Урок по теме «Западно– Сибирский экономический район»
Урок по теме «Западно– Сибирский экономический район»
Цель урока: Изучить влияние ЭГП района и обеспеченность природными ресурсами на развитие района и его хозяйственную специализацию.
Задачи:
Образовательные:
выявить особенности географического положения и природно-ресурсного потенциала района;
составить "образ территорий", входящих в состав экономического района Западная Сибирь;
дать характеристику отраслям специализации района и факторам их развития;
определить состояние экономики и проблемы.
Развивающие:
Развитие внимательности, логического мышления и расширение кругозора, подготовка учащихся к жизни в постиндустриальном обществе, закрепить умение извлекать информацию из карт атласа;
умение анализировать данные и формулировать выводы;
раскрыть причины зависимости природно-ресурсного потенциала и отраслей хозяйства; а также зависимость развития района от особенностей ЭГП.
Воспитательные:
Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, воспитание информационной культуры;
учащиеся должны убедиться в том, что освоение какой-либо территории невозможно без знания её особенностей.
Оборудование: Физическая и социально-экономическая карты Западной Сибири, мультимедийный проектор, атласы – 9 класс, контурные карты, учебник
Тип урока: Открытие новых знаний
Ход урока
1. Ориентационно-мотивационный этап.
Здравствуйте, ребята! Мы продолжает изучение Азиатской части России. Сегодня нам предстоит познакомиться с новым экономическим районом.
Показ видеоролика о Зап. Сибири
С чем ассоциируется у вас Западная Сибирь? ( ответы уч-ся)
Проблемный вопрос: Только ли топливная промышленность развита в Западной Сибири?
Давайте вспомним состав и специализацию ранее изученных экономических районов нашей страны.
Показать на карте состав и специализацию ранее изученных экон. районов: 2 ученика у доски, 1подписывает названия экономич. районов на интерактивной карте
2. Операционно-исполнительный этап.
Запишем тему урока и определимся с планом урока. С чего начинается знакомство с экономическим районом? План урока:
1. Состав, ЭГП Западной Сибири.
2. Население и города
3. Природные ресурсы
4. Отрасли специализации
5. Проблемы, пути их решения.
Задание 1. Работая с политико-административной картой России, определите состав экономического района Западная Сибирь, отметьте в конт. карте.
Проверка: Показать на административной карте у доски (1 называет, другой показывает)
Состав:
5 областей: 1Тюменская (Ханты-Мансийский АО-Югра, Ямало-Ненецкий АО);
2. Новосибирская;
3. Томская;
4. Омская;
5. Кемеровская.
1 край – Алтайский край (г. Барнаул).
1 республика – Алтай (г. Горно-Алтайск).
3 этап: Мотивация. Показ проекта МУЛЬТИРОССИЯ – Югра, Новосибирск, Томск
Задание 2. Дайте оценку ЭГП Западной Сибири. Для выполнения задания вы можете использовать таб. 54 , п. 57, атлас. Возьмите карточку 1 и заполните пропуски в тексте.
1. Площадь района составляет 2. 4 млн. км2, из них около 2 млн. км2 – нефтегазоносные земли. Здесь проживает 15 млн. чел
2. Положение района на территории страны(окраинное, приморское, пограничное, центральное) окраинное, пограничное, приморское
3. На севере район имеет выход к Карскому морю.
4. На юге Западная Сибирь граничит с 2 государствами: Казахстаном, Монголией.
5. На западе соседями являются Уральский, Евр. Север экономические районы.
6. На востоке граничит с Восточно-Сибирским экономическим районом.
7. По территории района проходят две важные транспортные магистрали: Транссибирская ж/д, Северный морской путь.
8. Наиболее тесные связи налажены с Уральским экономическим районом.
9. Оцените особенности ЭГП Западной Сибири:
+ -
Выход к морю Удаленность от Центра
Пограничное положение Суровый климат
Соседство с Уральским ЭР Заболоченность
УСТНО
10. В чем преимущество ЭГП Западно-Сибирского экономического района перед другими экономическими районами Восточного макрорегиона?
– близость к Центральной России
– более развитая инфраструктура
Проверка задания:
1. Поднимите руки, кто правильно оценил ЭГП района?
2. В чем были затруднения?
3. Оцените работу соседа по парте
Опережающее домашнее задание: Показ презентации «Население и города Зап. Сибири»
1. В чем диспропорции в площади региона и численности населения?
2. Где сосредоточена основная масса населения?
3. В какие годы было образовано множество предприятий ВПК в Западной Сибири? С чем это связано?
