, чем на других реках России. Река Кама впадает в Волгу ;

2) Набережные Челны – КАМАЗ;

3) Набережные Челны;

4) татары – второй народ после русских по численности РФ.

Итог урока.

РТ – это республика с мощным промышленным потенциалом. В РТ проводится активная политика государственной поддержки предприятий, выпускающих товары – лидеры и приносящих основную долю прибыли. К таким товарам лидерам относятся нефть, нефтепродукты, вертолеты, автомобили, полиэтилен и другие. На следующих уроках мы будем рассматривать другие отрасли специализации.

Домашнее задание.

Опережающее задание: Найдите сообщения и интересные факты по отраслям – пищевая, легкая промышленность в РТ.

Н. А. Тихонова, школа №69, Республика Татарстан

Метки: География