Вывод: Города сосредоточены в южной части экономического района, именно там развита обрабатывающая промышленность.
Задание 3. Работа в парах
– Определите по карте атласа 8 класса и используя текст учебника на стр. 247 – какие минеральные ресурсы имеет район.
Вопрос: Как различаются ресурсы Западно – Сибирской равнины и Кузнецко-Алтайского подрайона?
Проблемный вопрос: Чем объяснить, что в Западной Сибири сосредоточены крупнейшие месторождения нефти и газа?
Задание 4. Используя знания о природных ресурсах, предположите, какие отрасли специализации развиты в Западной Сибири. Выпишите отрасли в таблицу:
Отрасли специализации Районы добычи, распространения ресурсов центры промышленности
Кузецко-Алтайский подрайон
Черная металлургия: каменный уголь-Кузбасс
жел. руда-Горная Шория Новокузнецк
Новосибирск
Цветная металлургия Ртуть, полиметаллы-Алтай
Цинк
Олово
Белово
Новосибирск
Машиностоение Станко-, приборостроение, энергетич. оборудование:
С/х машины:
Оборонное: Новосибирск
Рубцовск, Барнаул
Омск, Томск, Новосибирск
Химическая Азотные удобрения, пластмассы: Кемерово
Сельское хозяйство(уточнить, какие отрасли животноводства и растениеводства наиболее развиты) Животноводство:
– . . . КРС
– . . . Овцеводство
– . . . Пчеловодство
– . . . Оленеводство
Полеводство:
– . . . . Яровая пшеница Юг Зап. Сибири, лесостепь, степь
Алтай
Крайний Север
Рекреационное хозяйство Алтай(Телецкое озеро, р. Катунь)
Западно-Сибирский подрайон
Топливная( нефтяная) Среднее течение Оби Самотлор, Сургут, Усть-Балык, Мамонтовское
Топливная (газовая) Крайний Север Уренгой, Ямбург, Медвежье
Проверка:
Вопрос :Какие специальности будут востребованы в этом регионе?
Учитель.
Ведущую роль в развитии нефтяного комплекса играют нефтяные компании – Лукойл, Сургутнефтегаз, Роснефть.
Объем добычи нефти с каждым годом увеличивается, а запасы истощаются – по запасам Россия на 8 месте, а по добыче – 3е место в мире.
По добыче газа– 1е место в мире. В будущем лидерство останется, запасы газа есть так же на шельфе. С ТЭК Западной Сибири связано благосостояние всех граждан, валютные доходы (60% поступлений) от ее экспорта позволяют обеспечить потребительский рынок импортными товарами. По системе трубопроводов газ и нефть экпортируют на запад(в Европу) а также на юг и восток. В настоящее время начинается новый этап развития З. Сибири. На её севере, примыкающем к Полярному Уралу, были найдены крупные запасы ж. руды, фосфоритов, кварца, марганца и хрома( а что мы знаем об этих ресурсах?)Начато строительство ж. дороги. она пройдёт от Екатеринбурга в Тюмень, к Салехарду, на п-в Ямал( показываем на карте)
Итак, анализируя данные нашей таблицы , мы убедились, что Западная Сибирь – это не только нефть и газ России, это и мощная металлургия, развитая химическая промышленность, машиностроение, и сельское хозяйство.
Как и в любом другом районе в З. Сибири есть проблемы для развития хозяйства
Какие?
1. Неразвита транспортная сеть
2. Плохая инфраструктура
3. Недостаток трудовых ресурсов
4. Недостаточно развита обрабатывающая промышленность
Вывод:
Западная Сибирь располагает перспективами для экономического роста.
Существуют серьёзные экологические проблемы:
1. Уничтожение оленьих пастбищ.
2. Загрязнение тундры нефтью.
3. Загрязнение воздуха в Кузнецко-Алтайском подрайоне угольной пылью, дымом.
4. Заболоченность.
А вот как решить эти проблемы – это будет ваше домашнее задание.
3. Закрепление: Мини-тест (Слайд)
4. Рефлексивно-оценочный этап. Подведем итоги нашего урока: давайте вспомним, что теперь вы знаете о Западной Сибири. Высказываемся по цепочке, с условием – НЕ ПОВТОРЯТЬСЯ!
Оцените свою работу на уроке в парах.
Домашнее задание: § 57 .
1. Определите пути решения экологических проблем экономического района Западная Сибирь. Нанесите природные ресурсы на контурную карту.
Н. А. Усатова, МОУ СОШ с. Преображенка Пугачевского района Саратовской области
Метки: География